Андрей Пинегин ещё со студенческих лет мечтал заняться чем-то стоящим. Кроме того, парню из Белореченска хотелось хорошо красиво одеваться и хорошо выглядеть. Перспектива когда-либо стать топ-менеджером в крупной компании была, но этот путь казался очень долгим. Поэтому, получив профессию «инженер-механик» и отработав некоторое время наёмным сотрудником в компании «ЕвроХим», Пинегин открыл рекламное агентство, одним из направлений деятельности которого стало производство полиграфической продукции. В 2013 году предприятие было преобразовано в фабрику фотообоев и фресок Alfresco. Чтобы сэкономить время на проезд к месту работы и обратно, фабрику он открыл недалеко от дома в Краснодаре.
Сейчас в каталоге компании — свыше 1500 изображений, она работает с заказчиками со всей России. В 2019 году оборот предприятия составил более 13,8 млн рублей, а чистая прибыль — 2,18 млн рублей. В ближайших планах предпринимателя — наладить взаимодействие со всеми обойными магазинами Москвы и Петербурга и вывести бренд Alfresco в топ-10 естественной выдачи «Яндекса» и Google.
— Андрей, вы по специальности инженер-механик. Как пришли к идее заняться производством обоев и фресок?
— В детстве я часто прогуливал уроки. Всё, чему учили в школе, было мне не интересно. Но я не просто бездельничал, а шёл на Станцию юных техников и что-нибудь там мастерил. Вообще никогда не хотел быть отличником, и не жалею об этом. Прогулы, так или иначе, развили во мне несистемное мышление. Окончив школу, я поступил в Донецкий государственный университет экономики и торговли на специальность «Оборудование пищевых и перерабатывающих производств». Там очень хорошая техническая и практическая база ещё с советских времен, и учиться мне очень понравилось. Хотя первый курс, конечно, давался очень тяжело.
Но уже тогда было огромное желание чего-то достичь, и я не мог дождаться, когда закончу «универ» и начну работать. Хотелось хорошо одеваться, вкусно есть, получить все блага мира. И вот я получил диплом, устроился на работу и вскоре понял, что, работая на кого-то, этого сложно достичь. Уволился, а затем открыл рекламное агентство и типографию.
Но я искал что-то такое, что было бы интересно, качественно и масштабно. Рекламных агентств очень много в каждом городе, но очень мало таких, которые работали бы по всей стране. Идея производства фресок давала возможность продавать свою продукцию не только в России, но и дальше по всему миру. Потому что страны, в которых есть традиция, делая ремонт дома, клеить на стены обои, — это те страны, куда мы будем продавать. Когда возникла идея делать фрески и обои, оборудование уже имелось, навыки и команда — тоже, а печатные процессы были очень близки. Мы просто взяли одно из направлений и довели его до совершенства. В итоге хобби совместилось с бизнесом. Можно сказать, что теперь я не на работу хожу, а просто занимаюсь любимым делом.
— Каких вложений потребовало открытие бизнеса?
— Все оборудование, с которым можно стартовать, уже было, а остальное «прирастало» чисто органически. Если оценивать сумму, чтобы начать с нуля, потребуется миллионов 10–12. Вначале я всё делал сам: стоял у станка, сам печатал. Через три года мы вышли на окупаемость.
— Какие ошибки вы совершали, тяжело ли давалось решение проблем?
— В людях ошибался, в поставщиках, в партнёрах. Проблемы выражались в неумении правильно оценить поставщика и те материалы, которые он предлагает. Дело не в качестве, а в том, что материалы не подходили именно для нас. К тому же необходимо учитывать и надёжность поставок, чтобы не получилось так, что мы закупили партию материала, через некоторое время захотели купить ещё одну, а материала уже нет. Прежде чем запускать что-то в производство, мы тестируем материалы на нужные нам характеристики.
Трудности делают человека сильнее. Говорят, что умные люди учатся на чужих ошибках, но в моем случае не было примера, на чьих ошибках я мог бы учиться, у кого можно было бы спросить совета, как не споткнуться и не ошибиться.
— Если бы вы начинали свой бизнес сейчас, что бы хотели исправить?
— Более тщательно выбирал бы партнёров и дилеров. Больше использовал бы кредитные средства. Приобретал бы оборудование в лизинг, а не вкладывал собственные средства. Когда есть дешёвые деньги, почему бы ими не воспользоваться?
— Сейчас вы используете кредиты?
— Сейчас нет, но близится очередной рост продаж, нужно будет покупать новую печатную машину. Мы уже нашли для этого лизинговую компанию. За счёт того, что прирастаем в территории, количество заказов увеличивается. Соответственно можем планировать увеличение объёмов продаж.
— Вы продаёте свою продукцию только в Краснодарском крае?
— Офис и производство — только в Краснодаре. В других городах есть наши представители: обойные магазины, у которых есть наши каталоги и образцы и которые на партнёрских условиях продают нашу продукцию. Что касается продаж, мы уже дошли до столицы. Цель на 2020 год — полностью покрыть все обойные магазины Москвы и Петербурга, и сделать так, чтобы наш сайт вышел в топ-10 естественной выдачи «Яндекса» и Google. Это, по сути, даст нам вал заказов.
— На ваш взгляд, какова роль предпринимателя в обществе?
