93 100 13

Путь на запад: «Синара» построит спорные ветки для краснодарского трамвая

11931
8 минут

До 2026 года в строительство новых линий трамвая в Краснодаре по концессии вложат 28,2 млрд рублей. Трамвайные линии будут прокладывать в западном направлении, вместо восточного. Горожане недовольны этой сменой приоритетов и полагают, что бенефициарами последних изменений станут застройщики Западного района города

Путь на запад: «Синара» построит спорные ветки для краснодарского трамвая

Этапы строительства трамвайных линий в Краснодаре от «Синары» //Фото: скриншот из проекта концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru
Поделиться
Группа «Синара» должна модернизировать трамвайное хозяйство Краснодара на условиях концессии. Соответствующее соглашение с администрацией города было подписано в июне на ПМЭФ-2022, сообщал ранее «Эксперт Юг». Изначально было заявлено, что компания построит 70 км новых путей, но позднее это количество сократиолсь  до 35,6 км. В том же месяце было учреждено новое юридическое лицо, которое займется реализацией проекта — ООО «Синара-ГТР Краснодар». Уже в июле появились первые подробности проекта.

Согласно официальному сообщению «Синары», компания «Синара – Городские Транспортные Решения Краснодар» («Синара – ГТР Краснодар», дочерняя компания ООО «Синара – Городские Транспортные Решения», совместного предприятия Холдинга «Синара – Транспортные Машины» (СТМ) и ООО «Региональные концессионные компании») подало частную концессионную инициативу по реализации инвестиционной программы по расширению и эксплуатации трамвайной сети города Краснодара.
На модернизацию трамвая Краснодара с 2022 по 2026 год будет направлено 28,2 млрд рублей. На эти средства концессионер проложит новые линии протяженностью 35,6 км в западную часть города, построит новое депо, а также закупит до 100 новых низкопольных трамваев. Концессионный договор между городом и компанией будет заключен на 30 лет. Экономический эффект от развития сети городского электротранспорта в Краснодаре может составить более 2 млрд рублей в год.

Несмотря на то, эксперты единогласно соглашаются с необходимостью развития трамвайной сети кубанской столицы, расстановка приоритетов администрации вызывает вопросы у представителей общественных движений. По их мнению, продление линий в западный район — это соблюдение интересов местных застройщиков, которое может отодвинуть в долгосрочную перспективу развитие других критически важных для города маршрутов.

На эту тему

Обновление трамвая в Ростове затягивается
Поделиться


Подробности плана обновления краснодарского трамвая

Согласно документации, опубликованной «Синарой» на сайте торгов, модернизацию краснодарского трамвая планируют проводить в четыре этапа.

На первом этапе с 2022 и до конца 2024 года концессионер планирует строительство трамвайного узла на пересечении ул. Московской, ул. Островского, ул. Красных Зорь и ул. Крайняя.

Второй этап предполагает строительство трамвайного разворотного кольца в районе пересечения ш. Ближний до ул. Западный Обход и ул. Западный Обход. Также «Синара» в это время проложит трамвайные пути по ул. Западный Обход от ш. Ближний Западный Обход до ул. Красных Партизан. Новая линия также появится на ул. Красных Партизан от ул. Западный Обход до д. 4Б по ул. Красных Партизан с переходом через железнодорожные пути. Будет создан участок линии от ул. Красных Партизан вдоль железнодорожных путей в направлении ул. Круговая до разворотного кольца (въезда в депо).

Трамвай на московской.jpg

Поделиться
Трамвай на ул. Московской в Краснодаре //Фото: Юга.ру 

Третий этап до конца 2025 года предполагает строительство трамвайных путей от СК «Баскет-Холл» вдоль южного берега балки Осечки до перспективной с пробивкой улицы между мкр. «Достояние» и ЖК «Neo-квартал Красная Площадь» (ул. Конгрессная). Также на данном этапе колею проложат до шоссе Ближний Западный Обход: на отрезке от д. 20 по ул. Конгрессная до ул. Западный Обход

На четвертом этапе, вплоть до конца 2026 года, пути будут проложены по ул. Автомобильная от Московской ул. до ул. Тополиная. Вдоль по ул. Тополиная колею проложат до ул. Топольковой, по которой линия продолжится до Ростовского шоссе. Далее линия пройдет по ул. Кореновской до ул. Дзержинского и до балки Осечки, и вплоть до трамвайного разворотного кольца в районе СК «Баскет-Холл».

