Южный топливный рынок сегодня динамичнее и перспективнее, чем в других регионах, что объясняется развитием туризма и появлением крымского направления. При этом, по словам коммерческого директора компании «ОМТ-Консалт» Радика Саитова, основная конкуренция здесь развернётся между вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНКами)

"> «Монополизм в регионах уходит в прошлое» | Эксперт ЮГ

«Монополизм в регионах уходит в прошлое»

1334
8 минут

Южный топливный рынок сегодня динамичнее и перспективнее, чем в других регионах, что объясняется развитием туризма и появлением крымского направления. При этом, по словам коммерческого директора компании «ОМТ-Консалт» Радика Саитова, основная конкуренция здесь развернётся между вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНКами)

«Монополизм в регионах уходит в прошлое»

Поделиться

— Как сегодня выглядит розничный топливный рынок юга России с точки зрения объёмов реализации и динамики развития на фоне других регионов?

— На юге России находится около 4,1 тысячи объектов розничной сети, реализующих бензин и дизельное топливо. Общая реализация топлива ЮФО и СКФО за 2015 год составила порядка 4,9 миллиона тонн автобензина и 2,3 миллиона тонн дизельного топлива. Объёмы реализации в этих федеральных округах в последние годы, кроме кризисного 2015, планомерно росли, по предварительной оценке в районе одного-трёх процентов в год. А что касается 2015 года, то на юге России спад по реализации не оказался провально высоким на фоне других регионов РФ. Дело в том, что на южный топливный рынок влияют многие факторы, но один из основных — курортно-туристический. Обстановка в мире изменилась. За границу стало ездить отдыхать или опасно (Египет), или дорого (Европа), или затруднительно в силу обострения двусторонних отношений (Турция). Туристический тренд сместился на внутренние направления, а российский курортный рынок на Юге за последние годы быстро развивается, растёт транспортный транзитный поток, что приводит к приросту реализации, особенно в сезонный период. Отмечен также прирост грузооборота с ближайшими соседями — Абхазией, Арменией, Азербайджаном, Киргизией. Все эти тенденции будут укрепляться и дополнительно стимулировать топливный рынок.

«Картина больше не одноцветная»

— Каково распределение долей между основными игроками на розничном рынке юга России? Как в последние годы менялась ситуация?

— Доля ВИНКов на топливном рынке юга России сопоставима с другими регионами. Но с каждым годом конкуренция растёт — в первую очередь между ВИНКами.

В целом структура парка АЗС в ЮФО и СКФО следующая: ВИНКи имеют порядка 1,4 тысячи заправок, или 35 процентов, независимые игроки — 2,6 тысячи и 65 процентов соответственно. При этом более 600 и почти 500 АЗС принадлежат «Роснефти» и «ЛУКойлу», которые, по сути, являются «хозяевами розницы», к ним можно прибавить «Газпром» — ещё чуть более 200 АЗС. Заправочные комплексы этих компаний реализуют примерно чуть больше половины от общего объёма топлива. Остальная часть рынка — у независимых структур.

При этом южные регионы неоднородны. Так, в Краснодарском крае отмечается наибольшее число игроков и объектов розничного комплекса. В формировании регионального рынка участвуют такие ВИНКи, как «Роснефть» (под брендами «ТНК» и «Роснефть»), «ЛУКойл», «Газпром», «Газпром нефть» и «Татнефть». Менее «живая» картина, например, в Астраханской области, Калмыкии, так как эти регионы не являются «туристическими мекками» страны.

Но картина уже не такая «одноцветная». Так, большинство регионов СКФО, не считая, может быть, Ставропольского края, перенасыщены независимыми игроками, в том числе эксплуатирующими бренды крупных компаний. И, несмотря на эту перенасыщенность, даже у независимых участников рынка остаются перспективы для развития, в первую очередь, если они располагаются вблизи прибережного кластера, относящегося к Керченской переправе.

— По какому сценарию, на ваш взгляд, в ближайшей перспективе будет вестись конкурентная борьба?

— В целом скажу так: доля рынка, принадлежащая ВИНКам, будет увеличиваться, но монополизм «одного игрока» уходит в прошлое. Туда, где доминирующее положение занимала одна крупная компания, приходят другие сильные игроки. Приведу только один пример — Волгоградская область. Здесь чётко видны конкурентные тенденции. Десять лет назад в регионе был только один основной игрок — «ЛУКойл». В данный момент его доля рынка сократилась из-за уверенного стратегического развития «Газпрома» и «Роснефти». Да, это тоже ВИНК-структуры, но монополизма одной ВИНК уже нет. А в регионах, приближенных к курортным зонам, в том же Краснодарском крае, больше конкурентоспособных независимых компаний.

«Угроза дефицита всё меньше»

— Топливо стандарта «Евро-4», как известно, выводится из оборота. На ваш взгляд, справятся ли НПЗ с обеспечением потребителей качественным топливом «Евро-5», завершив в установленные сроки модернизацию производства? Насколько вероятен коллапс на розничном рынке?

— По мере приближения к обозначенному сроку перехода на «Евро-5» перспективы дефицита становятся всё менее устрашающими. Основные заводы уже перешли на «Евро-5», или переходят в настоящее время. Для примера — некоторая статистика по бензину. Полностью или практически полностью модернизировали свои НПЗ под «Евро-5» «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «ЛУКойл», «Башнефть», Нижнекамский НПЗ компании «ТАИФ». Большинство НПЗ с программой модернизации под нормы Техрегламента справилось ещё до первоначальных сроков перехода на «Евро-5» — первого января 2016 года. По НПЗ «Роснефти» доля производства бензина «Евро-5» в первом квартале 2015 года составляла 47–54 процента, в апреле-октябре — 73–81 процент, а в декабре представитель госкомпании сообщил, что все НПЗ «Роснефти» полностью перешли на выпуск моторных топлив стандарта «Евро-5». Далее в инвестпрограмме компании фокус развития направлен на повышение глубины переработки. Перенесены сроки модернизации Туапсинского НПЗ «Роснефти» на период 2016-2019 годов, однако данный завод пока не входит в состав ключевых базисов.

Сейчас только на отдельных НПЗ ВИНК ещё ведется выпуск продуктов, которые будут запрещены к обороту через три месяца. Напомним, что во втором полугодии 2015 года с инициативой о переносе сроков перехода выступили нефтяники, аргументируя просьбу тем, что в сроки не успеет «Роснефть», чьи заводы, пожалуй, требовали больших сроков и инвестиций, однако со стороны самой компании сомнений в выполнении программы не было с самого начала.

Также стоит отметить, что ввиду модернизации постоянно увеличивается глубина переработки. Например, пятого июня 2015 года запущена новая установка первичной переработки нефти АВТ-1 мощностью шесть миллионов тонн нефти в год на Волгоградском НПЗ. Рост переработки нефти на НПЗ позволит увеличить выпуск бензина и дизельного топлива, а также обеспечит дополнительное производство вакуумного газойля (ВГО), необходимого для загрузки строящегося на Волгоградском НПЗ комплекса гидрокрекинга. Ввод этого комплекса в эксплуатацию в 2016 году позволит дополнительно выпускать около двух миллионов тонн дизельного топлива «Евро-5». В целом программа модернизации позволит увеличить глубину переработки, усреднённую по всем производственным площадкам РФ, с 74,2 процента по итогам 2015 года до 75 процентов к концу 2016 года.

«Тренд — на расширение спектра услуг на АЗС»

Встречается точка зрения, согласно которой при нынешней конъюнктуре трудно ожидать дальнейшего развития сети АЗС — сроки окупаемости очень большие, а финансовые возможности игроков, прежде всего некрупных, ограничены. Вы согласны с этой оценкой?

— Кризис — это всегда время перемен. Сегодня нужно менять приоритеты, привлекая клиентов широким спектром услуг. За счёт сопутствующего бизнеса повышается доходность. В этом тренде развиваются все ВИНКи и независимые компании, которые понимают, что это не только необходимость, но и капитал, который вкладывается в завтрашний день. Уверен, качественное развитие сети АЗС в России будет продолжаться.

— Насколько перспективными сегодня являются такие направления розничного рынка, как многотопливные АЗС и заправки для электромобилей?

—Развитие многотопливных АЗС в Южном и Северокавказском округах — не только перспектива, а свершившийся факт. На Юге исторически большое количество автомобилей заправляется газомоторным топливом (пропан-бутан). Поэтому данный сегмент можно считать перспективным и в дальнейшем. Сейчас такое топливо реализуют многие АЗС, в том числе под брендами «Газпрома» и «ЛУКойла».

А вот развитие заправок для электромобилей — это пока экзотика, возможная разве что в туристической зоне.

— Как на юге России развивается бизнес, сопутствующий розничному рынку топлива? Какие перспективные ниши вы здесь видите?

— Это направление — огромная возможность для развития. Именно расширение спектра услуг на АЗС является тем самым «ключом к успеху». Сейчас большинство объектов работает в рамках формата «АЗС плюс магазин». Поэтому перспективными будут расширение рамок общепита, открытие качественных автосервисов (мойка, шиномонтаж), другие услуги.

В последние годы тренд на расширение спектра оказываемых на АЗС услуг усиливается. Например, если ранее в ЮФО доля потребителей услуг на АЗС, которые ориентировались только на низкую цену топлива, составляла 25 процентов, то сегодня эта цифра составляет около 15 процентов. И с каждым годом так называемая ценовая ниша будет сокращаться — потребитель готов платить за качественный сервис и сопутствующие услуги. Надо вкладываться в развитие формата АЗС, узнаваемости бренда, а уже потом обращать внимание на ценовую нишу. У тех предпринимателей, в основе стратегии которых лежит только низкая цена на бензин и дизель, будущего нет. Сопутствующий бизнес развивается как объективная необходимость, и это происходит во всех регионах России. Потребители уже привыкли видеть на АЗС холодные напитки, снеки, чай, кофе и элементарную выпечку. Если говорить о южных регионах, то Краснодарский край и Ростовская область имеют признаки развитой сети АЗС с сопутствующими товарами, особенно на федеральных трассах, таких как М4. Конечно, с учётом региональной специфики, которая выражается в сезонном факторе. Но многое ещё предстоит сделать.

Дальнейшая перспектива развития очевидна, так как поток туристов на Черноморское побережье растёт и будет расти. Строительство Керченского моста и соответствующей инфраструктуры только усилит поток автолюбителей, и ограничиться лёгкими закусками с чаем уже не удастся. Очевиден спрос на расширенный ассортимент, включая горячие блюда.

Что ещё очень важно. Власть, прежде всего на местах, и бизнес должны выполнять определённые социальные функции и работать совместно для решения одной задачи — повысить социальный уровень жизни. Согласитесь, рост качества услуг на топливном рынке соответствует такой задаче. И бизнес ждёт от власти понимания и внятной политики, и готов в этом направлении работать сообща, это ведь, в конечном счёте, и в его интересах.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1