// Фото: admkrai.krasnodar.ru
Оборудование найти можно, кадры — не всегда
С начала года после введения санкций на поставку оборудования и технологий с Запада, главным направлением работы стала финансовая господдержка предприятий, а также ряд указов, которые упрощали ввоз дефицитного оборудования. Однако, обозначился и ряд новых проблем.Так, по словам учредителя ООО «Северо-Кавказский завод металлоконструкций» Вилорика Борисова, несмотря на меры поддержки локализации на собственных производствах и компенсации на покупку оборудования на рынке дружественных стран, работать на этом оборудовании порой просто некому.
«Можно купить оборудование, можно локализовать, можно построить, но кто будет работать на этом оборудовании? Проблема в нехватке людей. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что есть возможность купить оборудование, есть какие-то мысли и разработки, но нет понимания, кто этим всем будет заниматься», — высказался эксперт.
Не хватает, по его словам, прежде всего, работников инженерных специальностей. Проблема настолько остра, что сегодня эксперты предлагают обращаться к специалистам, которые находятся на пенсии.
«Мне кажется, что стоит привлекать тех специалистов, которые находятся уже в пенсионном возрасте. Не обязательно на работу, но в образовательные программы, которые были бы созданы в муниципалитетах. Чтобы при каждом муниципалитете был свой какой-то образовательный блок для переподготовки или обучения специалистов для производственных площадок», — считает Вилорик Борисов.
Промышленность юга остро нуждается в инженерах // Фото: «Эксперт Юг»
Дефицит инженерных кадров просматривается и в отрасли радиоэлектроники.
«Вопрос разработки компонентной базы, аппаратной части, программной части любого модуля и любого узла — это вопрос актуальный. Разработка банальной печатной платы, именно создание ее с нуля, занимает много времени. Специалистов, способных на это, мало», — рассказал директор ООО «НИЦ Технологии» Павел Галицкий.
Стать свободными в вопросе выбора поставщиков будет возможно только тогда, когда на предприятиях появятся люди, разбирающиеся в том, как устроено то или иное оборудование и способные на нем работать, убежден эксперт.
«Тогда мы будем понимать, как работает это изделие, и понимать, что оно абсолютно безопасно. Перейти с одного комплектующего на другое нам не составляет труда. Только в таком случае мы уходим от импортозависимости. С этим столкнулись сейчас связисты и работники сферы телекоммуникаций: Америка «закрылась», а все коммутаторы были построены на одном и том же американском модуле. И сделать с этим ничего нельзя. То есть для нас это в первую очередь кадры», — сказал Павел Галицкий.
По словам генерального директора ООО «Рубин» Евгения Смычагина, выпускающего оборудование для масложировой сферы, производства комбикормов и элеваторной промышленности, дефицит человеческого ресурса на машиностроительных предприятиях выражается не столько в отсутствии инженеров, сколько в нехватке рабочих, задействованных непосредственно в процессе производства. Чтобы решить эту проблему, компания также взаимодействует с вузами.
«Мы взаимодействуем по инженерным специальностям с КубГТУ. Мы берем студентов на практику, а по ее результатам принимаем на работу. Несколько человек приняли и в этом году. Что касается рабочих специальностей, есть машиностроительный наш колледж, но там только токари и фрезеровщики. Мы ощущаем нехватку в сварщиках, в таких специальностях, которые должны быть аккредитованы», — рассказал эксперт.
Взаимодействие с вузами видится экспертам одним из основных путей решения проблемы кадрового дефицита. Но и система высшего образования, по их словам, должна пройти процесс импортозамещения.
Заместитель директора ООО «КУБНЕТ» и председатель Совета Краснодарской краевой общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» Георгий Мишулин представляет этот процесс как переосмысление образовательного опыта последних лет и глубинное изменение системы подготовки специалистов.
«Нужно в конце концов отказаться от разрушительных методик, по которым мы обучали наших студентов. Особенно в части формирования у них представления об экономическом эгоисте, которому абсолютно наплевать в каком виде находится государство и в каком виде живут его граждане. Сегодня в условиях фактически войны мы видим последствия такого образования. Значит, это проблема. Если мы не решим этот вопрос, значит, дальше деклараций иллюзий в области импортозамещения мы не пойдем», — заявил эксперт.
Импортозамещение — это цель, процесс и продукт одновременно, убеждены эксперты // Фото: «Эксперт Юг»
Также по его словам, в первую очередь, необходимо создать благоприятные условия для деятельности изобретателей, работы которых впоследствии обеспечат технологический суверенитет и импортонезависимость.
«Нам представляется, что в финансировании нуждаются не сколько ученые и изобретатели, сколько условия их деятельности, и в особенности во внедренческой ее части», — считает Георгий Мишулин.
Ведущую роль системы высшего образования в процессе импортозамещения отметил и проректор по учебной работе КубГТУ Сергей Удодов. По его словам, в образовании наблюдается тенденция миграции абитуриентов в сторону гуманитарных направлений. Для технических вузов и промышленных предприятий это, несомненно, негативная тенденция.
Кроме того, Сергей Удодов отметил, что те абитуриенты, которые все-таки решают получить техническую специальность, чаще выбирают среднее профессиональное образование вместо высшего, что удлиняет цикл создания высококвалифицированного специалиста.
Также важно отметить, что среди технических направлений все больше абитуриентов выбирают IT-направление, что теоретически может привести рынок труда в состояние аналогичное периоду 1990-2000-х годов, когда россияне массово стремились получить экономическое и юридическое образование из-за нехватки специалистов в этих отраслях, а затем, когда предложение стало значительно превышать спрос, оказались вынуждены отказаться от полученной специальности. Однако пока эксперты не отмечают такой тенденции и убеждены, что большое количество IT-специалистов будет скорее плюсом для экономики юга и страны в целом.
Что касается вопроса поставки инноваций, то с точки изобретательства Краснодарский край является лидером по количеству патентов, патентообладателей, а также по количеству результатов интеллектуальной деятельности в год, заявил Сергей Удодов. Однако далеко не все разработки реализуются в итоге на практике. И здесь снова встает вопрос о создании условий для претворения этих проектов в жизнь.
«Нам необходимо культивировать и популяризировать эти редкие истории. Нам необходимо создавать условия для реализации и популяризации разработок. С этой точки зрения, нашему вузу бы помогло следующее: раздел на портале департамента промышленной политики или другую платформу, где предприятия могли бы высказываться. Говорить, что у них болит, что они не могут разработать, какие решения им нужны», — считает Сергей Удодов.
Решить проблему дефицита кадров, по мнению экспертов, могли бы стажировки на предприятиях для студентов вузов и колледжей, опыт «Кванториумов», а также внедрение практики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
«Кванториумы» и НИОКРы могут способствовать подготовке кадров // Фото: «Эксперт Юг»
Как отметил исполняющий обязанности руководителя Департамента промышленной политики Краснодарского края Владимир Мостовой, технологии разрабатывают, прежде всего, люди, вне зависимости от того, какое финансирование выделяется на оборудование и технологический суверенитет.
«У нас есть несколько предложений по поводу развития НИОКРа. Это так называемые научно-технические центры, их модернизация и развитие. Мы сейчас обсуждаем с коллегами софинансирование 50/50. Я думаю, что в следующем году мы будем вместе эти программы разрабатывать и реализовывать», — рассказал Владимир Мостовой.
Импортозамещение — не панацея
Идея полной независимости от импорта и создания абсолютно отечественных производств в реальности столкнулась с невозможностью реализации. По крайней мере, на сегодняшний день.Как рассказал Вилорик Борисов, проведенный компанией анализ показал, что не все необходимые для предприятий позиции могут быть произведены. Чтобы не останавливать технологические цепочки, за недостающими комплектующими организация отправилась на рынок, так называемых, дружественных стран: Ирана, Ирака, Китая.
Наиболее уязвимой в новых условиях стала отрасль радиоэлектроники. Она, по словам экспертов, наименее развита в плане импортозамещения.
Как Павел Галицкий, рынок России в сегменте бытовой радиоэлектроники и в сегменте микроэлектроники импортозависим на 70-80%.
«Мы понимаем, что сфера радиоэлектронной промышленности в России и, в частности в Краснодарском крае, способна серийно производить готовое оборудование. Но комплектующие, такие как микрочипы и микропроцессоры, к сожалению, в России на данный момент недоступны. И вряд ли достойные аналоги появятся в какое-то ближайшее время», — считает эксперт.
В связи с этим термин и саму суть процесса импотрозамещения он предлагает заменить таким понятием как импортонезависимость, которое предполагает не полный отказ от иностранного оборудования или комплектующих, а свободу от конкретных зарубежных поставщиков и комплектующих, а также — умение подстроиться под любых партнеров и оборудование.
«Ну, нет в России аналогов, и, скорее всего, в ближайшие 5–7 лет они не появятся. Это долгий процесс. Мы можем говорить об импортонезависимости. Чтобы производство не зависело от какого-то конкретного поставщика, как, например, компания Nvidia из США. Она скупила лицензии на все, что можно. И теперь решает, кому продавать, а кому — нет. Но разработав собственную аппаратную и программную базу для микропроцессоров, электронно-компонентную базу, мы сможем говорить об импортонезависимости. И я думаю, что, если мы к этому придем, всегда найдется партнер иностранный, готовый поставлять эти микропроцессоры», — убежден Павел Галицкий.
Большая зависимость от импорта сохраняется и в целлюлозно-бумажной промышленности.
Как рассказал управляющий – ИП ООО «Лига-Пак» Александр Калинский, то, что компания покупает для собственной переработки, в частности бумага, производится только за рубежом.
«То, что производится в России, — это 10% от потребности рынка. В прошлом году наша компания в этой маленькой нише заняла более 30% российского рынка. И, конечно же, мы столкнулись с серьезнейшей проблемой, когда мы из Норвегии и Финляндии не смогли привозить сырье», — сказал эксперт.
По его словам, компания нашла обходные пути, и какая-то часть сырья продолжает импортироваться в Россию, но со временем делать это становится все сложнее.
Для успешного импортозамещения необходимо время, считают эксперты // Фото: «Эксперт Юг»
Тот факт, что импортозамещение — проект долгосрочный отметил и руководитель регионального подразделения АО «Российский экспортный центр» Владислав Есин.
По его словам, в настоящее время необходимо создавать более выгодные условия импорта, без которого сегодня не обойтись, для отечественных предпринимателей.
«Импортозамещение — это не панацея. Это очень длительный процесс, который долго нужно реализовывать. Замещение не произойдет в одночасье. Поэтому какая-то часть продукции, безусловно, даже после всех мероприятий остается импортированной. Наша задача сейчас — сделать процесс импорта более удобным и выгодным для наших компаний», — сказал Владислав Есин.
Старые вызовы на новый лад
Одновременно с возникновением новых вызовов, промышленные предприятия вынужденно сталкиваются проблемами, которым уже много лет.
Одну из них, а именно, монополию на ресурсосбережение, обозначил исполнительный директор ООО «Южный завод тяжелого станкостроения» Дмитрий Дмитриенко.
По его словам, из-за монополии на ресурсы таких крупных компаний как, например, «Газпром» и «Россети», предприятия часто оказываются в невыгодной ситуации. В частности, промышленникам приходится платить за энергоресурсы заранее, еще до их поставки.
«Это один из больных вопросов. Нам удалось получить технические условия на подключение газа за символические семь миллионов рублей на 45 тысяч квадратных метров расчетных. Но срок подачи газа — 720 дней», — сказал Дмитрий Дмитриенко. Это не выдержит никакая экономика.
По его словам, в зимний период это приведет к огромному потреблению электроэнергии, потому что придется «топить» электричеством. Соответственно, и расходы у предприятия будут больше.
Монополия крупных компаний на ресурсы — одно из препятствий в развитии промышленности // Фото: «Эксперт Юг»
О проблеме высказался и заместитель генерального директора ООО «Кубань-Ти» Азмет Тлехуч.
«Мы должны оплачивать до 80% авансов до 18–20 числа. Это очень сложно. Учитывая, что сегодня и так оборотных средств не хватает, а еще и оплачивать все авансом, а потом продукцию отдавать на реализацию в сети… сколько должно быть запаса прочности у предприятий? Давайте решать проблемы так, чтобы всем было «нежирно», но чтобы было, что поесть», — сказал эксперт.
Что же касается электросетей, то стоимость подключения к ним настолько высока, что предприятия зачастую не могу себе этого позволить, а инвесторы — отказываются от проектов.
«По электроснабжению же вопрос просто нерешаемый. Нам нужно дополнительно три мегаватта — это порядка 33 млн рублей. Мне кажется, властям стоит обязать ресурсоснабжающие организации уделять приоритет промышленному и производственному секторам», — добавил г-н Дмитриенко.