«Общий объем требуемых инвестиций предварительно оценивается в 28,2 млрд рублей, из которых 8,6 млрд рублей составит грант, предоставляемый федеральным бюджетом в рамках программы развития городского электротранспорта. Собственные вкладываемые в проект средства инвестора исчисляются 1,8 млрд рублей. Также концессионер обязуется привлечь оставшиеся 17,8 млрд рублей за счет кредитных средств», — сообщает пресс-служба «Синары».

По мнению советника губернатора Кубани, заслуженного архитектора России Юрия Рысина, главными проблемами на пути реализации проекта станут плотная городская застройка и обеспеченность инженерной инфраструктурой.

«Для прокладки трассы придется выделять земельные участки, в том числе из муниципальной и краевой собственности, — поясняет Рысин.— Земельно-имущественный вопрос всегда является проблемой. Вторая критическая зона — это обеспечение инженерной инфраструктурой — перенос, реконструкция прокладка новых сетей. С этим обязательно придется столкнуться и для решения этих задач понадобится политическая воля, и сегодня она есть».

«Западный» путь краснодарского трамвая вызвал вопросы у общественников

Как рассказала «Эксперту Юг» руководитель общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук, ее организация с 2020 года активно занимается вопросами расширения трамвайной системы Краснодара, в частности, вносила предложения в генплан, принятый в 2020 году, а также участвует в общественных обсуждениях по развитию трамвайной инфраструктуры. К инициативе «Синары» у общественников возникло много вопросов.

«Не ясно, почему приоритет отдан западному направлению, если первоначально город планировал прокладывать новые линии в район улицы Восточно-Кругликовской , создавая при этом транспортную доступность для многочисленных жилых комплексов и стадиона «Краснодар», а также микрорайона Гидростроителей. Резкая смена направлений развития трамвайной сети заставляет искать тех, кто это пролоббировал. Со стороны выглядит так, будто интересантами такого решения выступают застройщики района Западного обхода, где сегодня активно строятся новые дома», — говорит Марина Репещук.

Она отмечает, что для местных девелоперов запуск трамвая станет дополнительным полезным стимулом при продаже жилья. Сроки же строительства веток к сформировавшимся районам, где уже сейчас живут сотни тысяч краснодарцев, теперь неизвестны, хотя предусмотрены генпланом. Так, на территории от Губернского микрорайона до посёлка Российского по самым скромным подсчетам на данный момент живет около 300 тысяч краснодарцев.

«В ближайшие годы их число значительно возрастет, — отмечает Репещук.— В этой части города наблюдается дефицит школ, поликлиник, потому жители вынуждены ездить в другие районы. А между тем дорожно-транспортная инфраструктура значительно отстала. Так, территория от ул. Кирилла Россинского до школы №102 в Губернском микрорайоне вообще не связана общественным транспортом. Наше движение совместно с местными жителями сегодня выступает с инициативой продлить трамвайные пути в эту часть города. Нельзя забывать тех людей, которые уже купили дома и живут в густо застроенных микрорайонах. Администрации города и края должны расставлять правильные приоритеты».

Трамвайные линии генплан 2020 года.jpg

Поделиться
Согласно генплану, утвержденнному в 2020 году, трамвайные линии к 2040 году должны увеличиться в 3 раза //Фото: администрация Краснодара 

Ранее с критикой решения властей о развитии путей в сторону западного района выступил урбанист, участник движения «Городские решения» Мирослав Валькович. «Трамвайная ветка в микрорайон Гидростроителей необходима, чтобы разгрузить пробки в этой части города. Но пока никто не объяснил, почему в качестве второго приоритета [сегодня пути в Немецкую деревню это уже не второй, а первый приоритет — прим. ред.] выбрана ветка в Немецкую деревню».

