Обмеление Дона и Волги нарушило единство речной системы России

728
4 минуты
Обмеление Дона и Волги нарушило единство речной системы России

Сергей Кисин

Бассейн Нижнего Дона назван в числе трёх наиболее проблемных участков Единой глубоководной системы России (ЕГС), фактически изолирующих одну из её частей. Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей России по транспорту под председательством Владимира Якунина пришла к выводу, что затягивание сроков по строительству ключевых гидроузлов может поставить под угрозу снабжение ресурсами целых регионов. А также свести на нет перспективы развития туристической отрасли.

На заседании комиссии были названы три лимитирующих участка различных частей ЕГС, которые, по существу, могут отрезать друг от друга масштабные части различных водных бассейнов - Нижний Дон (Юг), Городец (Центр) и Свирь (Северо-Запад). Проблему предлагалось решать за счёт строительства Багаевского, Нижегородского и Нижнесвирского гидроузлов. Но в настоящее время средств для финансирования ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-20 годы», куда включены эти проекты, нет.

Обмеление в этих частях продолжается уже не первый год. Сегодня средние глубины в этих частях снизились почти на метр. К примеру, в районе Багаевской (Ростовская область) глубина Дона снизилась с 3,6 до 2,8 метров, что ставит под сомнение вообще судоходство кораблей коммерческого класса.

«Такого не было никогда за историю существования Нижнего Дона», - заметил заместитель руководителя Росморречфлота Владимир Вовк . - «Если не принять решение о включении проекта Багаевского низконапорного гидроузла в ФЦП и не начать его проектирование, то это может полностью перекрыть движение грузов на Юг нашей страны… Проблема крайне серьезная, мы подготовили все необходимые материалы, направили их в Минтранс, решение останется за правительством России.

Для проектирования Багаевского гидроузла необходимо на первом этапе порядка 1,5 млрд рублей, выделение которых сегодня находится под большим вопросом.

Пока же судоходные компании подсчитывают убытки от снижения грузопотоков в эту навигацию (средний грузопоток по Дону в навигацию составляет 20 млн тонн). По данным руководства Ростовской области, они уже превысили 3 млрд рублей.

Эксперты подчёркивают, что к числу потерь для судовладельцев в этом году относится уход грузов с внутренних водных путей на другие виды транспорта нефтепродуктов группы уфимских НПЗ (более 1 млн тонн), минеральных удобрений из Соликамска и Березников на порт Кавказ (порядка 500 тысяч тонн), продукции Магнитогорского металлургического комбината (500 тысяч тонн), щебня (более 200 тысяч тонн), хлоркалия из Соликамска (200 тысяч тонн), серы из Астрахани (200 тысяч тонн), граншлака и огарков из Череповца (53 тысячи тонн) и др.

Кроме того, снижение судоходства, особенно прекращение функционирования больших четырёхпалубных пассажирских теплоходов нанесёт непоправимый ущерб развитию туристической отрасли региона.

- Донской край входит в число туристических лидеров России. По данным рейтинга Ростуризма, Ростовская область – в десятке самых посещаемых субъектов страны. Последние три года турпоток региона превышает 1 млн прибытий. В основном это деловой туризм – 41%, отдых и рекреация – 37%. В активный туристический сезон растёт популярность отдыха на воде, но доля круизных туристов не превышает 0,03%, - рассказал на встрече с помощником президента России Игорем Левитиным (курирует транспорт) врио губернатора Ростовской области Василий Голубев.

Выход региональные власти видят в создании инфраструктуры для принципиально нового флота, предназначенного для работы на маловодных реках (катера, катамараны и др.). При их наличии предполагается организовать водное сообщение с Крымом.

Проблема маловодья стоит и в бассейне Нижней Волги. Региональные власти пытаются решить её по-своему.

Правительство Волгоградской области уже выделило 80 млн рублей на искусственную перекачку воды из Волги в Волго-Ахтубинскую пойму, минуя Волжскую ГЭС. Перекачка 86,3 млн кубометров воды должна спасти от маловодья 77 тысяч жителей окрестных районов. В настоящее время они вынуждены покупать в магазинах питьевую воду.
Волгоградские власти считают, что в настоящее время сложилась угрожающая ситуация в Волго-Ахтубинской пойме (длина 300 км). Из-за критически низких отметок половодья многие из 3 тысяч озер, ериков и проток поймы не наполнились водой.

«Не дожидаясь решения федерального центра о выделении 200 млн рублей для этих работ, "Волгоградмеливодхоз" за свои средства начал подкачку воды в пойму. Вода из Волгоградского водохранилища, минуя Волжскую ГЭС, качается через насосную станцию в районе поселка Рыбоводный», - сообщили в Комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области.

Специалисты ОАО «РусГидро» оценили потери владельцев водного транспорта от наблюдающегося уже не первый год маловодья на Волге в 2 млрд рублей. По данным заместителя директора департамента по эксплуатации и управлению режимами ОАО «РусГидро» Тимура Хазиахметова, сегодня можно говорить, что больше всего пострадают транспортники. В прошлом году также от маловодья они потерпели убытков на более чем 2 млрд рублей. Скорее всего, в этом году ущерб будет большим.
Согласно оценке экспертов компании, в текущем году из-за маловодья впервые за долгие годы на Волжской ГЭС не будет сбросов воды с расходом более 20 тысяч кубометров в секунду.

Маловодье в бассейне реки Волга продолжается уже второй год. По мнению исследователей Верхне-Волжского бассейнового водного управления, маловодье не связано с техногенными причинами - это природный цикличный процесс, который продлится до 2029 года.

«Ближайшие 30 лет в европейской части России ситуация может заметно ухудшиться, если мы не научимся водосбережению», - сообщил директор Института водных проблем Виктор Данилов-Данильян.