92 99 13

Трагедия в Ейске: безысходная ситуация или ошибка пилота

8107
7 минут

Крушение Су-34, произошедшее в Ейске, породило широкую дискуссию о причинах катастрофы и возможностях ее избежать. «Эксперт Юг» собрал мнения экспертов относительно трагедии и изучил обстоятельства произошедшего

Трагедия в Ейске: безысходная ситуация или ошибка пилота

// Фото: admkrai.krasnodar.ru
Поделиться

Вечером в понедельник, 17 октября, истребитель-бомбардировщик Су-34 упал на один из домов на Коммунистической улице в Ейске. В результате крушения военного самолета загорелся жилой девятиэтажный дом, в котором проживало 556 человек. Возгорание охватило более 2 тысяч квадратных метров, с первого по девятый этаж.

По информации Минобороны России, Су-34 выполнял учебно-тренировочный полет с военного аэродрома Южного военного округа и потерпел крушение во время набора высоты.

При этом оба пилота успели катапультироваться. По словам летчиков, причиной происшествия стало возгорание одного из двигателей.

СК России также назвал основной версией следствия техническую неисправность воздушного судна и возбудил уголовное дело ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним).

В свою очередь, эксперты, задаются двумя главными вопросами: почему новая модель истребителя Су-34 оказалась неисправной перед полетом и почему пилоты не сумели увести падающий самолет от жилого района.

Что такое Су-34

Су-34 — российский многофункциональный фронтовой сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, производство которого началось в 2008 году.

Эту модель выпускает Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова.

Согласно информации на сайте Минобороны России, Су-34 предназначен для нанесения точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине, а также поражения воздушных целей.

Уточняется, что истребитель может вооружаться авиационными бомбами, различными неуправляемыми и управляемыми авиационными ракетами, а также встроенной пушечной установкой.

Су-34.jpg

Поделиться

Истребитель-бомбардировщик Су-34 // Фото: structure.mil.ru

Впервые Су-34 был испытан реальными боевыми действиями в августе 2008 года во время российско-грузинской войны.

«Тогда российские Су-34 были задействованы в подавлении средств радиоэлектронной борьбы грузинских сил ПВО», — сообщается на сайте федерального телеканала «Звезда».

Позже самолет использовался в составе авиационной группы ВКС России в Сирии.

В 2015 году модель Су-34 считалась новинкой, так как ее государственные совместные испытания завершились лишь в конце 2010 года, а окончательное решение о принятии Су-34 на вооружение ВВС России состоялось в марте 2014 года, сообщает «Звезда».

Сегодня этот самолет продолжает оставаться одним из самых современных в России.

Сегодня Су-34 выполняют боевую задачу на Украине. Видео боевой работы экипажей самолетов в рамках специальной военной операции демонстрировало Министерство обороны России.

Инциденты с бомбардировщиком Су-34 случались и ранее, но обходилось без жертв гражданских лиц и разрушений на земле. Так, например, в сентябре 2019 год в небе над Липецкой областью из-за ошибки пилота столкнулись два Су-34. В июне 2015 года на военном аэродроме Бутурлиновка в Воронежской области Су-34 при посадке выкатился за пределы полосы и опрокинулся. Также самолет выкатился за пределы полосы и на аэродроме в Хабаровском крае в июле 2018 года. А в январе 2018 года два бомбардировщика столкнулись над Японским морем при отработке маневрирования. Спасти удалось только одного штурмана.

«Безысходная ситуация» вблизи жилого района

Два главных вопроса, которыми сегодня задаются эксперты: почему в одном из новейших самолетов российской авиации возникли технические неполадки и почему летчики не увели истребитель от жилого района на оставшемся двигателе.

По докладу катапультировавшихся летчиков, причиной крушения самолета в Ейске стало возгорание одного из двигателей при взлете, о неисправности второго двигателя не сообщалось.

Крушение СУ 34.jpg

Поделиться

Глава МЧС заявил об отсутствии взрывов после падения Су-34 в Ейске // Фото: Телеграмм-канал «Московский Телеграф»

Как рассказал депутат Совета МО Ейский район, член партии «Яблоко» Александр Коровайный, самолет упал в районе автовокзала, возле торгового дома «Меотида», в 500 метрах от моря. Об этом он написал в своем телеграмм-канале.

Также он уточнил, что загоревшаяся девятиэтажка — один из самых больших домов в Ейске.

«Теоретически можно было, наверное, спикировать в сторону моря, чтобы не было погибших среди мирного населения. Но, возможно, была какая-то серьезная причина, авария или техническая неисправность», — рассказал Александр Коровайный.

Также он отметил, что открытыми остаются вопросы о том, почему учения проводились над городом.

Крушение самолета.jpg

Поделиться

СК назвал неисправность самолета основной версией крушения СУ-34 в Ейске // Фото: admkrai.krasnodar.ru

По словам местных жителей, с начала специальной военной операции самолеты регулярно летают над городом и нередко — очень низко.

После трагедии, 18 октября, в городских пабликах Ейска сообщили, что самолеты продолжают летать, но «где-то вдалеке, минуя город».

По словам авиационного эксперта Романа Гусарова, летчики не смогли увести самолет от жилого района из-за низкой скорости и малой высоты.

Именно при взлете, когда двигатели работают на максимальных оборотах, зачастую происходит возгорание, подчеркнул Гусаров.

Маневрировать, по словам эксперта, пилоты могут только при запасе скорости и высоты. При наличии этих двух условий самолет можно было бы увести от жилого района даже с двумя отказавшими двигателями, считает Роман Гусаров.

«Но если самолет только взлетает и у него недостаточно скорости и высоты, да еще полные баки тяжелые, то здесь практически не было вообще ни времени, ни возможности куда-то его увести», — подчеркнул он в интервью «Газете.ру».

Здание горевшей многоэтажки в Ейске.jpg

Поделиться

В МЧС сообщили, что жильцы смогут вернуться в неповрежденные подъезды, если эксперты подтвердят, что конструктивные элементы здания не пострадали // Фото: admkrai.krasnodar.ru

Важно отметить, что военный аэродром в Ейске находится в черте города.

Как рассказал президент Краснодарской краевой общественной организации «Центр прикладной политологии и социологии» Геннадий Подлесный, нарушения правил застройки в городах привели к тому, что города «окружили» аэродромы вместо того, чтобы застраиваться в других направлениях.

«Вместо незаконного застраивания зон безопасности вокруг аэродромов и других объектов повышенной опасности, надо соблюдать российское законодательство. В условиях дикой и необузданной коррупции наивно мечтать, что на «освободившейся территории» появятся зоны отдыха, а не очередные «человейники», — написал эксперт в своем телеграмм-канале.

Генеральный директор ООО «АКР «Бегак» и генеральный конструктор НПО «Авиационно-космические технологии» Александр Бегак рассказал, что город Ейск был построен как спутник этого военного аэродрома, на котором всегда происходили и происходят полеты. «Взлет проводится в разные стороны, в зависимости от метеоусловий. В данном случае взлет был в сторону города. Это вполне нормальная история, так как это не аэродром испытательного полигона, а вполне рабочий аэродром, где готовят пилотов. Причем не только для российских войск, но и для дружественных государств», — рассказал Александр Бегак.

Турбина Су-34.jpg

Поделиться

По факту крушения самолета в Ейске возбуждено уголовное дело о нарушении правил полетов или подготовки к ним // Фото: admkrai.krasnodar.ru

По словам эксперта, одной из причин крушения Су-34 могло стать попадание какого-либо предмета в двигатель.

«Конечно, причины могут быть разные. Одна из возможных — попадание какого-то предмета, начиная от птицы и заканчивая дроном или чем угодно. Метеоусловий двигатели военных самолетов не боятся однозначно. Соответственно, это либо попадание серьезного предмета, либо неисправность системы», — рассказал он.

Неисправность системы могла быть вызвана дефектом промышленного производства, считает эксперт. А вот отсутствие проверки перед взлетом — маловероятно.

«Самолет не могли выпустить в небо, если бы он был неисправен. Если его выпустили, значит он был полностью исправен, поэтому я и предполагаю, что при попадании какого-то предмета произошло возгорание. Турбина могла разрушиться, пробить бак и так далее», — говорит Александр Бегак. Отметим, что основная версия крушения самолета от СКР — техническая неисправность.

Что же касается действий пилотов, эксперт уверен, что они старались сделать все, чтобы не допустить катастрофы.

На случай экстренной ситуации у пилотов есть четкие инструкции.

По словам эксперта, все зависит от момента возникновения пожара в двигателе. Стандартная ситуация — это заглушить двигатель противопожарной системой, однако, если самолет не набрал достаточную скорость и высоту, пилотам просто некуда будет его уводить.

Стихийный мемориал возле места трагедии в Ейске.jpg

Поделиться

По состоянию на 18 октября известно о 14 погибших в результате крушения военного самолета // Фото: admkrai.krasnodar.ru

«Зная место, где проводились эти учебные полеты, я могу предположить, что некуда было уводить, а катапультироваться было положено, согласно протоколу подготовки пилотов. Рано или поздно пилоты катапультировались, здесь я ничего сказать не могу, у меня данных нет, но если он принял решение катапультироваться, значит, был уверен, что самолет не пойдет на жилые застройки, а уйдет в сторону», — считает эксперт.

Он подчеркнул, что окончательные выводы относительно того, что происходило на борту и правильно ли действовали пилоты, предоставит следствие, однако сам эксперт убежден, что пилоты сделали все, что от них зависело.

«Я уверен, что любой пилот будет до последнего бороться за жизнь людей, а если этого не произошло, значит, ситуация была безысходная», — подытожил Александр Бегак.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1