93 100 13

Юг будет продвигать уникальную продукцию под региональными брендами

5057
5 минут

В России принят закон о региональных брендах, который позволяет субъектам продвигать уникальные товары и продукты под единым географическим указанием. На Юге страны региональными брендами могут стать донские раки, ингушская халва и кубанская клубника.

Юг будет продвигать уникальную продукцию под региональными брендами

//фото с сайта администрации Краснодарского края
Поделиться
В России принят закон о региональных брендах, который позволяет субъектам продвигать  уникальные товары и продукты под единым географическим указанием. На Юге страны региональными брендами могут стать донские раки, ингушская халва и кубанская клубника.

Законопроект, закрепляющий в Гражданском кодексе понятие «географическое указание» как новый объект интеллектуальных прав, приняла Госдума и поддержал Совет Федерации. Среди авторов документа значатся председатель Совфеда Валентина Матвиенко, заместитель председателя СФ Ильяс Умаханов, а также депутат Госдумы Павел Крашенинников. «У всех субъектов РФ есть культурные, географические, экономические особенности и отличия, которые могут стать конкурентными преимуществами. Кроме того, продвижение региональных брендов может стать важным источником пополнения бюджетов субъектов федерации», — считает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации Лилия Гумерова.

По ее словам, один из действенных механизмов продвижения территориальных брендов — использование такого средства индивидуализации, как «наименование места происхождения товара» (НМПТ). Понятие «географическое наименование» будет введено наряду с НМПТ. Однако ожидается, что порядок регистрации бренда будет более простым, пояснили в Госдуме.

Так, НМПТ предусматривает, что полный цикл производства товара проходил в одном конкретном регионе РФ. Географическое указание же будет присваиваться товару в том случае, если хотя бы одна из стадий его производства, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик этого товара, проходила в конкретном регионе.

Географическое указание призвано связать товар с конкретным регионом, а также гарантировать его качество и репутацию производителя. Авторы законопроекта полагают, что это будет способствовать продвижению российских региональных брендов. В качестве таковых могут выступать, например, калужское тесто, байкальский омуль, камчатский краб, якутские алмазы. Зарегистрировать бренд смогут физлица, юридические лица, ассоциации и союзы. Исключительное право на географическое указание действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на географическое указание в Роспатент, этот срок может быть продлен по заявлению правообладателя — каждый раз на 10 лет.

Одна из самых заметных историй, связанных с местной продукцией, разворачивается с использованием бренда «Сыр Адыгейский» на всей территории России, судебные разбирательства по этому поводу продолжаются. Недавно суд по интеллектуальным правам отменил решение арбитражного суда Брянской области, который отказал Союзу производителей продукции «Сыр Адыгейский» в защитите географического наименования «Сыр Адыгейский». Адыгейские производители считают, что только на территории республики можно производить сыр под данным брендом, и судились по этому поводу с брянским производителем «Умалат».

На Юге России много региональных брендов, особенно связанных с продуктами. Так, в последнее время Краснодарский край активно регистрирует в Роспатенте свои бренды. Весной этого года Роспатент зарегистрировал географическое наименование «Кубанские яблоки». Теперь кубанскими могут называть только яблоки, действительно выращенные в Краснодарском крае. «Это лишь начало большой работы по защите кубанских производителей. В ближайшее время мы планируем зарегистрировать еще два бренда – «Краснодарская клубника» и «Кубанский ранний картофель». Таким образом мы хотим защитить наших производителей от подделок. Ведь для потребителей «кубанское» – синоним к словам качественное и вкусное. И этот имидж необходимо поддерживать, это наше конкурентное преимущество», – говорил губернатор региона Вениамин Кондратьев. Летом администрация Краснодарского края сообщила, что Роспатент зарегистрировал географическое наименование «Кубанский ранний картофель».

Врио главы Ингушетии Махмуд-Али Калиматов назвал законопроект очень своевременным и востребованным в субъектах РФ. «Практически в каждом регионе есть свои уникальные товары и продукты, которые производятся только там, но до сих пор не закреплены законодательно с точки зрения географического указания. У нас в Ингушетии целый ряд таких продуктов – это, к примеру, наша знаменитая вода «Ачалуки», это ингушская халва и наши чапилгаш. Полный цикл производства этих товаров проходит на территории нашей республики. Новый закон позволит их брендировать как исключительно ингушские, будет гарантировать их качество и репутацию производителя. А покупатели, в свою очередь, будут знать наверняка, что приобретают оригинальную продукцию. В конечном счете это не только повысит узнаваемость нашей республики за ее пределами, но также будет способствовать развитию экспорта, туризма, инвестиционной привлекательности региона и улучшению делового климата», – сказал Махмуд-Али Калиматов.

В Ростовской области региональными брендами могут стать местные раки, рыба, а также вина, считает директор департамента потребительского рынка области Ирина Теларова. «В Ростовской области очень много достойной продукции, за основу можно взять тот же реестр производителей, прошедших добровольную сертификацию «Сделано на Дону», на сегодня это более 55 участников», – прокомментировала Ирина Теларова. Однако, по ее словам, сейчас главный критерий для потребителей при выборе товаров, – это цена, а бренд уже идет за стоимостью продукции. «Все-таки 90% покупателей на сегодня идут за ценой и «желтым ценником», – отмечает директор департамента потребрынка региона.

«В целом региональное брендирование – это очень полезная штука для Ростовской области, потому что у нас достаточно много сильных позиций, особенно в сфере гастрономии, продукции сельского хозяйства. Есть кривянские помидоры, багаевские огурцы, донская уха, блюда донских армян, те же вина «Долины Дона». А вот история с народными промыслами у нас в регионе не так развита, есть разве что есть семикаракорская керамика, – говорит генеральный директор компании «Город-Парк» Алексей Матвеенко. – Региональные бренды – это хорошая история, главное, что ее не девальвировали: только помидоры могут зарегистрировать и Ростовская область, и Кубань, и Адыгея. С другой стороны, один и тот же продукт в разных регионах всегда отличается благодаря терруару, традициям возделывания, климатическим условиям».
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1