92 99 13

«Региональные операторы оказались в финансовом провале»

4009
7 минут

Председатель Совета директоров ГК «Чистый город» Полина Вергун рассказала «Эксперту Юг» о запуске в Ростовской области новых комплексов по переработке мусора и работе в условиях кризиса.

«Региональные операторы оказались в финансовом провале»

4009
7 минут

Председатель Совета директоров ГК «Чистый город» Полина Вергун рассказала «Эксперту Юг» о запуске в Ростовской области новых комплексов по переработке мусора и работе в условиях кризиса.

«Региональные операторы оказались в финансовом провале»

Поделиться

Председатель Совета директоров ГК «Чистый город» Полина Вергун рассказала «Эксперту Юг» о запуске в Ростовской области новых комплексов по переработке мусора и работе в условиях кризиса.

Режим самоизоляции стал серьезным испытанием для Группа компаний «Чистый город» — крупнейшего в ЮФО частного инвестора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Объемы отходов в жилых кварталах выросли на 20%, так как большинство жителей находятся дома. При этом собираемость платежей упала до 50-70%, в зависимости от территории, из-за нестабильного финансового положения граждан.

Сейчас в Ростовской области компания реализует проекты по строительству четырех межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОК). Первый из них — Волгодонский МЭОК готовится к запуску в эксплуатацию. Объем инвестиций только в этот проект составил около 900 млн рублей. Кроме того, компания начала строительство в Ростовской области еще одного, Мясниковского МЭОКа, который будет обслуживать в том числе и самый крупный город ЮФО — Ростов-на-Дону. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2021 год. В строительство и запуск этого комплекса «Чистый город» инвестирует ещё почти миллиард рублей. Кроме того, в яти регионах Юга (Астраханской и Ростовской областях, Адыгее, Калмыкии и Краснодарском крае), фирмы, входящие в структуру ГК «Чистый город», действую в качестве региональных операторов системы обращения с ТКО. Эти компании, помимо строительства и реконструкции перерабатывающих мощностей, решают задачи по сбору, размещению, сортировке и утилизации мусора.

— Как текущая неблагоприятная ситуация отразилась на вашей деятельности?

— Отрасль обращения с отходами, как и многие сферы экономики, переживает непростой период. Но, в отличие от многих других сфер, деятельность наших компаний в период самоизоляции не останавливалась ни на день, так как эти предприятия относятся к системе жизнеобеспечения. Водители мусоровозов, грузчики, сортировщики, специалисты на полигонах находятся сегодня на передовой, в высокой зоне риска. Взаимодействие с отходами повышает эту степень опасности. Естественно, мы усилили профилактические меры, чтобы обезопасить сотрудников: они дополнительно обеспечены индивидуальными средствами защиты, кожными антисептиками. Регулярно осуществляем мойку и дезинфекцию спецтехники.

В текущей ситуации возросли объемы отходов в жилых кварталах — до 20%. Это связано с тем, что большинство жителей находятся дома, мусор на контейнерных площадках скапливается быстрее, чем в рабочие дни. Поэтому пришлось усиливать эксплуатационное и техническое направления: увеличить кратность вывоза, предусмотреть резервную технику.

При этом снизились собираемость платежей от населения. Сегодня этот показатель варьируется, в зависимости от территории, от 50% до 70%. Причин несколько. Первая: население тоже оказалось в нестабильном финансовом состоянии, многие оплату коммунальных платежей отложили «до лучших времен». Вторая причина: введенные ограничительные меры по передвижению (в городах и муниципалитетах) заставили жителей не покидать дома и квартиры, а услугами онлайн-оплаты пользуются далеко не все. Так, например, на территориях, где мы работаем, половина населения — это сельские жители, из которых 80% не имеют технической возможности для дистанционных платежей.

Упали начисления и от юридических лиц. Из них более 50% перешли на удаленную работу: оплата от них перестала поступать уже в апреле.

Таким образом, региональные операторы оказались в финансовом провале. При этом никто не освобождал нас от необходимых платежей для поддержания работоспособности предприятий: осуществление лизинговых и кредитных платежей, выплат зарплаты, отчисления налогов, приобретения гсм, запчастей и др. необходимых материалов.

— Кто из персонала задействован в производстве, а кто «на удаленке»? 

— На удаленную работу мы перевели только процентов 10-15 персонала. Это офисные сотрудники, которые могут обеспечить дистанционное обслуживание потребителей. На скорость обработки обращений от абонентов это не повлияло. Мы принимаем заявления по электронной почте, на нашем сайте есть возможность обратной связи, где можно не только задать вопрос, но и прикрепить необходимые документы, фотографии. Отправить обращение жители также могут через почтовую связь. Обработка таких обращений (у нас) производится, в том числе, удаленно.

— Есть ли у вас антикризисная стратегия? В чем она заключается?

