92 100 13

От дефицита к экспорту

657
6 минут

По основным категориям продукции России понадобится от 7 до 12 лет, чтобы достигнуть оптимального уровня продовольственной безопасности, а в дальнейшем российские производители должны нацеливаться на экспорт, где конкурентным преимуществом станет экологически чистое производство в РФ. Именно эти выводы можно назвать основными тезисами, которые звучали практически на всех сессиях II Всероссийского форума продовольственной безопасности.

От дефицита к экспорту

Поделиться

Овощи и молоко – самые дефицитные категории

Минимальный уровень собственного производства в России достигнут по зерну (95%), сахару (80%), растительному маслу (80%) и мясу (85%). Самыми проблемными категориями в стране на данный момент являются молоко и молочные продукты, уровень продовольственной безопасности которых снижается и составляет 79,9%, а также тепличные овощи и фрукты, которыми страна обеспечена лишь на 30%. Именно в этих направлениях государство и бизнес должны сосредоточить свои усилия, считает министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев.

«Государство дает хорошие импульсы и намеки, что эти сектора все еще дефицитные. Я думаю, пройдет еще 5 лет, и каждый регион будет себя обеспечить плодоовощной продукцией, что станет еще одной нашей победой. Затем овощи и фрукты нужно двигать на экспорт, искать новые рынки сбыта и зарабатывать на этом», - заявил он на форуме. По его данным, эти сроки вполне реальны при сохранении нынешних темпов наращивания производства. Так, за последние три года темпы закладки садов увеличились в полтора раза, составив 15 тыс. га в 2016 году.

Что касается молочной продукции, по данным министра, с помощью дотаций и субсидий удалось увеличить срок окупаемости таких предприятий, в среднем, с 15 лет до 8, что делает проекты в этой области значительно более привлекательными с точки зрения инвестиций. Однако этого может быть недостаточно, как заявил на одной из сессий гендиректор агрохолдинга «Степь» Константин Аверин.

«Для снижения дефицита отечественного молока первоочередной задачей государства должно стать снижение срока окупаемости его производства до 4 лет. Только тогда инвесторам это направление станет интересно. Вторая задача – создание кадрового потенциала в стране. Третья - формирование серьезной системной политики государства, рассчитанной, как минимум на 15 лет», - поделился своими соображениями Константин Аверин.

По его оценкам, официальные данные по обеспеченности молочными продуктами в России (79,9%) не отображают реальную ситуацию. В частности, ее искажает заниженная норма потребления молока россиянами по сравнению с рекомендованной.

«Исходя из нормы на 1 человека, в России должно производиться 40 миллионов тонн молока. В настоящий момент у нас перерабатывают порядка 17 миллионов тонн, и еще около 8-9 миллионов завозится. Таким образом, для преодоления дефицита нам нужно научиться производить дополнительно 20 миллионов тонн молока», - считает он.

Исходя из этого расчета, в стране нужно увеличить поголовье коров на 2 млн голов. По мнению Константина Аверина, Россия может справиться с такой задачей за 10-12 лет, однако для этого придется инвестировать порядка 25-30 млрд рублей в год.

Пропаганда здорового питания нужна для стимула рынка

Александр Ткачев упомянул, что россияне потребляют около 60 кг фруктов в год при норме в 100 кг. Константин Аверин сообщил о постепенном снижении потребления молочных продуктов на душу населения, которое составляет около 240 кг в год при норме в 320 кг. Аналогичные данные сообщали и другие участники форума – в России рынок продовольствия сужается из-за снижения потребления ряда категорий продуктов.

Помимо непосредственного снижения объемов, россияне также нередко переходят на фальсификаты и заменители. В первую очередь, это связано со снижением доходов населения, но есть и другой фактор – низкая культура здорового питания в России. Пропаганда здорового образа жизни как метод стимуляции рынка, а также повышения качества жизни населения, часто становилась темой обсуждения на форуме. Губернатор Ростовской области Василий Голубев, в частности, предложил соответственные занятия вводить в школе.

«Каким образом наши дети понимают, что такое здоровое питание? Я думаю, что настало время в каком-то виде преподавать в школах основы здорового питания. Это даст стимул более подробно изучить это направление, а также искать наиболее оптимальный способ, как преподнести это нашим детям», - считает он.

Руководитель направления по медицинскому продвижению ГК «Данон» в России Яна Недорезова рассказала о стратегии компании, которая подразумевает работу как с медицинскими работниками, так и с потребителями, по пропаганде здорового питания. По данным исследований «Данон», вместе со снижением потребления молочных продуктов у современного поколения снизилась плотность костей, достигнув зоны риска.

«Мы рассказываем, показываем, информируем, чтобы поколение 90-ых годов в качестве выбирало молочные продукты, а не газировку, снеки и другие аналогичные продукты. Мы стараемся сформировать новые полезные пищевые привычки, которые достаточно быстро положительно сказываются на уровне здоровья. А через повышенный спрос нам удастся выпускать больше видов полезной продукции и предоставлять ее потребителю», - рассказала она.

Одним из препятствий для развития здоровой продукции на данный момент становится федеральный закон о госзакупках, из-за которого бюджетные заведения нередко вынуждены закупать некачественные продукты. Генеральный директор «Калории» Татьяна Садовая считает, что молодое поколение, которое получает в школах дешевую продукцию с соответственным вкусом, из-за сформировавшейся привычки может отказываться от здорового питания и по мере взросления, что тоже косвенно скажется на состоянии рынка. Аналогичного мнения придерживается и глава Россельхознадзора Сергей Данкверт: «Победит качественная продукция в этом конкурсе, где главный критерий отбора снижение цены? Я думаю, что многие здесь со мной согласятся: мы создали систему во многом порочную».

Отечественная продукция не уступает импортной по качеству

Стратегия повышения качества пищевой продукции значительно улучшила ситуацию на отечественном рынке. Как сообщила руководитель Роспотребнадзора Анна Попова, в ее рамках в дальнейшем будут реформироваться требования ГОСТов из рекомендательных в обязательные, что и дальше будет способствовать росту качества. Однако и на данный момент отечественная продукция безопаснее импортной.

«В ввозимых овощах и фруктах в 6 раз чаще обнаруживается недопустимая концентрация нитратов. Рыба в 3 раза чаще не соответствует российским требованиям. В целом, до 25% всех снятых нами с полок продуктов – импортные, что, если учитывать соотношение объема завозимой продукции с российской, хорошо иллюстрирует ситуацию на рынке», - сообщила она.

Однако и проблем тоже достаточно. На российском рынке до 3-4 % продуктов питания не соответствуют требованиям по химическому и микробиологическому загрязнению, а до 8 % продуктов содержат не те ингредиенты, которые заявлены на упаковке. «Чем быстрее мы введем требования к показателям качества как обязательные, тем проще будет их контролировать. А сегодня в понятие качества каждый может заложить то, что лично считает нужным». – считает она.

О хорошем уровне отечественной продукции говорил и генеральный директор «Атлантис-Пак» Игорь Переплетчиков. Обсуждая упаковочную продукцию, он отметил, что в России уже достаточно жесткие требования к продовольственным товарам. При их полном выполнении, российские производители без особенных проблем могут выходить на европейские и другие рынки.

Высокое качество продукции, большая площадь плодородных земель, а также исторически сложивший экстенсивный тип развития сельского хозяйства создают основу для развития в России производства экопродуктов. Эта отрасль за последние 7 лет выросла на 60% и, по мнению Александра Ткачева, отечественные производители потенциально могут занять до 15% международного рынка в этом направлении.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1