92 100 13

«Фанагория» делает ставку на премиум-сегмент

5029
8 минут

Российский производитель вина с Таманского полуострова постепенно завоевывает новые ниши в премиальном секторе, делая ставку на собственное сырье и винный туризм

«Фанагория» делает ставку на премиум-сегмент

Поделиться

Одна из крупнейших в России винодельческих компаний «Фанагория», как утверждает ее гендиректор Петр Романишин, своей деятельностью стремится опровергнуть стереотипы о том, что в России не может производиться хорошее вино, а крупные винодельни не способны выпускать великие вина. В последние годы компания концентрируется на росте производства премиальных вин, долю которых она планомерно наращивает, делая акцент на собственной «сырьевой безопасности».

Ранее «Эксперт Юг» сообщал о проблемах виноградарства и виноделия, которые обсудили на круглом столе в Анапе.

Выручка растет за счет коньяка и чачи

— С какими показателями ОАО АПФ «Фанагория» завершает 2021 год? Какие факторы повлияли на Вашу деятельность в 2021 году?

— В 2021 году на винодельне «Фанагория» произведено 2 млн дал алкогольной продукции (в 2020 году – 2,4 млн дал). Из этого объема виноградных вин произвели 1,6 млн дал (2 млн дал в 2020 году). Также произвели 236,5 тыс. дал шампанского и игристых вин (239,6 тыс. дал в 2020 году), 87,8 тыс. дал коньяка (76,1 тыс. дал). Кроме того, в 2021 году произведено почти 366,5 тысяч бутылок объемом 0,375 л – сортового виноградного сока «Рислинг», «Мерло» и «Каберне» — почти вдвое больше, чем в 2020 году. В 2021 году был начат выпуск масла из виноградной косточки (произведено почти 13 тыс. бутылок объемом 0,375 л).

Уменьшение общего объема производства связано с тем, что в 2020 году был бутилирован переходящий остаток предыдущего года. В то же время, «Фанагория» продолжает планомерно наращивать удельный вес более премиальной продукции: объемы производства выдержанных вин почти удвоились, больше произведено коньяков и чачи. Благодаря этому, объемы выручки увеличились.

Все вина производятся из винограда, выращенного на Таманском полуострове. Из него производятся вина защищенного географического указания «Кубань. Таманский полуостров»; кроме того, «Фанагория» является единственным производителем вин защищенного наименования места происхождения «Сенной».

— Как насчет выращивания винограда: какие показатели достигнуты в 2021 году?

— В 2021 году агротехническими подразделениями холдинга «Фанагория» собрано 20,5 тысяч тонн винограда. На переработку на винзавод поступило 25,5 тыс. тонн винограда: кроме собственного, винзавод принимал виноград, выращенный в соседних хозяйствах. В 2020 году «Фанагория» переработала 28,6 тыс. тонн. В этом году и урожайность, и валовой сбор оказались ниже среднемноголетних показателей. На это повлияли низкие температуры в зимний период. Была зафиксирована минимальная температура -23°С, а также обильные дожди в период созревания винограда. С 10 по 16 августа выпала почти годовая норма осадков. Избыток влаги приводил к растрескиванию ягод. Чтобы предотвратить порчу, пришлось начать сбор некоторых ранних сортов раньше обычного на перекурку на дистиллят. Как следствие, потери урожая в этом году составили около 10%. Потери были бы больше, если бы в августе мы оперативно не приняли решение начать сбор винограда на спирты, а стали бы дожидаться подхода нужных кондиций по зрелости и сахару. Вовремя предпринятые меры позволили добиться высокого качества собираемого винограда.

Группе компаний «Фанагория» принадлежат виноградники, расположенные в трех винодельческих зонах: к плантациям на Таманском полуострове (отличительные особенности терруара – вулканические почвы и земли, расположенные в старом русле реки Кубань) добавились виноградники вблизи Анапы – Гостагай (предгорье Кавказа) и Супсех (Причерноморье). Вина из каждой из этих зон будут иметь свой особый стиль.

fanagoria-winery.jpg

Поделиться

Винзавод «Фанагория»//Фото: tripplanet.ru

Имидж российского вина сформирован в положительном ключе

— «Фанагория» – одна из немногих компаний, которые активно инвестировали в создание собственных виноградников, хотя многие участники рынка долгое время предпочитали использовать импортный виноматериал. Почему вы выбрали эту стратегию развития? Насколько велика зависимость Вашего предприятия от импортных виноматериалов?

— Мы исходим из того, что только наличие своего винограда способно гарантировать качество и обеспечить его постоянство. Поэтому в 2021 году нами были приобретены земли под новые виноградники на Таманском полуострове общей площадью 650 га, все подготовительные работы и закладка виноградников на них запланированы на 2022–2023 гг.

Еще раз повторюсь: для нас сырьевая безопасность – приоритет. Свое вино из своего винограда, выращенного и переработанного на месте – это очень важно. К тому же, в случае погодных катаклизмов, как было в этом году, виноград, не ушедший на переработку на вино, можно использовать для производства чачи и коньяков. На «Фанагории» принадлежит один из двух крупнейших на юге России виноградных питомников – там ежегодно производят до 1 млн привитых саженцев.

Что же касается импортных виноматериалов, то по новому законодательству в России запрещено разливать вино из них. Соответственно, «Фанагория» не импортирует виноматериалы.

— Скептики говорят, что у российского вина сегодня нет имиджа. Это действительно так, на Ваш взгляд? Нужно ли производителям работать над общим брендом «Вина России»?

— Возможно, так считают те, кто не в теме. Мы видим, что российские вина появились в винных картах самых элитных отелей и ресторанов, так что определенный имидж у отечественного вина уже есть. Но, конечно, нужно и дальше продвигать его, используя все позволенные законом способы. Так, многие лидеры мнений, топ-менеджеры ведущих компаний, известные блогеры и другие селебрити стали отзываться в весьма положительном ключе о российском вине – по своему ли выбору или по заказу самих виноделен. В последнем случае это значит, что винодельни могут себе позволить такие затраты, а, значит, их вино пользуется спросом. Виноделие – это «длинные» деньги, поэтому в него, как правило, приходят люди, влюбленные в свое дело. Государственная поддержка виноградарства, виноделия, изменение взгляда на вино – т.е. признание того факта, что вино – это не столько алкогольный напиток, сколько важная составляющая культуры нашей цивилизации – равно как и законодательство, правила которого нельзя менять ежегодно, а то и чаще – вот факторы, которые помогут профессионалам, занимающимся своим делом, построить имидж отечественного вина.

Виноградники Фанагории.jpg

Поделиться

Собственные виноградники — одно из ключевых направлений деятельности//Фото: fanagoria.ru

Винный туризм – один из приоритетов

— Как компания развивает винный туризм? Сколько намерены инвестировать в это направление?

— Сейчас модернизируем территорию винзавода для принятия гостей. В то же время проводим экскурсии, которые включают в себя тур по заводу, осмотр виноградников, бондарного производства (это всегда интересно само по себе, да и к тому же это – единственное такое производство среди винодельческих предприятий страны) и, конечно же, дегустацию.

В поселке Сенном недалеко от «Фанагории» открыт эногастрономический локаворский ресторан «Каберне» (эти термины означают, что ресторан предлагает пейринг «еда + вино», причем вина – из винограда, выращенного и переработанного на месте, а блюда черноморской, кубанской и кавказской кухни приготовлены из местных ингредиентов – сельхозкультур, выращенных на Кубани, местного мяса и рыбы, мидий и устриц, выловленных из Таманского залива, Черного и Азовского морей, и местных сыров).

На федеральной трассе, ведущей в Крым, недалеко от Крымского моста «Фанагорией» построены два отеля «Порт» и фирменные магазины (по обе стороны автотрассы). В них автотуристы могут не только отдохнуть по схеме «приветственный бокал вина + ночлег + завтрак», но и заказать тур по винодельням Таманского полуострова.

«Фанагория» также стала участником «Винных дорог Боспорского царства» – нового федерального туристического маршрута по местам, некогда входившим в это античное государственное образование, в экономике которого виноградарство и виноделие играли важную роль.

— Насколько винодельческий рынок России в данный момент является конкурентным для иностранного производителя? С кем вы сейчас конкурируете в большей степени: с другими российскими производителями или импортом?

— Российского вина явно недостаточно для заполнения рынка. При этом конкуренция с импортом имеет место лишь в премиальном сегменте.

— Как на жизнедеятельности предприятия отразился принятый полтора года назад закон «о виноградарстве и виноделии»?

— Закон впервые в истории обозначил виноградарские и винодельческие термины и понятия, представил законодательные механизмы регулирования деятельности именно этой отрасли. В то же время, лишь практическое применение любого закона может показать, какие положения нуждаются в корректировке. «Фанагория» своей деятельностью стремится опровергнуть два стереотипа: первый – то, что в России не может быть своего хорошего вина; а второй, общемировой стереотип, – это то, что крупные винодельни не способны производить великие вина. Действительно, великого вина не может быть много – при его создании особому контролю подлежат все технологические процессы как на винограднике, так и на винодельне. Таманский полуостров, с трех сторон окруженный морем, имеет уникальный микроклимат, терруар, определяемый вулканическими почвами и наносами древнего русла реки Кубань, в котором можно и должно производить великие вина.

В то же время, при правильном применении агротехнических и винодельческих приемов «Фанагории» удается создавать вина, по качеству своему превосходящие их ценовую нишу. Еще одно новое направление – биовино. Такие вина мы планируем создавать из винограда, выращенного на берегу Динского залива (часть Таманского залива), где наши экологические виноградники (на них для борьбы с вредителями используют не химикаты, а лишь феромонные ловушки и биологические средства защиты растений) не граничат с плантациями других хозяйств, откуда могли бы попасть различные химикаты и вредители.

Справка:

В группу компаний входят две виноградарских компании – «Фанагория-Юг» и «Фанагория-Агро», винодельческое производство – Агропромышленная фирма «Фанагория», бондарное производство, виноградный питомник, компания «Фанагория – розничная сеть», управляющая фирменными магазинами, открытыми во многих регионах страны (всего 74 собственных магазина и 78, работающих по франшизе). Совокупная выручка этих компаний за 2020 год, по данным ИАС Seldon.Basis, составила 6,3 млрд рублей. Также в ГК входит эногастрономический ресторан «Каберне» и два отеля «Фанагория – Порт» на трассе перед Крымским мостом.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .