93 100 13

Елена Сагал, «Aрнест»: Мы перестраивали всё

1651
10 минут

Несмотря на то, что кризис 2022 года сильно ударил по бизнес-процессам группы компаний «Арнест», за последние два года ей удалось удвоить оборот. Елена Сагал, генеральный директор ОАО «Компания "Арнест"», рассказала об особенностях развития в период трансформаций.

Елена Сагал, «Aрнест»: Мы перестраивали всё

В своей работе Елена Сагал никогда не использую слово «проблема». Фото предоставлено собеседником
Поделиться
Группа компаний «Арнест» в течение последних двух лет укрепила позиции лидера отечественного рынка парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии. Сегодня созданная «Арнестом» торговая марка «Прелесть Professional» – бренд номер один в лаках для волос, а бренд «Деоника» среди антиперспирантов занимает второе место после Rexona. Но 2022 год все же стал настоящим испытанием для бизнеса.

– За последние два года ситуация для бизнеса сильно изменилась. С какими проблемами столкнулась компания, какие решения принимали в этот момент?

– У меня есть один, выражаясь современным языком, «лайфхак», как справляться с трудностями: я никогда не использую слово «проблема». В самом этом слове содержится оттенок драмы и безысходности. Обо всем стараюсь думать через понятие «задача» – это то, что можно и нужно решить.

Компания «Арнест» существует уже 50 лет, сейчас мы выпускаем более 40 брендов. За это время прошли множество кризисов. Тем не менее, признаюсь честно, ситуация начала 2022 года сначала выглядела как катастрофа. Основной объем промышленного сырья мы экспортировали из Европы. Казалось, как выжить? Помогло то, что у нас на складах был большой запас необходимой продукции, который позволил нам продержаться и перестроиться под новые реалии.

Мы перестраивали все: цепочки поставок компонентов, логистическую систему и систему продаж. Рецептура тоже менялась, но совсем незначительно. В итоге сегодня «Прелесть Professional» – бренд номер один в лаках для волос, а бренд «Деоника» среди антиперспирантов – на втором месте после Rexona. В целом за последние два года нам удалось удвоить оборот.

– Помог уход конкурентов с рынка?

– Как ни странно, в сегментах, в которых мы работаем, почти все остались. Кто-то работает через серый импорт, кто-то продолжает напрямую. Тем не менее, нам удалось занять места на полках. В какой-то момент торговые сети испугались, что могут остаться совсем без продукции. Одновременно правительство запустило тендер по размещению рекламы на федеральных каналах, по условиям которого государство брало на себя половину затрат. Победа в тендере помогла нам привлечь внимание не только потребителей, но и торговых сетей. В итоге сейчас наша продукция представлена более чем в 70 тыс. точек по всей стране, среди которых такие известные сети, как X5, «Лента», «Магнит», «Ашан», «Л’Этуаль», «Золотое яблоко» и другие. 

«Можем позволить себе идти в дорогие сегменты»


– Насколько удвоение выручки повысило загруженность производственных мощностей вашего предприятия? Каков текущий уровень загрузки? Насколько производственные мощности позволяют планировать дальнейший рост?

– Собственные заказы на заводы АО «Арнест» увеличились на 40-50%. Текущий уровень загрузки позволяет нам активно развиваться, так как из-за ухода транснациональных компаний освободились мощности, которые мы успешно используем для масштабирования собственного производства.

– Следите ли вы за западными конкурентами? Какой интересный опыт удалось почерпнуть у них?

– Мы очень внимательно наблюдаем за трендами, получающими развитие на Западе. Например, когда мы увидели тренд на экологичность, биодобавки, мы сделали собственную линейку Bio.

Свои тенденции есть и внутри определенных сегментов. Например, если взять антиперспиранты, на Западе люди используют до 15 изделий в год. В России использование антиперспирантов в три раза ниже. Мы убеждены, что это будет меняться, поэтому сейчас вкладываемся в этот продукт, меняя технологию производства, объемы рекламы и рецептуру. Мы понимаем, что это большой рынок, продукт в России пока недооценен.

– Как сегодня выглядит инвестиционная программа предприятия? Куда вы инвестируете прежде всего — в разработку новых формул, маркетинг, оборудование?

