Ливневка потребовала жертв

1540
5 минут
Ливневка потребовала жертв

Поделиться

Подтопление Ростова-на-Дону 30 июня в результате сильнейшего ливня обернулось жертвами, и это требуют от местных властей все же заняться проблемой ливневой канализации — весьма дорогой проблемой.

Вечером в последний день июня за два часа выпала двухмесячная норма осадков. Балка, идущая через весь Ростов между улицами Большая Садовая и Пушкинская и пересекающая основные проспекты, была затоплена в считанные минуты. На проспекте Буденновский 14-летнюю девочку затянуло потоком воды под колеса машины — и даже очевидцам не удалось ее спасти. Еще 9 человек получили травмы и ушибы, удары током от оборвавшихся проводов ЛЭП. Четверо из них — госпитализированы. Всего в городе произошло 38 ДТП, повреждено 24 автомобиля, повалено 18 деревьев, 8 порывов ЛЭП, от электроснабжения было отключено 85 домов. СКЖД сообщило о задержке 9 пассажирских поездов из-за подтопления железнодорожной станции Первомайская. Как заявил на следующее утро глава администрации Ростова-на-Дону Сергей Горбань, расчисткой магистралей ночью занималось около 400 человек. Но это тот случай, когда оперативное реагирование не решает проблемы.

Поделиться

Защитой от подтоплений в результате сильных ливней в городе является ливневая канализация, которая включает открытые и закрытые системы водоотвода с наземными ливнепремниками и подземными соединительными коллекторами. В Ростове-на-Дону система ливневой канализации неполноценна и регулярно не справляется с ЧС.

«В Ростове 100 км ливневок. Нужно в 10 раз больше. Как минимум. Но в балке на Буденновском история будет повторяться... Таков уж рельеф нашего центра...», — написал на своей страничке в социальной сети бывший замгубернатора Ростовской области Александр Ищенко. По его словам, город должен иметь программу развития ливневой канализации и после ЧМ-2018 начать ее реализовывать поэтапно с привлечением средств регионального и федерального бюджетов. «А пока активизировать расчистку ливневки, переводить существующие сети в муниципальную собственность (представьте, до сих пор есть бесхозные). И обязательно закладывать ливневую канализацию в проекты новых дорог и реконструкцию старых», — написал г-н Ищенко.

По словам начальника отдела эксплуатации дорог департамента автомобильных дорог и дорожного движения Ростова-на-Дону Михаила Меженевского, возникшая в городе ситуация связана с тем, что стихия обрушилась не планомерно на город, а на его отдельные районы. «Река Темерник принимает все сточные воды Ростова-на-Дону. Из-за интенсивных дождей уровень реки Темерник сильно поднялся, и трубы генерального коллектора, который собирает сточную воду в Темерник, закрылись из-за гидронапора, что снизило пропускную способность ливневых канализаций и уменьшило скорость воды», — объясняет специалист. Г-н Меженевский говорит, что нужно предусмотреть ограничение повышения уровня реки Темерник во время сильных дождей, чтобы трубы коллектора не закрывались. «Но это уже другая инженерная задача», — добавляет он.

По словам вице-президента Союза архитекторов России Юрия Трухачева, полноценной системы ливневой канализации в Ростове-на-Дону нет, хотя она абсолютно необходима в городе. «Это не роскошь, а необходимость. Нужно понимать, что ее ливневая канализация работает не только во время ЧС, она в принципе сохраняет качество дорог», — прокомментировал «Эксперту ЮГ» г-н Трухачев, добавив, что мы не знаем, в каком состоянии сейчас находится генеральный коллектор Ростова-на-Дону.

Поделиться

По данным источника в Росавтодоре, дорожники, которые также отвечают за строительство ливневой канализации, не закладывают ее в проекты, потому что это сложнейшая инженерная система, требующая больших вложений. Даже при длившейся два года капитальной реконструкции улицы Горького, в ходе которой перекладывали даже трамвайные рельсы, ливневая канализация в проект "не поместилась": она требует другого уровня бюджета. Эколог Александр Водяник оценивает необходимые Ростову вложения в систему ливневой канализации в 5 млрд рублей. По его словам, такие ЧС в регионе будут повторяться в связи с глобальными изменениями климата и возрастающими природными катаклизмами.

Сам глава города Сергей Горбань оценил работу ливневой канализации в ходе последнего инцедента как удовлетворительную. Однако глядя на фотографии с помятыми автомобилями, которые водный поток прямо в центре города свалил в груды, согласиться с этой оценкой трудно. А человеческая жертва сильно заострила проблему, которой более нельзя не заниматься.

Сейчас же планы по развитию ливневки в Ростове необычайно скромны. По данным городского департамента автомобильных дорог, в мегаполисе сегодня 113 км ливневой канализации. Согласно документу «Об утверждении Генеральной схемы очистки территории города Ростова-на-Дону» за 9 июля 2014 года, к 2018 году в городе будет 118 километров ливневой канализации. То есть пять километров за пять лет. Это не очень амбициозные планы, учитывая наглядность проблемы затопления Ростова после каждого сильного дождя.

Поделиться

«В Генеральном плане Ростова-на-Дону до 2025 года система ливневой канализации учтена, — сказал «Эксперту Юг» начальник отдела реализации Генерального плана департамента строительства и архитектуры Ростова-на-Дону Григорий Алексеев-Малахов. — На карте системы ливневой канализации указаны как уже существующие линии, так и те, которые нужно спроектировать и построить. Город разбит на 14 участков-бассейнов, к которым привязана система. Кроме того в разделе гражданской обороны и ЧС Генплана показаны потенциально опасные территории с плохими грунтами и т.д. Реализация Генплана должна уже закладываться в госпрограммах». Однако Юрий Трухачев добавляет, что система ливневой канализации была учтена и в прежних Генпланах города, но она так и не была создана.

По словам Михаила Меженевского, в городе, однако, ведутся работы по развитию системы ливневой канализации, которая заложена в Генплан города до 2025 года. «По мере поступления бюджетных средств мы работы по созданию новых километров ливневой канализации и установки коллекторов выполняем. В этом году закончится работа по строительству семи километров ливневой канализации на ул. Береговой и Ворошиловском мосту. Реконструкция улицы Станиславского также предусматривает ливневую канализацию и коллектор».

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1