92 98 13

«Наш сегмент рынка может не восстановиться»

2972
5 минут

Как частный авиабизнес переживает нелегкие времена, а также об изменениях, происходящих в сегменте малой авиации на Кубани, рассказывает директор компании SimAvia Симон Мноян.

«Наш сегмент рынка может не восстановиться»

Поделиться
Как частный авиабизнес переживает нелегкие времена, а также об изменениях, происходящих в сегменте малой авиации на Кубани, рассказывает директор компании SimAvia Симон Мноян.

Месяц назад Россия закрыла регулярное и чартерное авиасообщение со всеми странами мира. Угроза заражения новым вирусом COVID-19 привела сокращению спроса на пассажирские перевозки, что, в свою очередь, не могло не отразиться на количестве внутренних авиарейсов. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в авиационной отрасли России в 2020 году будет сокращено 330 тыс. людей. Причем, снижение объемов авиаперевозок в нашей стране отразится и на Европе.

— Что Вы считаете специфическими чертами нового кризиса?

— Кризис глобальный и позиции нашей страны наихудшие, потому что у нас сырьевая экономика. Резервы хоть и есть, но исчезнут намного раньше, чем начнется подъем. Для роста нет никаких резервов, как фундаментальных, так и финансовых, квалификационных. Нужна другая, антикризисная команда, - люди, готовые работать в 10 раз больше, и меньше зарабатывать. Но я, честно говоря, таких людей не вижу.

— На ваш взгляд, как Кубань проходит этот кризис?

— Так же, как и другие регионы: болезненно. Тем более, что у нас курортный край, и кризис в сильной степени затронул всю отрасль, включая курортный сервис. Но преимущество – в том, что регион сельскохозяйственный, и эта продукция востребована сегодня.

— Как отразился кризис на деятельности компании SimAvia? В связи с сокращением числа пассажиров на внутренних рейсах и отменой международного авиасообщения как изменился объем чартерных рейсов?

— Являясь дилерами самолетов Piper (Piper M350, M500, M600, TBM 940 — все шестиместные, прим. ред.) и оказывая услуги сервисного обслуживания самолетов TBM, мы ориентировались на бизнес среднего класса. Но сейчас предприятия этого сегмента находятся в состоянии упадка, поэтому самолеты стоят, полетов очень мало. Чартеры заказывали, чтобы перелететь домой, те, кто не смог вовремя вернуться. Для полетов на отдых уже нет смысла их заказывать - везде запреты; в сегменте деловых перелетов - нет понятия о перспективах. Объем чартерных перелетов упал на 50-70%. Что касается продаж, то в условиях неопределенности никто не хочет инвестировать в покупку самолетов, хотя еще совсем недавно это было востребовано для экономии времени и комфорта.

— Вы являетесь брокером по организации чартерных рейсов. Какие направления пользовались наибольшей популярностью?

— Есть две истории: перелеты на отдых, здесь были востребованы, например, Дубай и Швейцария, - и деловые перелеты. Они, в основном, были востребованы внутри России, потому что нет такой сильной активности между Краснодаром и зарубежными странами, как, например, в Москве, чтобы постоянно заказывали чартеры и летали по миру.

— Востребован ли сейчас сервис по обслуживанию самолетов?

— Очень низкий спрос. Только те клиенты, которые были, новых нет.

— С какими основными проблемами Вам пришлось столкнуться? Какие угрозы для бизнеса считаете главными?

— Общий упадок в бизнес - среде напрямую сказывается на нас, - нет интереса к покупке и, соответственно, к обслуживанию. Сейчас есть риск исчерпать финансовые резервы, не дождавшись восстановления, и прекратить деятельность. Наш сегмент рынка может и вообще не восстановится. Для сохранения сертификата, позволяющего компании заниматься техническим обслуживанием воздушных судов, мне нужно продолжать инвестиции в обучение сотрудников, в человеческий капитал, причем, поскольку самолеты иностранного производства, я должен сотрудников отправлять на обучение за границу. Когда ситуация поправится, не ясно. Хорошо, что четыре наших инженера успели вернуться обратно до вспышки коронавируса, два месяца назад. Сертификат нужно продлевать каждые 2-3 года, и пока он у нас действующий. Понимаете, авиация – как медицина, нужно, чтобы сотрудники постоянно учились.

— Какими мерами государственной поддержки бизнеса планируете воспользоваться? В каких антикризисных мерах и решениях, на Ваш взгляд, нуждается бизнес?

— Государство в лице Росавиации и министерства транспорта должно создать условия - изменить авиационное законодательство - в целях упрощения и уменьшения нагрузки. Пусть уменьшат налоги и уберут непонятные сборы, например, в виде транспортного налога. Это в большей степени будет способствовать обеспечению безопасности, чем запреты и ужесточения. Какая связь между транспортным налогом, который платят за автомобили, и воздушными судами? Мне это никто не смог объяснить. Причем, в Краснодарском крае, он достаточно высок, а за что мы платим, непонятно.

Что касается антикризисных мер, то сокращение графиков работы персонала – это попытка хоть как-то удержать людей. Ну, а кредиты… даже если их дадут, то непонятно, когда появится возможно их вернуть.

— Правительство обозначило перечень отраслей, которые в первую очередь пострадали от кризиса и нуждаются в поддержке. Считаете ли вы, что этот список нужно дополнить?

— «Вторая очередь» придет очень быстро после первой, обозначенной государством, потому что все мы столкнемся с уменьшением покупательской способности населения. Днем раньше, днем позже - в поддержке нуждаться будут все!

— Какие новые направления деятельности Вы считаете необходимым развивать в будущем?

— Думаю, говорить об этом преждевременно. Только если будет финансирование от заинтересованных лиц, можно будет заняться расширением перечня воздушных судов на обслуживании.

— Как нынешняя ситуация отразится на инвестиционных планах Вашей компании?

— Никаких собственных инвестиций в бизнес, пока не увижу в этом перспективы и острую потребность.

— Повлияет ли нынешний кризис на дальнейшее отношение работодателей к своим сотрудникам?

— Всегда не хватало средств на повышение квалификации сотрудников, а сейчас тем более. При сокращении объемов работ и полетов будет падать их квалификация. Если денег не хватает на нормальное существование, то будут взаимные недовольства между сотрудником и работодателем. Причем, у меня-то в меньшей степени: я сократил рабочую неделю, изменил график, плачу половину зарплаты, а как выживать сотрудникам? В 90-е годы, когда не было работы, высококвалифицированные инженеры вынуждены были «таксовать». Я очень боюсь, что вернутся те времена.

— Какие направления деятельности будут востребованы в будущем? Какие специалисты вышли на первый план в кризис?

— Сотрудники силовых ведомств, кризис-менеджеры и психотерапевты.
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен. Теперь наши дайджесты и интервью можно не только читать, но и слушать в нашем подкасте на SoundCloud

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1