92 99 13

Южные экспортеры ловят момент: кто и что экспортирует на юге России

268
13 минут
Южные экспортеры ловят момент: кто и что экспортирует на юге России

Поделиться

Президент страны Владимир Путин заявил на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме о том, что несырьевой экспорт в первом квартале вырос на 17%. Юг России подтверждает этот тезис на примере конкретных компаний

Несмотря на новый экономический кризис, прошлый год оказался весьма удачным для южных экспортеров. Данные Южного таможенного управления (ЮТУ) свидетельствуют, что резко просевший экспорт на Украину вполне удалось компенсировать ростом поставок в другие страны. При этом происходило заметное сокращение импорта из стран, как Турция, Китай, Германия, Франция, США. Общий объем импорта, прошедшего через ЮТУ, снизился за год на 10,6% - до 10,4 млрд долларов. Таким образом, эффект от девальвации рубля для южной экономики можно уже считать состоявшимся.

В целом объем экспорта ЮФО за прошлый год в стоимостном выражении вырос лишь на 6,8% (до 19,4 млрд долларов) – довольно скромная динамика была явно обусловлена украинским фактором. Однако если рассматривать отдельно экспорт в страны дальнего зарубежья (без СНГ), то здесь мы видим более существенный прирост (см. таблицу 2), причем в таких сегментах неуглеводородного экспорта, как машиностроение, легпрома, химической продукции и АПК. Несмотря на то, что нефть и нефтепродукты по-прежнему доминируют в статистике ЮТУ по экспорту в дальнее зарубежье, доля остальных товаров постепенно увеличивается (с 41,3 до 43,8% за 2013-2014 годы).

Для тех региональных компаний, которые можно назвать передовыми, выход на экспортные рынки давно стал частью их стратегии развития. В каждом из проанализированных нами кейсов можно выделить несколько факторов, ускоривших этот путь. Во-первых, это ограниченные возможности внутреннего спроса, что особенно характерно для высокотехнологичных компаний, но вскоре с этим могут столкнуться и такие традиционные для Юга отрасли, как свиноводство и птицеводство. Во-вторых, это возможность продавать свою продукцию по более привлекательной цене - здесь сразу можно вспомнить производителей топлива и минеральных удобрений, зерновые компании, но сегодня по такому пути идут и предприятия других отраслей, например, стекольной. В-третьих, и это, наверное, самое важное в долгосрочной перспективе, работа на экспорт предполагает повышение эффективности бизнеса до мировых стандартов.

«Атлантис-Пак»: внедрение в Европу

В 2014 году у ростовской компании «Атлантис-Пак», входящей в холдинг Ивана Саввиди «Группа Агроком», экспортное направление выросло на 19%, а в деньгах это 2,4 млрд рублей из 6,4 млрд годовой выручки предприятия. Общая динамика в сравнении с 2013 годом — плюс 12% в выручке и плюс 5% в объеме производства. Генеральный директор ООО «Атлантис-Пак» Игорь Переплетчиков говорит, что никогда в истории предприятия оно столько не производило и не зарабатывало: «Всю вторую половину года мы работали с загрузкой 100 процентов, хотя обычно мы считали 90 процентов очень хорошим показателем». Согласно ожиданиям, в этом году доля экспорта в общей выручке составит около 60%, а за ближайшие три года «Атлантис-Пак» планируется удвоить выручку. Произойти это должно за счет двух основных проектов — запуска новой продукции и активизации на внешних рынках.

Особенность работы «Атлантис-Пака» в том, что у него сегодня нет стандартной продукции — все 100% продаж состоят из товара, который делается под конкретного клиента. Первым стандартным продуктом должна стать девятислойная термоусадочная барьерная пленка. Это продукт, который используется для хранения скоропортящихся продовольственных товаров и который в России пока не производится. Ее производство началось уже в этом году, в проект вложено около 4 млн евро. Российский рынок барьерных упаковочных материалов в «Группе Агроком» оценивают в 20 млрд рублей. Доля отечественного сырья тут может составлять около 50%, тогда как по основному направлению (колбасные оболочки) за границей до сих пор приходится приобретать до 80% используемых материалов. Реализовать новый инвестиционный проект «Атлантису» фактически позволила устойчивая валютная выручка компании, которая, по словам генерального директор «Группы Агроком» Сергея Сапотницкого, превышает потребности предприятия.

