92 99 13

Железнодорожники создали Транскаспийский коридор

936
3 минуты
Железнодорожники создали Транскаспийский коридор

Поделиться

Руководители железных дорог России, Ирана и Азербайджана в ходе Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи подписали соглашение о совместном развитии международного транспортного коридора «Север – Юг». Он предполагает строительство дороги общей протяженностью 7200 км от российского Санкт-Петербурга до индийского Мумбаи. Ранее развитие МТК тормозило отсутствие между Россией и Ираном прямого железнодорожного сообщения (из-за конфликта в Нагорном Карабахе). В ближайшее время ожидается запуск 350-км железнодорожной ветки Астара (Азербайджан) – Решт – Казвин (оба Иран), что позволит наладить сообщение с Тегераном вдоль Каспийского моря и через порт Бендер-Аббас протянуть сообщение по Индийскому океану далее на Мумбай.

Разработка маршрута МТК «Север-Юг» была закончена ещё в 2000 году, когда соглашение о присоединении к нему, кроме России, Ирана и Индии, подписали Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Сирия и Оман. По политическим причинам участие в проекте Турции и Украины сегодня находится под большим вопросом.

Западная ветка МТК предусматривает железнодорожное сообщение до каспийских морских портов России (Махачкала, Оля, Астрахань) и Ирана (Бендер-Энзели, Ноушехр, Бендер-Амирабад) и далее до портов Персидского залива (Бендер-Аббас) с выходом к океану и морским перевозкам до Индии.

Товарный рынок МТК оценивается в 25-26 млн тонн к 2016 году, но в следствие отмены санкций с Ирана эти цифры могут вырасти кратно.

«За 4 месяца этого года объемы перевозок между Россией и Ираном возросли на четверть – более чем на 25%, - сообщил ОАО «РЖД» Олег Белозеров. - Уверен, потенциал у нас очень большой: это не сотни тысяч, а миллионы тонн грузов». Объём двусторонней торговли уже вырос с 1,8 до 3 млрд долларов.

Иран готов поставлять на Север свежие и сушеные овощи и фрукты, томатная паста, оливки и оливковое масло, рыба и морепродукты, мясо и молоко, а также хлопок, шерсть и продукция легкой промышленности. В свою очередь Россия участвует в ряде ключевых проектов Ирана в машиностроительной, атомной и энергетической сферах, поставляет вооружение и пр. На Индию должна быть налажена перевозка контейнерных грузов.
«О росте товарооборота между нашими двумя странами говорит и тот факт, что НПК «Уралвагонзавод» уже разработал специально для Тегерана шесть модификаций грузовых вагонов – их поставки в Иран начнутся уже в этом году. Поскольку объем заказа составляет порядка 10 тыс. единиц, ведутся переговоры об открытии в самом Иране совместного с «Уралвагонзаводом» производства», - считает эксперт по ближневосточной политике, редактор портала Politrus.ru Виталий Арьков.

Основной проблемой МТК до недавнего времени были даже не санкции для Исламской республики, а отсутствие железнодорожной ветки от азербайджанской Астары до иранской Астары. В советское время маршрут Москва-Тегеран пролегал через азербайджанскую Нахичевань, но конфликт в НКАО привёл к её блокаде и прекращению эксплуатации этой ветки. Новую предстояло построить вдоль Каспийского моря, но действие антииранских санкций делали неактуальными этот проект.

Теперь же положение в корне изменилось. Этот маршрут стал наиболее приемлемым при наличии предсказуемых властей в Баку и Тегеране и в обход непредсказуемых – в Кабуле и Исламабаде. А перевозка грузов морем до Бендер-Аббаса и потом железной дорогой до Центральной и Северной Европы делает путь гораздо быстрее, чем морем через Суэцкий канал.

Учитывая, что два года назад уже была запущена восточная ветка МТК между казахстанской Узенью и иранским Горганом вдоль восточного берега Каспийского моря транзитом через территорию Туркменистана, то получается, что маршрут Транскаспийского коридора окажется закольцованным.

Соглашение подписали глава РЖД Олег Белозёров, заместитель министра дорог и городского развития Исламской Республики Иран, председатель совета директоров и президент Иранских железных дорог доктор Мохсен Пурсейед Агайи и председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гамбар оглы Гурбанов.

По этому документу будут сформированы тарифы для привлечения грузопотоков и дальнейшего развития маршрутов МТК, включая организацию опытного контейнерного поезда между Бендер-Аббасом и Москвой.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1