— Предприниматель — это тот человек, который берёт на себя большую ответственность, пытается что-то изменить и улучшить. Сначала для себя, потом для команды, с которой работает, а дальше — в виде налогов — поддержать государство. По сравнению с обычным человеком больше ответственности, но и спрос тоже больше.
— Учитывая современные российские реалии, это удаётся?
— Честные люди тоже имеют права (улыбается). Мы действуем в рамках закона. В данном случае, когда приходит проверка, ты имеешь полное моральное право задействовать все рычаги, если есть нарушения со стороны проверяющих. И тогда все вопросы быстро решаются. А если с налогами хитришь, возникают сложности. Сейчас сделано всё для того, чтобы предпринимателю не удалось скрыть налоги. Залог успеха — делай качественно, этично и законно, и будет всё хорошо.
— В чём вы видите отличия современного предпринимателя от предпринимателя предыдущих поколений?
— Я видел этих людей в 90-х — 2000-х. Жизнь и обстановка в стране была такова, что необходимо было просто выживать. Нынешнее поколение руководствуется тем, что бизнес, помимо того, что должен приносить прибыль, должен быть этичным и законным, а ещё — должен нравиться и вдохновлять. Раньше люди пытались любыми путями заработать деньги, а сейчас нужно и законы соблюдать, и учитывать интересы команды.
Для меня предприниматели старой закалки — это такие динозавры, в хорошем смысле.
— Как за последние десятилетия изменились взаимоотношения предпринимателей и государства?
— Хороший вопрос. Тогда была битва титанов. Законодательство было сырое, не было юридической практики применения различных законов, и поэтому царил хаос. Я это знаю не столько из личного опыта, сколько из общения со старшими коллегами. Сейчас сформированы процессы взаимодействия бизнеса и власти. Есть мешающие моменты, когда некоторые ведомства начинают «кошмарить» бизнес, но для этого и существует уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ. В Москве это Борис Титов, а в Краснодарском крае — Игорь Якимчик, который работает с обращениями, помогает решать проблемы в правовом поле. Сейчас правоохранительные органы ведут себя более сдержано и компетентно, потому что появилось понимание: предприниматель даёт доход в бюджет, трудоустраивает людей. Не всё работает гладко, но предпринимательский климат улучшается.
— Какими ценностями должен обладать предприниматель?
— В первую очередь — он должен хотеть добиться комфортной и успешной жизни. Показатели этого — хорошая машина, уютный дом и так далее. Если человек не будет ничего хотеть, он ничего не станет делать, чтобы это получить. Бизнес — это свобода принятия решений. Во-вторых, предприниматель должен организовать команду и учесть интересы коллектива, обеспечить людей зарплатой. Для этого нужно, чтобы приходили деньги в организацию. Они будут поступать, если предприниматель сможет создать качественный продукт или услугу, за который люди захотят платить.
— Кто является локомотивом развития малого и среднего предпринимательства в современной России?
— Изначально сам предприниматель должен быть причиной всего, что с ним происходит. Государство же не придёт к человеку и не скажет: «Займись-ка вот этим бизнесом, открой своё дело». Задача государства — создавать условия и климат для того, чтобы предприниматели захотели развиваться. Его и стараются создавать — а предприниматель должен делать всё, что хочет, действуя в рамках закона.
— Вы интересуетесь политикой? В какую сторону должна, на ваш взгляд, развиваться страна?
— Интересуюсь. Если мы говорим об экономическом развитии, необходимо идти по пути Китая. Китай — страна производственная, а Россия — сырьевая, потенциал — огромный. В России нужно создавать перерабатывающие производства, налаживать каналы продаж готовой продукции — не только внутренние, но и за рубежом. Ведь посмотрите: всё высокотехнологичное оборудование — импортное, запчасти к нему — импортные, а стоимость — в евро и долларах. Учитывая, что у нас в государстве нет тех самых производственных предприятий, на которых создаются средства производства, без предпринимателей Россия не вытянет. И сейчас малый и средний бизнес заполняет эту прослойку, производя что-либо — те же столы и прочую мебель.
— Чего не хватает современному предпринимателю для успешного развития?
— Доверия к государству. Но оно вернётся, если государство не будет делать резких движений вроде повышения НДС, «пенсионки» и тому подобного. Нужно урегулировать деятельность монополистов, предоставляющих ресурсы. Например, захотел я построить цех. Нашёл землю. Нужно подвести туда коммуникации. Мне нужна гарантия того, что за вменяемые деньги я это получу. А у нас сейчас такая практика: в НЭСК предприниматели обращаются, а им в ответ: «мощностей не хватает» или «подстанцию надо ставить». Всё решается в частном порядке. На любой запрос о подключении электроэнергии тебе отвечают «нет мощностей». А чтобы подключиться, надо собрать кучу бумажек. Мы и так покупаем электричество. При этом должны напрягаться, чтобы нам подключили ту мощность, которая необходима. Такое ощущение, что в этих компаниях, которые поставляют ресурсы, враги народа сидят! Мы вынуждены выпрашивать условия, чтобы решить вопрос, и здесь очень слабая позиция государства. Необходимо, чтобы предприниматель был уверен: когда он хочет создать какое-то производство или его расширить, он может это смело сделать, не обивая пороги.
— Что порекомендуете начинающим предпринимателям?
— Не сдаваться и действовать. Один бизнес не пошёл — пробовать второй, третий, пятый. Но делать это так, чтобы другие не страдали: не брать огромных кредитов и не «кидать» клиентов.