«Во всех странах ЕС с 2014 года по всем российским товарам взимается пошлина в размере 6,5 процентов — в связи с тем, что наша страна была исключена из списка стран с развивающейся экономикой, — рассказывает Игорь Переплетчиков. — Пошлина в Египте на товары из ЕС — ноль процентов, на российские — 20 процентов. Открытие производства в Чехии позволило нам обходить эти пошлины. Ранее мы получили несколько отказов от сотрудничества — потенциальные клиенты сомневались в том, что в условиях санкций они смогут стабильно получать продукцию. Но локализация производства в Чехии позволила снять эти риски».

Предыдущая концепция работы компании за границей предполагала наличие местных партнеров, которые фактически выступали от имени российской компании, отходившей таким образом на задний план. В Чехии предприятие попыталось обкатать новую схему. Здесь был создан производственно-логистический центр, в функционале которого — дополнительная обработка оболочки, гофрирование, нанесение печати. Собственные торговые представительства «Атлантис-Пак» открыл в Германии и Польше – несмотря на то, что давно сотрудничал с этими странами. Одновременно идет активная работа по регистрации товарных знаков за рубежом – на начало года «Атлантис» зарегистрировал уже 40 марок.

На ростовской площадке компании сейчас идет модернизация — в первом полугодии произошел запуск новой линии по производству колбасной оболочки. Ее производительность вдвое выше предыдущих — 250 километров семислойной барьерной колбасной оболочки в сутки. Это четвертая по счету линия в компании, предыдущие три выпускают пятислойную оболочку. Одна из таких линий вскоре переедет в Чехию и заработает там уже в четвертом квартале.

Примечательно, что следующей точкой усиленного присутствия компании может оказаться вовсе не Европа. Игорь Переплетчиков говорит, что самые высокие темпы в продажах сейчас показывают Африка, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия.

«Ресурс»: курица для «третьего мира»

Экспорт в развивающиеся страны считают приоритетным направлением и руководство группы агропредприятий «Ресурс» - одного из крупнейших отечественных производителей мяса птицы. В 2013 году холдинг, основные птицеводческие предприятия которого расположены в Ставропольском и Краснодарском краях, отправил на экспорт 20 тысяч тонн продукции, или порядка 9% ее общего объема. Среди стран дальнего зарубежья, куда поставлялась продукция «Ресурса», - Вьетнам, Габон, Того, Бенин.

Интерес к столь экзотическим направлениям экспорта объясняется просто: в странах Азии и Африки быстро растет население. Например, во Вьетнаме в 2005 году проживало 83,2 млн человек, а в 2013 году – уже более 90 млн, в Бенине за прошлое десятилетие численность населения выросла с 6,5 до 8,85 млн человек. Одновременно в «третьем мире» активно идут процессы урбанизации – иными словами, все меньше населения вовлечено в сельскохозяйственное производство. Это означает, что спрос на продукты питания в странах Азии и Африки будет стабильно расти еще много лет.

«На сегодняшний день мясо птицы — это одно из эффективных направлений внешней торговли, которое может конкурировать на мировом рынке даже лучше, чем наше зерно. Экспортный потенциал в птицеводстве — это не красивые слова, это одна из немногих отраслей, которые способны его реализовать, особенно в сегменте готовых продуктов, экспортировать которые намного выгоднее и проще», - убежден председатель совета директоров ГАП «Ресурс» Виктор Наурузов . По его мнению, уже через несколько лет Россия сможет экспортировать миллион тонн мяса птицы в год.

Столь оптимистичная оценка основана в первую очередь на специфике того пути, который проделало отечественное птицеводство за последние полтора десятилетия. Российским производителям изначально пришлось конкурировать с дешевым импортом, заполонившим страну, поэтому вопрос выживания на рынке зависел прежде всего от умения снижать себестоимость до среднемирового уровня. С этой задачей наши производители справились вполне успешно, что и позволяет рассчитывать на экспорт. «В птицеводстве всё просто: если производишь по себестоимости ниже рынка и если нет никаких политических моментов — у тебя купят везде. Хоть Новосибирск, хоть Габон, хоть Гонконг, хоть Вьетнам. Цена вопроса — 1,8 доллара за килограмм. Это мировая цена, и если такая себестоимость есть, то можно экспортировать», - поясняет Виктор Наурузов.

