103 107 14

Северный Кавказ усилили генпрокурором, но обделили министерством

2976
5 минут

Кадровые перестановки в правительстве России не обошли стороной и Северный Кавказ. Новым полпредом в СКФО стал бывший генпрокурор Юрий Чайка. Другим указом упразднено просуществовавшее менее шести лет Минкавказа, эффективность которого еще предстоит оценить

Северный Кавказ усилили генпрокурором, но обделили министерством

Поделиться
Кадровые перестановки в правительстве России не обошли стороной и Северный Кавказ. Новым полпредом в СКФО стал бывший генпрокурор Юрий Чайка. Другим указом упразднено просуществовавшее менее шести лет Минкавказа, эффективность которого еще предстоит оценить

Новая должность для Чайки
Юрий Чайка, который возглавлял Генпрокуратуру РФ более 13 лет, станет полпредом президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). В соседнем Южном федеральном округе в свое время произошла похожая рокировка. Пост полпреда занял предшественник Чайки на посту генпрокурора Владимир Устинов.

«14 лет — это много, можно и засидеться там»,— сказал Юрий Чайка на встрече с президентом. Он пообещал на новом посту не ослаблять борьбу с преступностью, реализовать нацпроекты и поднять уровень жизни граждан.

Владимир Путин отметил, что в СКФО еще много вопросов в социальной сфере, а также более высокий, чем в среднем по стране уровень безработицы, коррупция, «что напрямую влияет на уровень жизни и доходов граждан». Также президент назвал актуальными и вопросы борьбы с терроризмом.

Чайка сменил назначенного на эту должность в июне 2018 года Александра Матовникова.
Бывший замком Сил специальных операций (ССО) Вооруженных сил РФ (сегодня он назначен заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками), Герой России Матовников был фигурой для Северного Кавказа не новой. До этого боевые генералы от МВД и армии не раз возглавляли местное полпредство.

Однако вступление Матовникова в должность ознаменовалось конфликтом в горном селении Кенделен в Кабардино-Балкарии, которое едва не переросло в межнациональные столкновения между кабардинцами и балкарцами. Затем в сентябре-октябре были протестные выступления в Ингушетии, поводом для которых послужило соглашение о границе между этой республикой и соседней Чечней. Жителей Ингушетии возмутил равноценный обмен нежилыми территориями Надтеречного района Чечни и Сунженского района Ингушетии. Также организаторов протеста возмутила сама форма ратификации соглашения — через решение глав республик и утверждение в парламенте. По их мнению, подобный вопрос необходимо было сначала вынести на референдум.

По мнению политолога Константина Калачева, местные и федеральные власти недооценили возможные последствия соглашения о границе. В итоге своего поста в июне 2019 года лишился глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.

При этом директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов отмечает, что именно Матовников подготовил аналитические записки для Кремля, которые привели к задержанию сенатора Рауфа Арашукова. После этого в газовой сфере Северного Кавказа начали наводить порядок.

По мнению политолога Андрея Серенко, с политической точки зрения Чайка не выброшен из обоймы президента, но при этом он потерял в политическом весе. «В любом случае, фигура он более значимая, чем Матовников, а СКФО вместе с Чайкой становится все же более значимым округом», — отмечает Серенко.

Упразднение Минкавказа
Другим указом президент Владимир Путин сегодня упразднил Министерство по делам Северного Кавказа (Минкавказ), передав его функции Министерству экономического развития (МЭР), сообщается на сайте kremlin.ru. В указе также сказано: «установить, что Министерство экономического развития Российской Федерации является правопреемником Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений».

Минкавказа было создано в мае 2014 года. Первым министром (до мая 2018 года) был Лев Кузнецов. Вторым и последним стал Сергей Чеботарев. Целью министерства стала разработка проектов государственных программ по развитию Северного Кавказа. Сегодня на сайте Минкавказа были размещены итоги года. В частности, отмечена эффективная реализация мероприятий в рамках государственной программы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» в прошлом году, кассовое освоение средств бюджета по которой составило 97,4%.

Кроме этого, отмечено, что со стороны Российской Федерации полностью выполнены все обязательства по оказанию текущей финансовой помощи Республике Абхазия и Республики Южная Осетия в целях социально-экономического развития республик.

По словам вице-спикера Госудмы Ольги Тимофеевой, которая представляет в Ставропольский край (ее слова передают РИА Новости), Минкавказ был создан в первую очередь для финансирования северокавказских регионов по федеральным программам, но сейчес выстроена другая система финансирования, запущены нацпроекты, поэтому «можно считать, что министерство выполнило свою задачу и может быть ликвидировано».

Она добавила, что министерство достигло определенных успехов: «эти люди сидели в Москве за полторы-две тысячи километров от регионов и пытались решать проблемы северокавказских республик. Министры - Лев Кузнецов, Сергей Чеботарев - не были выходцами с Кавказа. А здесь своя специфика, которую надо знать. В этом было слабое место ведомства».

Что думают эксперты
Именно с преодолением «кавказской специфики»связывает успешную работу министерства старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев. По его словам, такие министерства создавались в свое время для Крыма, Дальнего Востока и Арктики.

«Идея заключалась в том, чтобы добиться более тесной координации различных ведомств, реализуя задачи по развитию регионов, — напоминает Силаев. — Для Крыма это решение оказалось временным. После того, как Крым перешел в правовое пространство России, когда были отлажены механизмы управления, оно было упразднено».

По его мнению, упразднение Минкавказа означает, что округ снова рассматривается как «один из прочих». Никакой чрезвычайной задачи по развитию СКФО руководство страны сейчас не видит. «На Кавказе осуществлялись масштабные инвестиции, были созданы дополнительные институты. Кроме того в значительной стемени по многим регионам взят уверенный курс на преодоление так называемой кавказской специфики», — отмечает Силаев. Он упоминает назначение Владимира Васильева на пост главы Дагестана и последующие там реформы, а также «дело Арашуковых». Деятельность Минкавказа, по его слвоам, позволила обновить инфраструктуру региона, а «местной специфики» стало меньше.

Что касается назначения Чайки на пост полпреда, то Силаев уверен, что опыт Генпрокурора будет востребован на Северном Кавказе, особенно в связи с различной протестной активностью в отдельных республиках. Он также отмечает, что клановой специфике региона «всегда было трудно противостоять», но зачастую это «не вопрос полпреда или министерства, а вопрос политический», здесь все зависит от решений высшего политического руководства.

«Северокавказский округ готовят к большой ревизии, которая коснется инвестиционных программ, а также различных проектов. Упразднение Минкавказа также вписывается в эту логику. Кремль уже не рассматривает Северный Кавказ как горячую точку или особый регион. Он уверен в стабильности на этой территории и настраивается сегодня на борьбу с коррупцией», — уверен политолог Андрей Серенко.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1