Экспортёры сконцентрируются на маркетплейсах

1803
8 минут

Повышение доступности экспорта для компаний малого и среднего бизнеса Юга — ключевая тема в условиях 2020 года

Экспортёры сконцентрируются на маркетплейсах

Основные тезисы о развитии экспорта прозвучали на онлайн-форуме «День экспортёра», который состоялся в конце ноября в Ростове-на-Дону. Сегодня в стране реализуется национальный проект международной кооперации экспорта, который подразумевает увеличение доли несырьевого экспорта до 2024 года. 2020 год внёс значительные коррективы, однако министерство экономического развития региона планирует оказывать дальнейшую поддержку работе компаний, которые занимаются несырьевым экспортом.

Поддержка видоизменяется, бизнес подстраивается

По словам министра экономического развития Ростовской области Максима Папушенко, в Ростовской области ситуация значительно лучше, чем во многих других регионах. «Благодаря федеральной и региональной политике, а также продуманной стратегии самих экспортёров, Ростовская область занимает третье место в России по несырьевому неэнергетическому экспорту, — заявил г-н Папушенко. — В Южном федеральном округе Ростовская область — лидер по объёму экспорта, у нас — более половины всего экспорта округа. При этом на Дон приходится почти весь объём положительного сальдо ЮФО».

Основными клиентами донских экспортёров традиционно выступают Турция, Украина, Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бангладеш, Китай. Всего в экспортном «активе» региона порядка 140 стран. Число же участников ВЭД превышает 3200 единиц, а экспортёров — более 2000. По словам Максима Папушенко, в Ростовской области постоянно растёт доля несырьевого неэнергетического экспорта. За пять лет она выросла с 77% до 89%. В основном это продовольственные товары.

Говоря о региональной промышленности, которая является главным поставщиком несырьевого экспорта с территории Ростовской области, заместитель министра промышленности и энергетики региона Андрей Атаманцев обозначил ключевые вызовы, которые стоят перед индустрией и развитием экспорта и индустриальных товаров.

Больше трети всего объёма занимает продукция, произведённая промышленными предприятиями. К 2024 году по отношению к 2017 почти в полтора раза удалось увеличить объём экспорта — до 3,86 млрд рублей. Во время пандемии экспорт понизился. В отраслях нефтепереработки и нефтехимии он упал больше чем на 40%. Но есть и предприятия, которые нарастили объёмы промышленного экспорта.

По словам г-на Атаманцева, развитие промышленности обусловлено оказанием мер поддержки — федерального и регионального уровня: «Стимулирование направлено на транспортировку продукции, снижение затрат на сертификацию продукции, приведение товаров в соответствие с целевыми показателями рынка. Формы для поддержки развития ориентированных на экспорт предприятий у нас есть. Всегда можно обратиться в минпромэнерго области».

Руководитель территориального управления по ЮФО и СКФО АО «Российский экспортный центр» в Ростове-на-Дону Александр Санеев рассказал о том, что в 2020 году происходит в сфере поддержки экспорта и как Российский экспортный центр реагирует на экономические реалии этого года.

«РЭЦ активно работает по сегменту МСП в части модернизации продуктов. Условия ведения бизнеса усложнились, — рассказал г-н Санеев. — Нашим компаниям нужно менять тактику, уходить от предоплаты и пытаться работать с рассрочками платежей. Наша задача — следить за тем, чтобы это функционировало и контракты были исполнены. Год назад я видел в листе реципиентов в основном крупные компании. Сейчас уже малые и средние компании не боятся собрать и подать документы. Сегодня — официальный день старта нашей информационной системы “Одно окно” для экспортёров. Его задача — собрать функционал, с которым соприкасается экспортёр на разных этапах, от аналитики до подачи документов на субсидии. Всё будет оцифровано в этой системе».

На пленарной сессии о приоритетах в работе Центра поддержки экспорта на ближайшую перспективу и. о. директора АНО «Центр поддержки экспорта» Ростовской области Наталья Жучкова сообщила, что кроме простых форм поддержки — перевода на международный уровень сайтов организаций, — центр занимается сертификацией, приведением товара в соответствие с законодательством целевой страны. «Стараемся помогать экспортёрам в защите интеллектуальных прав. Пандемия внесла корректировки в выставки и бизнес-миссии. В ближайшее время придётся работать в онлайн-режиме, поэтому большую часть средств направляем на маркетплейсы, где мы разместили уже 50 предприятий МСП. Сейчас это в основном Аубиз, Alibaba и E-bay. Мы перешли к точечному поиску потенциального партнёра», — рассказала г-жа Жучкова.

В завершение пленарной сессии генеральный директор Аналитического центра «Эксперт ЮГ» Владимир Козлов рассказал о предварительных результатах проведённого АЦ опроса экспортёров, работающих в сфере МСП, «Новая реальность для малых экспортёров». Исследование Аналитического центра позволило понять, как действующие региональные экспортёры в сфере МСП проходят кризис 2020 года, какие перспективы по развитию экспортного направления они видят, какая помощь для развития требуется им прежде всего. В опросе уже приняли участие 86 организаций — участвовали только руководители из сферы малого бизнеса Ростовской области и Краснодарского края.