С этой точкой зрения согласны и другие отечественные производители мяса, подчеркивающие, что только экспорт уже в скором будущем может стать ключевым стимулом для новых инвестиций в это направление АПК. На недавно прошедшем в Ростове-на-Дону Первом Всероссийском форуме продовольственной безопасности глава исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин предупредил, что уровень российского потребления свинины ( 75 кг на душу населения в год) уже подошел к уровню богатых стран (82- 83 кг), поэтому дальше серьезного роста внутреннего рынка не будет. Соответственно, единственным смыслом дальнейших инвестиций в свиноводство (помимо замещения неэффективных мощностей) оказывается экспорт. Именно здесь возникает серьезный фронт работ для федерального Минсельхоза во главе с новым министром Александром Ткачевым , от которого производители мяса сегодня ждут более активных действий по открытию для российской продукции новых внешних рынков.

«Актис»: экспорт как бегство от кризиса

Для новочеркасского стекольного завода «Актис» экспорт продукции – это прежде всего возможность снизить риски, регулярно возникающие на внутреннем рынке стеклотары. В последние несколько лет из-за ужесточения законодательства резко просел спрос со стороны основного заказчика производителей стеклянной бутылки - пивоваренных компаний. Конкуренция между стеклотарными заводами резко обострилась: многие игроки рынка стали демпинговать, причем нередко – себе в убыток. Поэтому к новому кризису отрасль подошла далеко не в лучшем состоянии, и рассчитывать на внутренний рынок в условиях спада потребления особо не приходится.

Уже в 2013 году доля экспорта в продажах «Актиса» достигла 23%. Первоначально предприятие вышло на рынки государств СНГ, прежде всего Украины, но политический кризис в этой стране заставил искать новые возможности – в частности, на рынках стран Средиземноморья, таких как Сербия и Черногория. В октябре позапрошлого года в ходе международной выставки «СтеклоЭкспо 2013» «Актис» был признан победителем конкурса «Лидер стекольной отрасли России и стран СНГ» в номинации «Лучший экспортер стеклянной тары».

«По цене мы сегодня очень конкурентны, и через пару лет хотели бы поставлять на экспорт 100-200 миллионов бутылок, хотя сейчас этот объем пока измеряется сотнями тысяч единиц», - говорит генеральный директор и основной владелец новочеркасского предприятия Владимир Базиян . Расчет на экспортный успех он объясняет тем, что «Актис» - одно из новейших предприятий российской стекольной отрасли, его производственные возможности позволяют максимально гибко работать с любым видом стеклотары. В частности, у завода есть собственное производство формокомплектов, что позволяет быстро расширять ассортимент и тем самым увеличивает конкурентоспособность на внешних рынках.

В то же время г-н Базиян отмечает ряд серьезных рисков для экспортеров – начиная с проблем с оплатой поставленной продукции (именно с этим предприятие в прошлом году столкнулось на Украине) и заканчивая разницей в менталитете. «Есть много факторов, которые надо учитывать, в том числе политические риски России, механизмы гарантий качества и доставки, а главное, устоявшийся баланс рынка. Чтобы европейский производитель напитков отказался от своего партнера-производителя стеклотары и пришел к нам, должна быть очень большая разница по стоимости бутылки», - говорит руководитель «Актиса».

«Монокристалл» и «Баспик»: экспортеры кавказских инноваций

Для большинства компаний Северного Кавказа освоение экспортных возможностей – это задача довольно далекого будущего, однако и в этом регионе уже есть ряд предприятий, успешно работающих на внешних рынках. Наиболее показательный пример – ставропольский завод «Монокристалл», один из крупнейших мировых производителей синтетического сапфира (используется в производстве светодиодов и смартфонов), а также паст и порошков для солнечных элементов. Несколько лет назад доля «Монокристалла» на мировом рынке искусственного сапфира составляла около 25%, а на рынке алюминиевых паст для солнечной энергетики — около 15%. Подавляющая часть (80-90%) продукции предприятия экспортируется, прежде всего в Китай. Еще в 2012 году Северо-Кавказское таможенное управление признало «Монокристалл» лучшем экспортером в округе.

Однако высокая зависимость предприятия от внешнего рынка имела свои риски. Резкий рост доходов «Монокристалла» пришелся на начало этого десятилетия, когда рынок светодиодного освещения бурно рос, в связи с чем спрос на искусственные сапфиры значительно превышал предложение. Но уже к 2012 году мировой рынок вступил сначала в стадию насыщения, а затем и перепроизводства, что быстро сказалось на доходах ставропольского завода. Если 2010 год «Монокристалл» завершил с выручкой 5,251 млрд рублей и чистой прибылью 112,8 млн рублей (13 место среди крупнейших компаний СКФО), то результаты 2013 года оказались существенно скромнее – 3,022 млрд рублей выручки при чистом убытке 1,4 млн рублей (34 место в СКФО).

«Мы тоже были вынуждены продавать ниже себестоимости, — констатировал в одном из интервью председатель совета директоров предприятия Владимир Поляков . - Но если наши убытки не превышали нескольких процентов от объема продаж, то у наших конкурентов эти цифры исчислялись десятками или даже сотнями процентов». Тем не менее, дальнейшие перспективы рынка г-н Поляков оценивал довольно высоко, прогнозируя, что уже в 2014 году его рост продолжится, а основные игроки восстановят разумную доходность бизнеса. Его веру в рынок разделяли и финансовые партнеры: в начале прошлого года банк ВТБ предоставил «Монокристаллу» восьмилетний кредитный лимит на 900 млн рублей на реализацию инвестпрограммы по расширению производства сапфира.

Экспортные успехи еще одного кавказского инновационного предприятия — владикавказского технологического центра «Баспик» — пока не столь масштабны, но руководство компании постоянно расширяет работу в этом направлении. «Экспорт — это вообще смысл работы в отечественной электронике. Рынок России при всей своей привлекательности невелик, а экспортные цены очень хорошие», — поясняет руководитель предприятия Сослан Кулов . Основная продукция «Баспика» — микроканальные пластины, основной компонент при производстве приборов ночного видения — уже поставляется в США, Великобританию, Германию, Францию, Швейцарию, Вьетнам. По оценке Сослана Кулова, нынешний сравнительно небольшой объем экспорта (15 млн рублей в год) можно увеличить десятикратно, однако есть серьезный сдерживающий фактор, поскольку предприятие производит продукцию двойного назначения.


Таблица 1
Динамика экспорта и импорта ЮФО по основным странам, 2013-2014
Страна Тип операции 2013 2014 Прирост, %
ТУРЦИЯ Импорт 1 757 396 1 344 587 -23,5
Экспорт 2 870 100 3 040 077 5,9
ИТАЛИЯ Импорт 504 468 598 119 18,6
Экспорт 4 041 715 3 553 380 -12,1
УКРАИНА Импорт 2 207 617 1 498 684 -32,1
Экспорт 1 918 226 1 356 816 -29,3
КИТАЙ Импорт 1 608 771 1 498 571 -6,8
Экспорт 185 726 254 628 37,1
ЕГИПЕТ Импорт 148 899 210 380 41,3
Экспорт 564 287 1 323 647 135,6
ГЕРМАНИЯ Импорт 693 521 614 645 -11,4
Экспорт 121 374 129 721 6,9
ФРАНЦИЯ Импорт 371 946 272 373 -26,8
Экспорт 194 971 484 686 148,6
ИЗРАИЛЬ Импорт 188 130 198 935 5,7
Экспорт 335 418 588 653 66,6
НИДЕРЛАНДЫ Импорт 139 734 152 778 9,3
Экспорт 842 922 160 274 меньше в 5,3 раза
ШВЕЙЦАРИЯ Импорт 44 406 30 902 -30,4
Экспорт 814 763 325 356 меньше в 2,5 раза
США Импорт 341 650 269 404 -21,1
Экспорт 180 118 376 469 109
ЮЖНАЯ КОРЕЯ Импорт 71 369 135 527 89,9
Экспорт 151 365 622 662 311,3
АЗЕРБАЙДЖАН Импорт 254 590 230 503 -9,5
Экспорт 220 190 266 227 20,9
ИНДИЯ Импорт 111 991 142 511 27,3
Экспорт 222 163 428 280 92,8
Источник: Южное таможенное управление


Таблица 2
Структура и динамика экспорта регионов ЮФО в дальнее зарубежье, 2013-2014
Отрасль Стоимость, тыс. долл. Прирост, %
2013 2014
Минеральные продукты 8 893 614 9 585 659 7,8
Продтовары и сырье 4 130 402 4 769 648 15,5
Металлы и изделия из них 1 142 024 1 420 963 24,4
Химическая продукция 368 823 407 374 10,5
Машины.оборудование 276 311 369 875 33,9
Древесина и изделия из нее 98 019 102 848 4,9
Текстиль 14 215 36 399 156
Кожевенное сырье и изделия из него 5 831 3 797 -34,9
Прочее 211 140 368 807 74,7
ИТОГО 15 140 380 17 065 370 12,7
без минеральных продуктов 6246766 7479711 19,7
Источник: Южное таможенное управление

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1