Однако, по мнению Юрия Рысина, строительство путей в район Восточно-Кругликовской является только вопросом времени.

«Строить новые линии нужно по всем направлениям — и на запад, и на восток. На самом деле, не столь принципиально, с какой части города начинать. Западная часть города — это развивающаяся территория, которая определенно нуждается в отдельной трамвайной ветке. В любом случае, в генплане Краснодара предусмотрено развитие трамвайной сети и на северо-восток. Всему свое время», — поясняет эксперт.

Выгодна ли концессия Краснодару?

Второй проблемной точкой общественники считают сам факт концессионного соглашения между администрацией города и края и «Синарой».

«Опасения общественного движения вызывает тот факт, что в случае заключения концессионного соглашения город станет «должником», — объясняет Марина Репещук.— Да, при концессии частный инвестор вкладывает собственные средства, но город впоследствии покрывает расходы компании за счет эксплуатационного платежа. В такой ситуации представители администрации должны быть максимально осторожными, чтобы не допустить излишних расходов. С учетом того что «Синара» планирует привлечь кредитные средства, переплата очень вероятна. Да, ветка в западный микрорайон будет построена, но какой ценой? Кто-нибудь посчитал, оправдана ли стоимость проекта? Выгодно ли это городу? Не получится ли так, что стоимость данного соглашения поставит крест на других трамвайных линиях? Готовы ли краснодарцы ради быстрого, но дорогостоящего проекта расстаться на долгие годы с мечтой о трамвае в густонаселенные районы типа ГМР, района Восточно-Кругликовской, Губернского микрорайона, поселка Российского?».

Стоит отметить, что в Ростове-на-Дону, где «Синара» планирует провести более масштабную модернизацию трамвая стоимостью 60 млрд рублей, вопросы к концессионеру появились также, но уже на этапе выдачи разрешения для межевания территории под пути и депо. Оказалось, что при разработке проекта «Синара» почти вдвое завысила прогнозы по пассажиропотоку. Как писал ранее «Эксперт Юг», по версии «Синары», в 2028 году сеть будет перевозить 114,5 млн человек ежегодно, а в 2052 году — 117,5 млн человек. По мнению администрации, эти показатели существенно ниже — 61,5 и 80,1 млн человек в год соответственно. Проект после выяснившихся деталей был отправлен на доработку.

Кстати, точных данных об ожидании по пассажиропотоку трамвая Краснодара концессионер не указывает даже в самом проекте концессионного соглашения, опубликованном на сайте торгов. В пользу популярности трамвая среди населения кубанской столицы свидетельствует рост пассажиропотока на 24% на недавно открытой трамвайной линии по ул. Московской.

Согласно генеральному плану Краснодара до 2040 года, планируется увеличение протяженности трамвайной сети на 114 км по оси (228 км в однопутном исчислении). Таким образом, суммарная протяженность трамвайной сети в городе составит 165 км по оси (330 км в однопутном исчислении). При этом, «Синара» по концессии построит лишь часть от общего объема — только 35,6 км путей. Вопрос дальнейшего развития планируемой существенной части трамвайных путей пока не оговаривается. Ранее с заявлением о концессии на трамвай выступили ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ, которые планировали реализовать проект «Магистраль», о котором подробнее писал «Эксперт Юг». Проект предусматривал строительство 63 км трамвайных путей стоимостью 23 млрд рублей. Актуален ли этот проект для администрации Краснодара сегодня, точно не известно. Однако, проект «Синары» частично дублирует планы по строительству ветки в западный район «Магистрали».

проект Магистраль 2.jpg

Поделиться
Проект "Магистраль" мэрия презентовала в апреле 2021 года//Фото: скриншот презентации проекта с официального сайта мэрии Краснодара.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1