«Мы второй год подряд проводим такое исследование. В прошлом году на Юге отмечался бум малых экспортёров. За три года — с 2015 по 2018 — количество экспортёров среди МСП в ЮФО и СКФО выросло втрое. Данные исследования говорят о том, что экспорт в Ростовской области восстанавливается быстрее, чем российский. Велика вероятность, что это происходит за счёт крупного бизнеса, — отметил Владимир Козлов. — МСП оптимистично оценивают экспортные перспективы: так ответили 75 процентов респондентов. Половина малых экспортёров намерены вырасти уже в этом году». Он напомнил, что в прошлом году таких «оптимистов» было 65%. Но в 2019 году многие из компаний показали сокращение выручки. Согласно данным опроса, по ключевым задачам компаний в 2020 году наибольше количество ответов набирают поиск партнёров онлайн и освоение финансовых инструментов для работы на внешних рынках.

Бизнес ищет новые возможности

По словам генерального директора ООО УК «Бирс» Игоря Бирзулы, чтобы «поднимать экспорт, нужно прежде всего поднимать производство». «Выпуск новых продуктов имеет большую перспективу, чем перепродажа товаров. Государству необходимо больше инвестировать в производство и поддержку производственников на Дону. Можно субсидировать процентные ставки, помогать в приобретении нового оборудования, а также товаров, которые до этого не производилось. За этими инвестициями последует помощь в поиске новых партнёров, поддержке на маркетплейсах», — говорит г-н Бирзула.

«Необходимо обнаружить тех производителей, которые готовы выходить на экспорт, помочь им внести информацию на маркетплейсах, чтобы они там появились, и обратить внимание на тот опыт, который уже есть, — высказал своё мнение директор ООО “Южный транзит” Андрей Шарыгин. — Я вижу и кадровую проблему. У нас недостаточно людей, в том числе англоговорящих, которые хотели бы заниматься экспортом. Чтобы решить этот вопрос, нужно начинать с обучающих программ, напомнить о специальности “экспорт-менеджер”, чтобы обучающиеся уже после первого курса шли на практику в организации, которые занимаются экспортом».

«2020 год стал для нас очень успешным в плане внутреннего рынка, — отметил генеральный директор компании “Базис” Сергей Малеев. — Наши границы закрылись, и мы перестали ощущать конкуренцию со стороны европейских компаний. Сейчас можно воспользоваться моментом и начать работать с компаниями, с которыми раньше не получалось. Благодаря этому мы значительно вырастем на внутреннем рынке». По словам г-на Малеева, в условиях пандемии производители и рынок должны перестроиться: развивать интернет-направление, учиться продавать в сети.

Директор Ростовской региональной дирекции банка «Кубань кредит» Татьяна Горобец рассказала, что работа с сельхозпроизводителями — одно из приоритетных направлений.

«Ростовская область — крупнейший на Юге центр развитого АПК и экспортёр сельхозпродукции, — подчёркивает банкир. — Доля сектора АПК в общем объеме кредитного портфеля банка составляет около 40 процентов (21 миллиард рублей). “Кубань кредит” является уполномоченным банком Минсельхоза России в плане предоставления льготных, краткосрочных и инвестиционных кредитов, участия в программах с господдержкой. Благодаря этому у наших клиентов, сельхозпроизводителей, есть доступ к недорогим кредитным ресурсам: ставка от одного до пяти процентов. Это не только краткосрочное финансирование, но и долгосрочное. Например, инвестпроекты в АПК мы кредитуем на срок до 10 лет».

«Кубань кредит» напрямую сотрудничает с крупнейшими российскими и зарубежными банками. «Мы понимаем, что в условиях нестабильной ситуации и высокой волатильности валют клиентам, занимающимся ВЭД, необходимо обезопасить себя от убытков, которые могут произойти из-за резкого скачка курса. Поэтому наш банк предоставляет услуги хеджирования валютных рисков. Это позволяет зафиксировать курс покупки/продажи валюты, прогнозировать ситуацию, избежать убытков и экономить на конвертации валюты», — заверила Татьяна Горобец.

По словам Дмитрия Бурлакова, директора филиала БКС в Ростове-на-Дону, на Дне экспортёра были подняты важные вопросы, касающиеся, например, выгод для экспортёра от прямого доступа на Московскую биржу для валюто-обменных операций. Речь также шла о поиске гибкости и эффективности во взаимоотношениях с бизнесом со стороны банка: об уходе от ограничений операционного дня банка, отказе от банковских комиссий и широких банковских валютных спредов.

«Прямой доступ на биржу дает возможность принимать эффективные решения по валюте», — отметил г-н Бурлаков. По его словам, важно понимать ключевые идеи в работе с валютным риском — продавать валюту тогда, когда это выгодно, а не тогда, когда пришла валютная выручка; доллар укрепляется быстро, а падает медленно, поэтому большинство экспортных сделок могут стать убыточными, страховка от падения валюты может быть бесплатной.

Начальник отдела страхования рыночных рисков корпоративных клиентов ООО «Компания БКС» Никита Силкин отметил, что сейчас наблюдается тенденция по анализу и управлению финансовыми рисками не только крупными компаниями, но и субъектами малого и среднего бизнеса. Доступ юридических лиц к инструментам биржевого рынка отличается простотой, а также полностью электронным сопровождением операций — такой подход позволяет субъектам МСП решить свои задачи наиболее эффективно.

Региональный онлайн-форум «День экспортёра» организовало министерство экономического развития Ростовской области совместно с АНО «Центр поддержки экспорта». Оператором форума выступил Аналитический центр «Эксперт ЮГ».

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.