Крупнейший российский ритейлер «Магнит» планирует создать собственную дистрибуцию с оборотов до 150 млрд рублей, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на презентацию компании «Оптовые продажи. Стратегия развития 2017–2020». В компании сообщили, что концепция пока прорабатывается.
Клиентская база оптового звена «Магнита» может составить 13,7 тысяч организаций из числа несетевой розницы, регионального ритейла, рынков и ярмарок. В ассортиментный портфель могут войти продовольственные товары: табак, алкоголь, кондитерские изделия, безалкогольные и слабоалкогольные напитки, кофе и чай, бакалею, молочную продукцию, овощи и фрукты, рыбу и мясо.
До конца года ритейлер будет заниматься развитием региональных групп торговых представителей. Создание нового направления должно принести «Магниту» до 150 млрд выручки в год дополнительно. Компания планирует развивать онлайн-сервисы для своих поставщиков и дилеров.
В 2016 году «Магнит» показал самый низкий за всю историю рост выручки компании — 12,8%. Объем выручки составил 1,07 трлн рублей, доля оптовых продаж в структуре компании — 0,5% (5,6 млрд рублей). Компания впервые не вошла в рейтинг «Эксперта Юг» быстрорастущих компаний юга России, в то время как до 2016 года «Магнит» рос на уровне 30-20% ежегодно. Новое направление может вернуть ритейлеру прежнюю динамику роста.
«Компаний уровня «Магнита» на рынке оптовых продаж, в отличие от розницы, нет. Развитие собственного дистрибуционного бизнеса позволит компании еще больше увеличить объём закупки продукции и фактически взять в управление независимые точки традиционной несетевой розницы. Кроме того, «Магнит» активно развивает собственное производство, что тоже могло повлиять на решение о старте оптовых продаж», — прокомментировал «Эксперту Юг» заместитель председателя правления Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.
Теоретически оптовое звено «Магнита» может заменить дистрибуцию производителям, у которых она развита слабо, считает Дмитрий Леонов. Но здесь самое важное — договоренность сторон. «Начало поставок продукции сетью не в свои магазины, а в иные каналы продаж без согласования с производителем признано Комиссией по соблюдению Кодекса добросовестных практик «Руспродсоюза» недобросовестным поведением. Так, если производитель дает сети глубокую скидку и ему нужно реализовать большой объем акционных товаров, то эта скидка должна транслироваться покупателю на розничной полке. Распространение скидки на оптовое звено убивает независимую дистрибуцию и разрушает сформированную производителем систему ценообразования по каналам продаж», — объяснил он.
«Стратегически «Магнит» поступает верно, — считает член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Сергей Илюха, — собственное оптовое звено позволит получать большую маржу сети. Но это вызовет еще больший интерес антимонопольного ведомства к ритейлеру».
С 2015 года розничная сеть активно занимается развитием собственного производства. Компания строит промышленный парк в Краснодаре стоимостью 9 млрд рублей. Сроки реализации первой очереди проекта – 2018 год. Согласно проекту, на площади в 146 га в районе поселка Дорожный будет построено 14 производств — фабрика кондитерских изделий, производство сухих завтраков и снеков, макаронных изделий, фабрики по фасовке чая, производству мороженного, рыбы, сухих кормов для животных, замороженных полуфабрикатов, овощей, консервов и т.д. Реализация второй очереди запланирована на 2018–2019 годы (94 га), третьей — на 2019–2020 годы (227 га). В интервью телеканалу «Россия-24» владелец сети Сергей Галицкий заявил, что планирует инвестировать до 52 млрд рублей.
ПАО «Магнит» — крупнейшая российская розничная сеть с головным офисом в Краснодаре. Общее количество магазинов сети на конец прошлого года составило более 14 тысяч, включая 10,5 тысячи магазинов у дома, 237 гипермаркетов, 194 магазина «Магнит Семейный» и 3 тысячи дрогери.