98 106 14

Доступная органика: как южные производители экологически чистых продуктов борются за потребителя

2847
7 минут

Из 23 производителей органики, номинированных на третий национальный конкурс «Народный органический бренд», 5 предприятий представляют регионы Юга. И, хотя спрос на экологически чистую продукцию в России продолжает расти, позволить ее себе по-прежнему могут далеко не все. К тому же, на рынке представлено много поддельных «зеленых» товаров. Южные производители уверены: сегодня потребителю необходимо объяснять, что такое здоровое питание, и почему такие продукты не могут стоить дешево.

Доступная органика: как южные производители экологически чистых продуктов борются за потребителя

Чтобы человек захотел купить экологически чистый продукт, он должен понимать, почему это полезно. // Фото: «Хоста-чай»
Поделиться
Национальный органический конкурс был учрежден в мае 2021 года. В минэкономразвития края отметили, что конкурс проводится под эгидой Совета Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства РФ и Роскачеством. Торжественное награждение победителей состоится 12 апреля на выставке-форуме «Россия» в Москве.

Напомним, что в 2023 году рынок органической продукции продолжил свое развитие. Всего с 2019 по 2022 год было выдано 262 органических сертификата. В 2023 году их число выросло на 123 (14%), достигнув 385. Рост числа производителей органики составил 18%.

Лидером по числу сертифицированной органической продукции являются производители продукции растениеводства. В России их выращивают около 53% производителей. Затем идет продукция переработки – 37%, а следом животноводческая продукция – 8%.

«Эксперт Юг» побеседовал с номинантами конкурса, представляющими южные регионы, о том, как развивается эта отрасль сегодня, и почему в России позволить себе органические продукты могут далеко не все.

«Экологически чистые» фейки

Сейчас подавляющее большинство «эко» продукции ничем не подтверждено - около 53% «экологических» заявлений производителей не обоснованы соответствующими документами. С 1 сентября 2024 года в силу вступит Федеральный закон, который уравняет понятия «био», «эко» и «органик», а для того, чтобы иметь право использовать эти термины на упаковке, нужно будет проходить органическую сертификацию. Сейчас во всем мире около 3,7 млн производителей органической продукции из 191 страны. Из них в России – всего чуть более 160 производителей.
На эту тему
Семена из европы, а саженцы - из Ингушетии: как обстоят дела на рынке клубники в России
Поделиться

«На сегодняшний день государство активно борется с фейками в органических производствах. Любой сертифицированный производитель сельскохозяйственной «зелёной» продукции на своей упаковке обязан размещать QR-код и значок «органик». Потребитель, который сканирует QR-код, автоматически переносится на сайт Министерства сельского хозяйства и попадает в реестр официально зарегистрированных и сертифицированных производителей. Если на упаковке нет этого QR-кода, то это автоматически фейк», – рассказал Сергей Мочалов, заместитель генерального директора АО «Хоста-чай». Компания производит классический байховый не купажированный чай высшего сорта.

Наличие на упаковке таких слов как «био» и «эко» совсем не говорит о том, что продукт соответствует всем органическим требованиям: не содержит пестицидов, антибиотиков и др. Использование таких пометок часто является гринвошингом – это уловка, с помощью которой товар позиционируется как здоровый или экологичный, хотя на самом деле таковым не является. На законодательном уровне экологически чистой продукцией признана органическая продукция. Использовать в маркировке термины «органический» и его производные имеют право только сертифицированные в России производители органической продукции. Чтобы отличить, где фейковое заявление, а где подтвержденное документами право ставить какую-либо пометку, нужно использовать раздел «Экознаки» в приложении Роскачества.

Информировать потребителя о здоровом питании

«Основные тренды заключаются в том, что на сегодняшний день люди хотят вести здоровый образ жизнь. Соответственно, для здорового образа жизни, нужно правильное, здоровое питание. Таким образом, люди хотят употреблять в пищу органическую, экологически чистую продукцию, без содержания ГМО», – сообщил генеральный директор ООО «Богатый урожай» Зулкарней Байдаев.

Компания «Богатый урожай» из Черекского района Кабардино-Балкарской Республики стала первым предприятием в СКФО, занимающимся производством органических яблок. Его включили в Единый государственный реестр производителей такой продукции. Теперь производитель маркирует свой товар специальным знаком «Органик» (белый лист на салатовом фоне).

Богатый урожай.jpg
Поделиться

При выращивании органической продукции производители используют только биопрепараты. // Фото: «Богатый урожай»

На сегодняшний день потребители стали чаще обращать внимание на происхождение продуктов, а органическая продукция становится символом качества и заботы о своем здоровье. Кроме того, органические фермерские хозяйства способствуют сохранению окружающей среды, так как не загрязняют почву и воду химическими веществами.

