1. Удовольствие от процессов — промежуточный итог цифровизации бизнеса на Юге
Бизнес обращается к цифровым технологиям, желая увеличить рентабельность и продажи, но получает пока только лучшую управляемость команды — таковы результаты опроса, проведённого Аналитическим центром «Эксперт Юг».
Цифровизация сегодня — вызов для всех компаний малого и среднего бизнеса. В отличие от крупных предприятий, у МСБ есть ряд специфических проблем, трудности с преодолением которых тормозят переход в новое измерение. Прежде всего, это сложности с наличием ресурсов, компетенций и кадров.
На сегодняшний день главным практическим результатом цифровизации для бизнеса является более эффективное управление процессами и командой. Это логично: главный вызов, с которым сталкиваются как сами руководители бизнеса, так и те, кто внедряет цифровые решения, — систематизация всех внутренних процессов, которая и позволяет бизнесу добиваться поставленной цели. На второй позиции по значимости практического результата — более эффективное продвижение продукции и услуг. А затевалась цифровизация в большинстве случаев для увеличения продаж. Этого эффекта большинство компаний рассчитывает добиться в перспективе. Ориентироваться в этих темах нам помогли результаты исследования «Диджитализация бизнеса юга России».
2.«Цифровизация — не самоцель, а инструмент развития»
Для банковской сферы цифровизация — ключевой драйвер роста. Развитие мобильного банкинга и автоматизация принятия решений позволяют привлекать больше клиентов и экономить. Так, крупнейший региональный банк в Ростовской области «Центр-инвест» за счёт цифровизации нарастил клиентскую базу с 1 до 1,5 млн человек за пять лет. «Центр-инвест» создал систему, когда любой сотрудник банка может предложить решение по улучшению технологий и процессов, а правление банка выстраивает план развития. При этом у банка широкая сеть партнерств по цифровому направлению — от проектных команд Центрального банка, крупнейших операторов связи до ростовских стартапов. В интервью «Эксперту Юг» член правления «Центр-инвеста», директор по инновациям Юрий Богданов рассказал, как банк управляет своими изменениями и как участвует в национальных проектах по цифровизации.
3. Как цифровизировать южную логистику
Автоматизация бизнес-процессов в ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» происходит с момента его основания в 2006 году. Сегодня это один из крупнейших логистических операторов Юга. Его директор и совладелец Виктор Халын фактически создал инновационный логистический комплекс, который сегодня помогает развиваться на юге России производителям продуктов питания и непродовольственных товаров. Среди его клиентов крупнейшие мировых компании — Unilever, Japan Tobacco International, «Фрито Лей Мануфактуринг», «Эрисман» и др. В интервью Виктор Халын рассказал, как СКЛП переходит на цифровую логистику.
4. Цифровые технологии причалили в Ростовском порту
На создание и внедрение в АО «Ростовский порт» собственной информационной системы ушло несколько лет работы программистов и миллионы рублей. В итоге в единую информационную сеть были связаны четыре грузовых района гавани на разных берегах Дона и абсолютно все службы. Деятельность предприятия стала более прозрачной для его сотрудников и партнёров, эффективность бизнеса стала в несколько раз выше и положительно повлияла на рост грузооборота. С 2015 года по 2018-й он вырос более чем вдвое: с 1,2 млн тонн до 3 млн тонн.
В интервью «Эксперту Юг» коммерческий директор АО «Ростовский порт» Николай Булатников рассказал, что на новом этапе реализации проекта будет разработано приложение, позволяющее управлять портовым хозяйством с любого мобильного устройства, а также состоится интеграция портовой системы с аналогичными системами РЖД, таможенной службы и компаний-клиентов.
5. «Наши сотрудники в основном — многостаночники»
Благодаря цифровизации «Ростовводоканал» снизил аварийность сетей и перевел большинство услуг в онлайн-сервис. Однако ключевые для компании проекты в этой сфере отданы на аутсорсинг. По словам начальника управления информационных технологий АО «Ростовводоканал» Сергея Рябых, цель «Ростовводоканала» — внедрить максимальное количество услуг, которые можно оказывать онлайн. Кроме того, компания внедряет технологии, которые позволяют снижать аварийность в сетях. В интервью «Эксперту Юг» Сергей Рябых рассказал о специфике цифровизации в ресурсоснабжающей организации и стимулах для внедрения «Умного города», в котором нуждается ЖКХ.