– Прежде всего, мы инвестируем в новые продукты и новые формулы, а также в маркетинг, рекламу и продвижение. В этом и следующем году будет запущена реклама на телевидении, в интернете, точках продаж. Сейчас, действительно, наше время. Мы стремимся повысить узнаваемость и престиж бренда в глазах покупателей. Хорошо, что транснациональные компании не дают рекламу, и теперь мы можем рекламировать нашу продукцию – товары высокого качества по приемлемой цене.

– Мы часто видим, что компании начинают с низкого ценового сегмента, но стремятся в более дорогие сегменты, где можно получить другой уровень рентабельности. Это для вас актуально?

– Мы сохраняем лидирующие позиции в нижнем и среднем ценовом сегментах, где мы всегда присутствовали. Новые бренды, такие как SoWell, запускаем в сегментах выше среднего, используем формулы самого высокого качества. Мы можем позволить себе идти в дорогие ниши, так как имеем мощные научно-технические центры, сильную команду разработчиков.

– А можно подробнее о новинках ассортимента, над которыми вы работаете?

– В этом году запустили линейку SoWell. Мы узнали, что уходит Wella, и решили не занимать ее место, но не стали упускать возможности. Быстро разработали формулы и, оказалось, что они не просто не хуже, а даже лучше, чем у ушедшей марки. Бренду всего год, а он уже имеет хорошую сеть продаж.

Еще одна удача этого года – серия продуктов «Как большая». Очень красивая и яркая упаковка, замечательные, инновационные продукты для маленьких девочек, которые еще не вошли в подростковый возраст, но уже слишком взрослые, чтобы пользоваться косметикой для малышей. Здесь есть и умывалка в аэрозоли, и спрей для легкого расчесывания, и наша особая удача – крем в аэрозоли, который можно выдавливать на руку. Раньше для детей таких кремов не производили.

– С какой динамикой выручки вы заканчиваете 2023 год и какой динамики ожидаете от следующего года? Закончена ли фаза бурного роста?

– 2023 год компания заканчивает с показателем в 25% прироста к прошлому году. В 2024 мы ожидаем меньший показатель – в 10-15%, потому что фаза столь бурного роста закончилась. Наша задача – удержать свои позиции. Российские конкуренты наращивают активности, транснациональные компании стали российскими и возвращаются с рекламой, продвижением. Каждый стремится занять свое место под солнцем.

Миссия - высокое качество по доступной цене

– О чем вы мечтали, когда начинали это производство?

– Позвольте ответить вопросом на вопрос. Знаете ли вы среднюю зарплату по России? Если смотреть официальные данные, ее размер составляет 71 тыс. рублей, но во многих регионах она не превышает 30 тыс. рублей. В этот средний показатель попадают зарплаты, например, врачей или учителей. Людей, которые хотят следить за собой и выглядеть красиво. Поэтому моей личной миссией, а значит, и миссией моей компании всегда было высокое качество по доступной цене. Я стараюсь сделать так, чтобы у самого широкого круга людей была возможность выглядеть достойно. Чтобы у молодых мамочек не стоял выбор, купить им детский шампунь или детский гель для душа. Чтобы мужчины вспомнили, что дезодорант обязателен. И чтобы женщины не экономили на уходе за волосами.

– Ваша компания в 2004 году основала благотворительный фонд «Моя прелесть». На чем он специализируется и почему это важно для вас?

– Многие компании предпочитают оказывать помощь через благотворительные фонды, нам тоже поступало много таких предложений. Но я прекрасно понимала, что пока до нуждающихся дойдут выделенные деньги, объем средств существенно уменьшится. Ведь сотрудники фондов тоже должны получать зарплаты, покрывать текущие расходы и прочее. Мы решили пойти немного другим путем и заняться адресной благотворительностью, создали собственный фонд «Моя прелесть». Особое внимание мы уделяем помощи многодетным семьям: помогаем с ремонтом жилья, покупкой мебели, приобретением авто. Ежегодно выделяем средства на подготовку детей к школе, покупаем всю необходимую одежду, канцелярию.
На эту тему
Ольга Ермаченко: "Настоящий левша из сказки мог родиться только в России"
Поделиться

