Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) презентовал в Ростове-на-Дону программу поддержки малого бизнеса ЮФО и СКФО, предполагающую активизацию работы региональных предпринимателей с консультантами и экспертным сообществом. Программа, финансируемая российским правительством, рассчитана на три года и предназначена в первую очередь для компаний, которые ориентированы на динамичный рост.
Презентации нового регионального проекта ЕБРР предшествовала февральская встреча губернатора Ростовской области Василия Голубева с директором ЕБРР по региональному развитию в России Арвидом Тюркнером, который отметил готовность банка финансировать инвестпроекты, значимые для экономики региона, в том числе в сфере ЖКХ. Со стороны донского руководства банку было предложено принять участие в таких проектах, как строительство нового ипподрома на левом берегу Дона и развитие Новошахтинского завода нефтепродуктов.
По итогам встречи было принято решение разработать план совместных действий, и одним из главных направлений сотрудничества должна стать реализация программы ЕБРР по поддержке малого и среднего бизнеса с участием российских консультантов и международных экспертов. Светлана Камбулова, заместитель директора департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области, отмечает, что большинство субъектов малого предпринимательства в регионе сегодня говорят о недостаточности предпринимательских знаний и навыков. Поэтому, полагает она, участие представителей МСБ в программе позволит не только получить профессиональные знания, но и выйти на новый уровень развития. Об этом говорил в ходе презентации и председатель совета директоров банка «Центр-Инвест» (имеющего давний опыт сотрудничества с ЕБРР) Василий Высоков. Он полагает, что обращение к консалтинговым услугам должно повышать эффективность бизнеса в несколько раз, но здесь требуется использовать лучшие мировые практики.
Программой ЕБРР предполагается две формы участия для регионального бизнеса. Краткосрочный вариант (4-6 месяцев) предусматривает привлечение местных бизнес-консультантов, средняя стоимость такого проекта составляет 450 тысяч рублей. От бизнеса в данном случае требуется 50-процентное софинансирование, а привлекаемые консультанты будут проходить аккредитацию в ЕБРР. Последнее, по мнению многих представителей консалтингового сообщества, является принципиально важным моментом. «Региональный рынок консалтинговых услуг, не имея четких стандартов оценки качества, несколько размыт, - говорит руководитель компании “Бизнес-Групп” Оксана Панченко. – Клиент понимает, что услуга оказалась ненадлежащего качества, только когда она уже оказана. Эту ситуацию можно переломить введением сертификации, поэтому система аккредитации для партнеров программы станет тем ситом, которое позволит дисциплинировать рынок».
Второй вариант программы ЕБРР связан с участием в консультировании регионального бизнеса международными экспертами с опытом работы не менее 15 лет, готовых помочь растущему бизнесу. Это более долгосрочные (от года до полутора лет) и более серьезные проекты, которые могут быть связаны в том числе и с перестройкой деятельности всего предприятия. Средняя стоимость таких проектов – 2,5 млн рублей, софинансирование для бизнеса составляет порядка 10%.
Формальные критерии отбора компаний для участия в проектах ограничены годовым оборотом (до 2,5 млрд рублей), возрастом (от двух лет) и количеством сотрудников (от 10 до 500, для крупных проектов – от 100 человек) предприятия. Но главное, как подчеркивает старший специалист по проектам ЕБРР в ЮФО Инесса Сорокина, это осознание собственника или собственников компании необходимости прибегать к помощи консультантов: «Часто это понимает отдел продаж, а не владелец бизнеса. Для нас это сложная ситуация, поэтому мы хотели бы разговаривать напрямую с собственниками». Похожую проблему отмечают и консалтеры. «Представители малого и среднего бизнеса далеко не всегда готовы к тому, чтобы воспринять услугу консультанта, и главным тут часто является не финансовый вопрос. Многие компании не только не готовы к тому, чтобы услышать консультанта, но и к тому, чтобы создать внутри себя нужные для изменений структуры. Если компания в этом не заинтересована, то ничего не изменить», - говорит Оксана Панченко.
В ближайшие три года в ЮФО предполагается реализовать порядка 125 проектов с участием местных консультантов и 17 проектов с привлечением международных экспертов. При этом ЕБРР в особенности рассчитывает на проекты, направленные на модернизацию производств, энерго- и ресурсоэффективность, снижение издержек и повышение производительности труда, внедрение информационных технологий и др. – иными словами, речь идет о типичной повестке развития для быстрорастущих компаний («газелей»). Глава представительства ЕБРР в ЮФО Витаутас Бучюнас (на фото) называет четыре основных стратегических приоритета работы банка в России: диверсификация экономики (в том числе уменьшение ее зависимости от природных ресурсов и крупного капитала), внедрение инноваций, развитие частного сектора и развитие регионов.
Первым партнером ЕБРР в ЮФО в рамках новой программы уже стало ростовское ЗАО «Молодец», один из российских лидеров на рынке хлебцев. По словам руководителя отделы сбыта и маркетинга компании Светланы Полонской, в последние годы этот рынок растет уже далеко не теми темпами, как в начале своего становления, что требует от работающих на нем игроков повышенного внимания к эффективности бизнеса и проведению углубленных маркетинговых исследований. «Молодец» уже давно работает с одной из ростовских консалтинговых компаний, но условия программы ЕБРР позволили в рамках очередного совместного проекта с консалтерами провести более масштабные исследования рынка и обнаружить ряд его новых особенностей.