— Антикризисная стратегия разрабатывается сейчас совместно с федеральным центром. Для формирования предложений и доведения их до профильного Министерства (Минприроды РФ) объединились регоператоры всей страны совместно ассоциацией «Чистая страна», «Опорой России», «Российским экологическим оператором». Основная цель такого взаимодействия — создание рабочих механизмов поддержки, которые реально помогут отрасли удержаться в этот сложный период. Одна из таких мер — субсидирование кассовых разрывов.

Как бы это парадоксально не звучало, но пандемия обратила внимание органов власти на проблемы нашей отрасли. Началось плотное взаимодействие по этим вопросам бизнеса и власти.

— Повлияла ли кризис на ваши планы по инвестированию в строительство МЭОКов? Какие задачи вы сейчас решаете?

— Безусловно, в сложившейся ситуации нам пришлось скорректировать отдельные направления работы, в том числе, инвестиционное. Сроки реализации проектов распределили по степени приоритетности, в зависимости от ряда факторов, таких, например, как наличие и остаточная вместимость существующих объектов (полигонов).

В список первоочередных проектов, строительство которых невозможно отложить, вошли Волгодонской и Мясниковский МЭОКи. Первый из них уже находится на стадии получения разрешительной документации на ввод в эксплуатацию. Предполагается, что она будут получена в течение двух месяцев после снятия ограничительных мер. Второй МЭОК, в Мясниковском районе, на этапе строительства. Работы форсируются, учитывая критическую ситуацию, связанную с отсутствием объектов обращения с отходами в городе-миллионнике — Ростове-на-Дону. Мы понимаем беспокойство жителей по этому вопросу, так как подобных объектов в Ростовской области не было и население не имеет представления о том, как именно они работают. На данном этапе важно постоянное информирование и взаимодействие с жителями. В этом вопросе помогают местные и региональные власти.

Уже порядка 900 млн рублей мы вложили в Волгодонской МЭОК и планируем инвестировать до 1 млрд рублей в строительство Мясниковского комплекса.

Сроки других инвестпроектов, в том числе, и из-за существующих ограничений (приостановка работы заводов — поставщиков оборудования, проектных организаций) скорее всего, будут смещены, и пока сложно сказать на какой период.

Таким образом, задачи на этот год — запустить работу межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса в Волгодонске и подготовить к запуску Мясниковский МЭОК, начать процедуру прохождения экспертиз по Сальскому МЭОКу (также в Ростовской области), объекта в Республике Адыгея, приступить к реконструкции существующего полигона в Астраханской области.

— Как ваша сфера будет развиваться после пандемии? К чему готовитесь лично вы?

— Сегодня главное для нас — удержать текущую деятельность и не допустить ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации, а также сконцентрировать усилия на реализации инвестпроектов. Следующим этапом, учитывая практически полное отсутствие действующих мер поддержки в части создания обрабатывающих и перерабатывающих мощностей, станет плотное взаимодействие региональных операторов с федеральным центром в этом вопросе.

После пандемии важно плавно перейти от антикризисных мер к стратегическим, среди которых — разработка механизмов, которые позволят создать эффективные производства по обработке и переработке отходов при действующей экономике и тарифном законодательстве. Такие предложения от бизнес-сообщества будут выноситься на обсуждение с федеральной властью.

— А есть меры господдержки, которые были одобрены для вашей отрасли в период пандемии?

— Есть. Уже одобрена такая мера, как предоставление межбюджетных трансфертов для покрытия выпадающих доходов регоператоров в размере 20% необходимой валовой выручки в течение трех месяцев. Методика расчета разработана Минприроды РФ. При пролонгации этой меры, которая вероятно потребуется, необходимо будет корректировать сумму. Уже сегодня кассовый разрыв регоператоров составляет 40-50%, тогда как сейчас компенсировать будут только порядка 20%.

— Какими мерами поддержки из тех, что названы президентом, вы намерены воспользоваться? Какой эффект от этого ожидаете?

— К сожалению, мы не попали ни под одну форму поддержки. Более того, наша деятельность не вошла в список пострадавших отраслей от коронавирусной инфекции, несмотря на то, что регоператоры работают сегодня на грани своих возможностей и в тяжелых финансовых условиях. Приостановка вывоза отходов может привести регионы к ЧС. Оперативная замена регоператора невозможна, так как на организацию деятельности (закупку спецтехники, привлечение сотрудников, оборудование офиса и т. д.) потребуются не менее четырех месяцев и большие финансовые вложения. Например, для обслуживания территории с 1 миллион человек только на приобретение спецтехники необходимо направить около 1,5 миллиардов рублей, а на запуск и функционирование работы в первые месяцы — в среднем 500 миллионов рублей. А еще — затраты на ликвидацию образованных мусорных завалов. В 2017 году нам с такой ситуацией пришлось столкнуться в Астраханской области. Город достался в крайне сложном санитарном состоянии. Прежний перевозчик прекратил вывоз отходов за две недели до нашего прихода и рядом с контейнерными площадками образовались десятки тысяч кубометров отходов. При том, что мы были готовы и технически, и финансово, нам потребовалось около месяца, на стабилизацию ситуации.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1