Также в Фонде выделено отдельное направление «Дарим детям будущее», в рамках которого мы помогаем детям из многодетных и малообеспеченных семей подготовиться к поступлению в учебные заведения. К сожалению, зачастую ребятам без занятий с репетиторами сложно хорошо сдать экзамены. Мы берем расходы на дополнительное образование на себя, даем ребятам возможность определиться с выбором профессии. Большое внимание уделяем выпускникам 9 класса, помогаем им поступить в колледжи, училища и техникумы, где они гарантировано получат рабочую профессию и будут востребованы на рынке труда. Первое время мы даже выплачиваем ребятам стипендию, что является отличным стимулом для усердной учебы.

«Мне больше нравится бизнес»

– Перед тем как начать работу в «Арнест», вы много лет трудились на «Невинномысском Азоте», поднявшись до директора по финансам и экономике. Насколько важно для предпринимателя пройти полный цикл становления? Что вам дал этот опыт?

– Многие молодые люди сегодня хотят прийти на предприятие и сразу начать работать управленцами или директорами. Мне это непонятно. Я начинала экономистом планового отдела. Мне пришлось много раз поменять участки работы, глубоко вникнуть в работу отдела экономического анализа, разных других подразделений. Пришлось разобраться в том, как высчитывать баланс в химических процессах. Помогло то, что я инженер-экономист химической промышленности. Но считать тогда приходилось на калькуляторе, никаких компьютерных моделей еще не было. На изучение всех участков ушло около 3-4 лет.

В 30 лет стала директором по экономике и финансам, я была самым молодым директором в то время. На предприятии работало 7,5 тыс. человек, оно было краеобразующим. Там был свой ремонтно-механический цех, автотранспортный и железнодорожный цеха и даже свой дом культуры. Во всем этом нужно было разбираться, согласовывать бюджеты, закупки, цены. На том предприятии я получила колоссальный опыт, который мне очень помог в жизни.

– А ваши дети идут по вашим стопам?

– Старший – Денис – кандидат экономических наук, чемпион России по альпинизму и чемпион Европы по прыжкам с парашютом. Он покорил Эльбрус, Памир, Тянь-Шань. Сейчас у него свой бизнес.

Средний – Алексей – закончил Ставропольский университет. Он многократный победитель и призер этапов Чемпионата и Кубка России по дрэгрейсингу. Сейчас работает в бизнесе – менеджером на АО «Арнест». Я считаю, что каждый будущий управленец должен, как и я когда-то, пройти определенный путь развития внутри компании, он должен быть глубоко посвящен в бизнес.

Мария, моя младшая дочь, готовится к поступлению в один из ведущих ВУЗов страны. Она с детства четко знает, кем хочет быть в будущем. Даже сейчас, в юном возрасте, уже готовится участвовать в родительском бизнесе.

– У вас с мужем совместный бизнес. Каково это – работать вместе с родным человеком?

– Я бы никому не рекомендовала строить бизнес с мужем. В нашем случае это приводило к постоянным спорам. Мы оба сильные люди, у каждого свое мнение, свое видение. Естественно, это стало причиной определенных разногласий, и в результате мы развелись. Это произошло достаточно давно – 10 лет назад, решение было обдуманным и взвешенным. После этого мы сумели выстроить отличные отношения, и работать стало намного проще.

– В 2009 году вы стали членом Совета Федерации от Ставропольского края. Почему вы решили выбрать политическую стезю? И почему все-таки решили уйти спустя несколько лет?

– Скажу честно, что политика – не мое. Да, я работала в Совете Федерации, но быстро поняла: я пришла из бизнеса и скучаю по нему. Поняла, что мне больше нравится заниматься бизнесом: разрабатывать продукты, придумывать способы сделать товар доступнее, решать сложные бизнес-задачи. Я убеждена, что каждое дело, которым занимаешься, надо любить, чтобы отдаваться ему полностью. Пришлось признаться самой себе, что отдаваться полностью политике я не смогу.

Но и говорить, что заниматься бизнесом хоть в чем-то проще, я бы тоже не стала. Продукция нашей компании продается в 50 тыс. городов в 16 странах мира. Мы решаем не только вопросы бизнеса, но и социальные задачи. Чем не дело мечты?
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .