93 100 13

Стратегии неуместны?

1552
4 минуты
Стратегии неуместны?

Поделиться

Яркой чертой пятого межрегионального урбанистического форума «Развитие городов юга России», организованного журналом «Эксперт ЮГ», стала острая дискуссия по поводу необходимости стратегического планирования в вопросах развития городской среды. Не все собравшиеся были единодушны в том, что уже сейчас муниципалитеты должны работать над своими стратегиями, даже в отсутствие федеральной.

Развитие городов в кризисных условиях продолжается, и даже активизируется — новые условия заставляют адаптироваться и власть, и бизнес. Василий Высоков, председатель совета директоров ОАО КБ «Центр-инвест», ожидает масштабных перемен: «На высоком политическом уровне уже понимают, что у нас обесценятся многие активы, изменится спрос, обострится конкуренция, и вообще мы будем жить в условиях трансформации. Это постоянные изменения в условиях непрерывных кризисов. Вещь невероятно интересная, но оказывается, что нужны люди, которые могут управлять производством в таких условиях. Сегодня меняется представление о бизнес-модели взаимодействия с городом, потому что если во всех наших рыночных моделях мы всегда можем сбалансировать спрос и предложение с помощью цен, то город мы не сбалансируем. Город - это социальный продукт для совместного потребления жителей, бизнеса и гостей нашего города. Современный город должен быть инновационным, т.е. для каждого следующего этапа повышения спроса должно быть новое предложение, новое качество жизни, которое предлагается городу. Но без диалога бизнеса и власти ничего не получится».

В подобной ситуации, по мнению г-на Высокова, необходимо иметь стратегию действий. Причем не спущенную сверху, не разработанную «узким кругом ограниченных людей», а свою собственную.

Впрочем, многие муниципалитеты написанием собственных стратегий уже занимаются, и достаточно успешно. МЦСЭИ «Леонтьевский центр» — Санкт-Петербургская организация, которая занимается в том числе разработкой стратегий социально-экономического развития регионов и муниципалитетов, а также анализом действующий практик — уделяет достаточно много внимания оценке качества муниципальных стратегий. Как рассказал Тарас Прибышин, научный сотрудник «Леонтьевского центра», устоявшихся единых и однозначных критериев качества стратегии на данный момент нет, но это не значит, что стратегии вовсе не надо оценивать. Один из инструментов анализа, применяемых «Леонтьевским центром» — проведение конкурсов стратегий. Такое мероприятие состоялось, например, в 2014 году — для стратегий городов с населением от 100 000 человек. Юг России представляли Сочи и Новошахтинск (Ростовская область). Конкурс проводился в два этапа, и в финальную его часть прошел лишь Новошахтинск (сочинская стратегия, по словам г-на Прибышина, была недостаточно амбициозной и слишком специфичной). «Хорошая муниципальная стратегия должна быть амбициозной, снабженной продуманным механизмом реализации и мониторинга, концентрирующей усилия вокруг приоритетных флагманских проектов, разработанной под руководством главы города совместно с ключевыми участниками городского развития, понятой и принятой местным сообществом», — говорит Тарас Прибышин. Последний критерий предполагает общественное обсуждение стратегии, ее презентацию городу — и он крайне важен, по мнению специалиста.

Однако далеко не все считают, что разработка стратегий сегодня — важное и нужное дело. Александра Игнатьева, генеральный директор Союза российских городов, высказалась следующим образом: «Господа, мы не должны принимать стратегии сейчас. У нас есть Министерство экономического развития, которое занимается нормативно-правовой базой по 172-му закону. На всех мероприятиях, в том числе на форуме в Санкт-Петербурге я призываю всех — подождите, остановитесь. Еще нет нормативной базы по 172-му закону, а мы уже тратим деньги и принимаем стратегии. Мы не знаем, как они должны выглядеть. Нас всех заставят их переписывать». По словам г-жи Игнатьевой, в обсуждаемых муниципальных и региональных стратегиях отсутствует самое главное — их увязка со стратегией субъекта, и РФ в целом; мало того, стратегия развития РФ не определена до конца. Отсутствие преемственности — основная причина того, что стратегии принимаются, но не работают: приходит новое руководство, и старые стратегии отправляются в утиль. Для того, чтобы таких ситуаций избегать, необходимо четкое следование нормативно-правовой базе, которая еще по сути не сформирована.

Василий Высоков, как известный сторонник стратегического планирования, не мог не ответить: «Еще Ленин учил, что "нельзя работать без плана, рассчитанного на долгий срок и на серьезный успех". Каждый предприниматель знает, что если нет стратегии - всю жизнь будешь заниматься антикризисными мерами. Любой кризис заканчивается, как только появляется собственная стратегия пост-кризисного развития. Ростов со своей стратегией не будет участвовать в конкурсах научных аналитиков на лучшую региональную стратегию: когда стратегия развития города будет принята, мы организуем нормальное road-show среди нормальных инвесторов. Ростов будет выбирать экспертов, и Ростов же будет продавать свою стратегию любому правительству».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1