«При выращивании органической продукции используется только биопрепараты, а значит, идет очищение как земли, так и экологии в целом от вредных химических препаратов. Мы хотим, чтобы следующим поколениям достались чистые и безопасные земли», – поделился Зулкарней Байдаев.

Однако, по мнению экспертов, на сегодняшний день население все еще слабо информировано о том, что такое органика, кто ее производит в родном регионе, почему она стоит дороже обычной продукции и т.д.

«Один из самых главных факторов, способствующих росту спроса на органику – информированность. К сожалению, органические бренды не имеют больших бюджетов на работу со своей аудиторией. Самая главная задача всего сообщества – донести до потребителей, что органика – это не дорого, по сравнению с лечением последствий, вызванных продуктами с пестицидами, гербицидами и другими химическими удобрениям», – подчеркивает Анна Фролова, маркетолог компании «Органик Эраунд» - производителя органической продукции с собственными сельскохозяйственными угодьями в Ставропольском крае.

Органика.jpg
Поделиться

Пока в области производства экологически чистой продукции наблюдается ряд проблем. // Фото: «Органик Эраунд»

С ней солидарен Сергей Молчанов. По его словам, покупатель должен иметь представления о здоровом питании, чтобы сделать осознанный выбор в пользу того или иного продукта.

«Увеличению спроса на экологическую продукцию способствует информация, точнее ее правильное донесение до потребителя. Для того чтобы человек захотел купить экологически чистый продукт, он должен понимать, зачем ему это нужно. Соответственно, потребителю нужно рассказывать, объяснять, чем полезны такие продукты. Принципы здорового питания должны быть донесены до потребителя, человек должен сам понять, что ему это нужно», – рассказал собеседник.

При этом одним из ключевых трендов в органической продукции является увеличение спроса на товары местного производства. Покупатели все чаще выбирают продукцию, выращенную или произведенную в их регионе, так как это способствует поддержке местных фермеров и, как считают некоторые, снижению углеродного следа.

Рискованное производство и нехватка кадров

«Одна из многих проблем любого экологически чистого производства – это стоимость продукции. Наши товары в разы дороже, чем продукция неорганического производства. При выращивании органическое растениеводство не использует массовые удобрения, машинный сбор продукции, в нашем случае – это только ручной труд. Мы полностью отказываемся от использования гербицидов, которыми обрабатываются любые растения для защиты от вредителей. Соответственно, урожайность на наших плантациях, безусловно, ниже. Из-за этого себестоимость конечного продукта увеличивается. Здесь уже потребитель должен голосовать рублем, но пока информированность недостаточная, поэтому все органики проигрывают в материальном плане», – поделился Сергей Мочалов.

сбор чая.jpg
Поделиться

На предприятии «Хоста-чай» собирают урожай ручным способом. // Фото: hosta-tea.ru

Выращивание органической продукции всегда связано с повышенными рисками, ведь нельзя использовать различные подкормки, обрабатывать растения. Против сорняков приходится применять агротехнологии: к примеру, межрядную механическую, а затем и ручную обработку. Второй серьезный риск – вредители. В борьбе с ними в теплицах, например, могут использовать энтомофагов – это насекомые-хищники, которые охотятся на вредителей и истребляют их. С тлей на полях помогают справляться природные «аборигенные» энтомофаги – божья коровка, златоглазка и другие.

Также одной из центральных проблем является нехватка квалифицированных специалистов. «Из основных препятствий, можно выделить – отсутствие специалистов и нехватку опыта в выращивании органической продукции», – поделился Зулкарней Байдаев.

Напомним, ранее Правительство РФ утвердило Стратегию развития производства органической продукции до 2030 года. Среди основных целей, которые обозначены в документе, – развитие внутреннего рынка «зеленой» продукции и наращивание ее экспорта. Пока говорить о производстве органической сельхозпродукции как о новой отрасли - преждевременно. Стремительное развитие, которого ожидают власти, затрудняется рядом проблем: от нехватки квалифицированных кадров до повышенной цены, по сравнению с другими продуктами.

тыквы Органик эраунд.jpg
Поделиться

Тыквенный урожай компании «Органик Эраунд». // Фото: around.organic

«Думать о перспективах сейчас достаточно сложно, в столь непростых финансовых обстоятельствах, потребители не могут позволить себе органические продукты. Когда невозможно полностью перейти на органику, то одна банка экологически чистого горошка или органическая колбаса не сильно скажутся на здоровье потребителя, а полностью закрыть потребности в еде органическое производители пока не могут. Но, при этом, стоит отметить, что в России с каждым годом становится больше производителей и магазинов органики», – резюмирует Анна Фролова.
0
15
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .