69 75

Azimut берет курс на медицинский туризм

1845
5 минут

Крупнейшая российская гостиничная сеть Azimut Hotels после приобретения бывших санаториев РЖД на Юге вложила миллионы в их реконструкцию и теперь развивает бренд «Azimut Здоровье». Популярность медицинского туризма в России только растет, отмечают эксперты

Azimut берет курс на медицинский туризм

Санаторный отдых становится все популярнее в постковидные годы//Фото: limanovka.ru
Поделиться
В последние годы тенденции на рынке медицинского и оздоровительного туризма в России менялись кардинально. По данным крупнейшего в России и странах СНГ разработчика обзоров промышленных и потребительских рынков BusinesStat, до пандемии, в период с 2017 по 2019 годы, объем рынка санаторно-курортных услуг в России вырос на 4%: с 59,2 до 61,7 млн человеко-дней пребывания.

Именно в этот период, по данным организации, впервые с 2013 года стали увеличиваться реальные располагаемые доходы россиян, что способствовало росту рынка санаторно-курортных услуг.

В период пандемии объем рынка санаторно-курортных услуг в России упал на 40% по сравнению с уровнем 2019 года и составил 37,3 млн человеко-дней. С конца марта по июнь 2020 года деятельность санаториев была полностью приостановлена. Кроме того, многие здравницы перенесли начало сезона на более поздние сроки или вовсе отказались от обслуживания гостей.

Санаторий Азимут в Кисловодске.jpg
Поделиться

В 2021 году рынок санаторно-курортных услуг вырос на 47% по отношению к 2020 году // Фото: пресс-служба Azimut Hotels

Возобновление тренда на оздоровительный отдых было зафиксировано сразу после пандемии, в 2021 году. Тогда отечественный рынок санаторно-курортных услуг начал активно восстанавливаться и вырос на 47% по отношению к 2020 году — до 54,7 млн «человеко-дней».

По информации BusinesStat, увеличению объема рынка способствовала реализация отложенного спроса после снятия карантинных ограничений, а также перераспределение спроса с зарубежного туризма на внутренний.

На Юге главными направлениями для оздоровления остаются Краснодарский и Ставропольский край, в которых появился бренд «Azimut Здоровье».

Инвестиции в здоровье

Как рассказали в пресс-службе Azimut Hotels, медицинский и оздоровительный туризм сегодня является приоритетным направлением развития.

Под брендом «Azimut Здоровье» гостиничная сеть собирает спа-отели и бывшие санатории для их дальнейшей модернизации.

Так, в 2022 году начался ребрендинг 7 из 18 санаториев, который планируется завершить в 2023 году.

На эту тему
Фундамент для бума гостеприимства: инвестиции в туризм на Юге растут многократно
Поделиться
«В настоящий момент идет поэтапная проработка стратегии развития нового санаторно-курортного направления, аудит номерного фонда и инфраструктурных объектов с экономическими обоснованиями по необходимым изменениям», — рассказали в пресс-службе компании.

Инвестиции в реконструкцию и улучшение номерного фонда санаториев в этом году составили более 300 млн рублей. В частности, на эти деньги были модернизированы бывшие санатории ОАО «РЖД» в Краснодарском и Ставропольском крае. В 2023 году компания планирует еще большие вложения в инфраструктуру оздоровительных отелей.

Собирать бывшие санатории на юге России Azimut начал еще в 2020 году — владелец сети Александр Клячин приобрел семь санаториев АО «РЖД-Здоровье» на Кубани за 6,674 млрд рублей.

На эту тему
Azimut Hotels прочерчивает маршрут на Юг
Поделиться
Речь идет о санаториях «Черноморье», «Мыс Видный», «Октябрьский», «Ивушка», «Зеленый Гай», «Аквамарин» и «Солнечный». После также были приобретены подразделения РЖД в Ставропольском крае.

Сегодня на юге России открыто шесть санаториев под брендом «Azimut Здоровье». Они находятся в Сочи, Геленджике, Туапсе, Анапе, Ессентуках и Кисловодске.

«Все санатории расположены в экологически чистых зонах и природных заповедниках и располагают действующей широкой лечебной базой», — отметили в пресс-службе Azimut Hotels.

Как рассказала директор сочинского санатория «Azimut Здоровье Мыс Видный» Татьяна Попова, в 2022 году загрузка почти всех санаториев сети составила 100%. Для сравнения, средняя загрузка отелей сети в 2022 году достигла 70%. Также, по ее словам, операционная выручка здравниц в 2019 году (до вхождения в сеть) составила 3,9 млрд рублей, а после их включения в Azimut и по итогам 2021 года выросла в два раза.

Ключевыми факторами, стимулирующими рост спроса на отдых в санаториях, эксперт называет ограниченное количество доступных выездных направлений и программу туристического кэшбэка, разработанную Ростуризмом.

Нестабильность и пандемия задают новые тренды

В 2022 году сфера туризма столкнулась с вызовами, которые задали новые тренды. Так, нестабильность экономической и политической ситуации в стране создала тренда на last-minute booking, или бронирование в последний момент.

Как отмечают представители компании Azimut Hotels, если ранее россияне предпочитали планировать отпуск заранее, хотя бы за 3 недели, то сейчас бронирование происходит примерно за 2 недели.

«В условиях нестабильности многие откладывают решение об отпуске на последний момент», — подчеркнули в компании. 

Второй тренд — рост спроса на оздоровительные туры. Как ранее сообщала заместитель руководителя Ростуризма Елена Лысенкова, сегодня медицинский туризм не только российский, но и общемировой тренд, который в ближайшей перспективе будет набирать еще большую популярность. По ее словам, к 2025 году мировой оборот в сфере медицинского туризма достигнет и превысит 3 трлн долларов, и Россия может занять значительную долю этого рынка.

Азимут в Кисловодске.jpg
Поделиться

Санаторий «Azimut Здоровье Долина Нарзанов Кисловодск» расположен рядом с источником // Фото: пресс-служба Azimut Hotels

Как отмечают эксперты Azimut Hotels, одним из самых популярных отечественных направлений для оздоровления является юг России, а именно — Кавказские Минеральные Воды.

Во многом популярность этому курорту обеспечивает открытый аэропорт Минвод.

По словам исполнительного директора Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Дмитрия Шарова, среди факторов роста спроса на медицинский туризм представители здравниц отмечают интерес к программам по восстановлению организма после перенесенной коронавирусной инфекции и стремление избавиться от последствий ковида.

Спрос на оздоровление не падает даже в межсезонье, отмечают эксперты Ассоциации — сегодня санатории заполнены на 90%.

По оценкам BusinesStat, значительного влияния на объем рынка санаторно-курортных услуг в 2022 году не окажет даже введение санкций в отношении России из-за проведения военной спецоперации на территории Украины. Рынок продолжит восстанавливаться после обвала в 2020 года.

Однако рост может сдерживаться невысоким уровнем доходов большинства россиян, возможным удорожанием санаторно-курортных услуг и закрытием аэропортов в южных регионах, считают эксперты организации.

Согласно исследованию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), еще одним трендом является повышенный спрос на внутренний туризм в 2022 году. По данным организации, на внутренний туризм сейчас приходится более 80% поездок россиян.

При этом южные Ставропольский и Краснодарский край, а также Дагестан наряду с Москвой и Санкт-Петербургом стали самыми популярными направлениями для путешествий в 2022 году.

По данным Ростуризма, за первую половину текущего года внутри страны отдохнули более 34 млн человек, а по итогам 2022 года ведомство прогнозирует рост внутреннего турпотока до 61 млн человек.
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1