Фото: Вера Любимова | forumrostov.ru
Поделиться
Закрытые заводы дали земли для стройки
Одним из самых известных проектов реновации промышленных зон Ростова-на-Дону стал проект по строительству микрорайона «Красный Аксай» на территории бывшего одноименного завода сельхозоборудования. Машиностроительное предприятие было упразднено в 2011 году. В последние годы его существования там работал «Ростовский автобусный завод», который входил в ныне несуществующую финансово-промышленную группу «Донинвест». ГК «ЮгСтройИнвест» приступила к застройке этой зоны в 2016 году. К концу этого года проект будет полностью завершен — всего будет построено 26 многоквартирных домов на площади порядка 25 га. Объем инвестиций в проект оценивается в 15 млрд рублей. Но этот крупный проект был не первым, который реализовывался на территории бывшего промышленного производства, расположенного в непосредственной близости к историческому центру Ростова.Можно вспомнить и построенный в 2015 году ЖК «Акварель» в районе Текучевского моста. Тогда компания «Патриот-Девелопмент Юг» получала под застройку земельный участок бывшего шарикоподшипникового завода №34 по улице Скачкова. На берегу реки Темерник появились 5 многоквартирных домов (МКД) общей площадью 57 тыс. кв. м.
Продолжают возводить в Ростове жилой комплекс «Екатерининский» на территории бывшего завода «Дон-Гипс» на западной окраине города. Его завершение тоже намечено на конец этого года. К декабрю на территории появятся более 10 высотных МКД общей площадью 190 тыс. кв. м. Также можно вспомнить микрорайон «Красные ворота» в Пролетарском районе, где под жилую застройку были отданы земли бывшего кирпичного завода или ЖК «Город у реки» на территории бывшего масложирового комбината «Рабочий».
Поделиться
Микрорайон «Красный Аксай», построенный на территории бывшей промзоны, расположенной рядом с Ростовским портом//Фото: ГК "ЮгСтройИнвест"
Застройщики выбирают промзоны
За минувший год власти города анонсировали сразу несколько крупных проектов, связанных с редевелопментом промзон. В частности, на территории завода «Электроаппарат» появится новый ЖК. Правда, как заявил сити-менеджер города Алексей Логвиненко, что разрешение на застройку выдадут только в том случае, если на месте бывшего завода появятся не только многоквартирные дома, но и социальные объекты. Недавно Алексей Логвиненко разрешил подготовить проект планировки территории бывшего «50 автомобильного ремонтного завода» в границах ул Лермонтовской – ул. Красноармейской – пер. Университетского и пр. Соколова. Новый жилой проект займет не менее 12 га. Также на аукцион выставлен участок земли общей площадью 2,6 га в районе порта в Ростове. Недвижимость может быть использована под жилую застройку, сообщается в документации на площадке аукциона. Кроме этого, мэрия Ростова разрешила построить еще один крупный жилой комплекс в центре города. В отчете департамента архитектуры и градостроительства сообщается, что СЗ «МСК-Союз» получил разрешительную документацию на возведение четырех 32-этажных домов и одного 17-этажного дома на территории бывшего ДРСУ на проспекте Кировском.На прошлой неделе стало известно, что Ростовский завод шампанских вин прекратил свою работу. Управляющий партнер АН «Парус» Максим Хмель считает, что территория РКШВ привлекательна для девелоперов. «Через забор «Московская строительная компания» (МСК) застраивает практически 10 га, ранее принадлежавших ЗАО «Рабочий», логично, что и территория РКШВ может пойти под застройку», — рассказал он «Эксперту Юг».
Стройка по Генплану
За последние несколько лет тема реновации промзон получила новый импульс. По словам Игоря Далаксакуашвили, который является сейчас главным архитектором Ростовской области, а ранее возглавлял крупнейшего в городе застройщика ЗАО «Патриот», осваивающего микрорайон Левенцовка, промышленные территории, подлежащие реновации, как правило, обладают хорошей транспортной доступностью, удачным расположением и наличием инженерной инфраструктуры. «Редевелопмент промзон — это важный современный тренд, потенциал которого огромен», — заявлял он в интервью «Эксперту Юг» в 2014 году. В рамках Генплана города, действующего до 2025 года, предусматривается перенос промышленных предприятий из центральной части города. По данным Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова, строительство новых промпредприятий в городе не планируется.Так, например, в генплане прописана ликвидация промзон в районе пр. Сиверса и ул. Мечникова, ул. Нансена, а также бывших заводов «Пролетарский молот», «Красный флот» и др. Запланирован переезд заводов «Тавр» и «Роствертол». Предполагается, что за счет этого будет высвобождено порядка 230 га земли, которые можно использовать и для строительства жилья. Однако эксперты уже предостерегли властей города о том, что сокращение промышленных мощностей будет сложно компенсировать в будущем.
«В экономике города не создан бизнес, сопоставимый с деятельностью промышленного комплекса и способный компенсировать потери, связанные с сокращением промышленного производства», — говорится в отчете компании «Интегратор», которая проводила исследование по развитию города по заказу мэрии донской столицы.
Территория под уже закрытыми предприятиями, тем не менее, привлекательна для инвесторов-застройщиков. «Нужно выстраивать оптимальную градостроительную политику, смотреть, как город развивается пространственно, повышать связность городских территорий и плотность в центральной части. Искать потенциальные территории для редевелопмента — бывшие промзоны, однородные ветхие территории. Нет смысла городу расползаться, это не приведёт к повышению качества городской среды», — считает исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди.