99 105 14

Как «облака» открывают для МСБ новые горизонты

2549
4 минуты

На фоне пандемии бизнес значительно нарастил темпы цифровизации. При этом активно ее преимуществами пользуется не только крупный, но уже и малый бизнес, который задействует облачные сервисы

Как «облака» открывают для МСБ новые горизонты

Фото: pexels-photo
Поделиться

Цифровизация бизнеса — явление не новое, и пандемия этот процесс в России только ускорила. Исследование компании PwC «Доверие к цифровым технологиям» за 2021 год показало, что руководители 42% российских предприятий внедряют новые IT-решения, чтобы повысить эффективность бизнес-процессов. Ускоряют цифровизацию с целью сокращения расходов почти 50% опрошенных. Вплоть до начала пандемии планомерной цифровизацией бизнес-процессов занимались в основном крупные компании. Микро-, малые и даже часть средних предприятий расценивали внедрение IT-решений как дорогостоящую деятельность со слабо прогнозируемым экономическим эффектом.

Ограничения, введенные в связи с распространением коронавируса, поставили вопрос иначе: для многих компаний цифровизация стала не спорным способом повысить конкурентоспособность, а чуть ли не единственной возможностью выжить. По данным опроса, проведенного аудиторской компанией Deloitte, как наиболее привлекательную стратегию развития трансформацию оценивали в первом полугодии 2021 года 72% российских компаний. Это даже больше, чем по первой половины 2020-го, на которую пришлись самые жесткие антиэпидемиологические ограничения, — тогда этот показатель составил 63%.

МСБ ощущает потребность в стабильных «облаках»

Учитывая дороговизну IT-оборудования, на российском рынке уже достаточно давно сформировался тренд, связанный с опережающим ростом облачного сегмента. Эта динамика сформировалась еще до пандемии. В 2018 году, по данным IDC, спрос на облака увеличился в России на 26%, в 2019-м компания «ТМТ Консалтинг» сообщала о росте этого показателя на 30%, в 2020 году его динамика оказалась такой же, свидетельствует исследование IDC. По итогам 2021 года спрос на «облака» со стороны российского рынка также увеличился на 30%, отмечают эксперты.

В отдельных сегментах динамика еще активнее, добавляют участники рынка. Например, донской ритейл за период пандемии начал в 1,5 раза чаще использовать облака для организации онлайн-торговли. По словам директора МТС в Ростовской области Игоря Марьясова, в 2021 года более 55% клиентов провайдера, работающих в сфере розничной торговли, применяли облака. Помимо интернет-продаж, эти технологии помогают рознице подготовиться к пиковым нагрузкам во время праздников и распродаж, обеспечить стабильную работу мобильных приложений, систем лояльности и сервисов доставки.

«В 2021 году темпы повышения спроса на облака оказались сопоставимы с прошлогодними», — говорит г-н Марьясов. — Облачные технологии помогают компаниям быстро подстроиться под новые условия и поменять бизнес-модель, а также сократить IT-бюджеты, что очень актуально для ритейла ввиду высокой роли сезонности в этой сфере. Кроме того, с помощью облачных решений компании могут апробировать новые инструменты привлечения и удержания клиентов и оперативно реагировать на резкие скачки спроса».

Пандемия обострила кадровый вопрос

По оценке Всемирного банка (ВБ), эффективное использование цифровых решений помогает увеличить производительность компании в среднем на 25%. В числе технологий, которые рекомендует применять с этой целью ВБ, — интернет вещей (IoT), искусственный интеллект, инструменты онлайн-продвижения и др.

Одна из ключевых проблем внедрения таких решений — нехватка кадров с необходимыми знаниями и навыками в сфере IT. В частности, опрос топ-менеджеров российских промышленных предприятий, проведенный Агентством Европейского Союза по сетям и информационной безопасности, показал, что 69% респондентов считают препятствием для использования IoT неготовность персонала.

Пандемия обострила этот вопрос. В конце 2021 года портал «Работа.ру» сообщил, что только за третий квартал зарплатные ожидания IT-специалистов выросли сразу на 20-30%. По данным портала hh.ru, «айтишники» стали единственной категорией работников, зарплаты которых росли двузначными темпами. В прошлом году средний рост этого показателя составил 11%. Учитывая, что «айтишники» - одни из самых дорогих специалистов в целом, для малых и средних компаний их привлечение стало накладно.

В этих условиях выросла актуальность цифровых решений, которые подразумевают передачу бизнес-задач на аутсорсинг или позволяют пользоваться IT-продуктами сотрудникам, у которых нет специальных навыков. Это, например, облачные платформы для размещения корпоративного софта. По словам Игоря Марьясова, новая PaaS-платформа МТС, запущенная в декабре нынешнего года, представляет собой готовую среду и набор сервисов для работы с продуктами 1С.

«Среди компаний, особенно небольшого и среднего размера, актуален запрос сервиса “под ключ”, — объясняет г-н Марьясов. — Сервис предназначен для представителей малого и среднего бизнеса, которые работают с системами 1С, но не располагают технологической экспертизой и штатом ИТ-специалистов. Бизнес, помимо перехода в облако, хочет передать опытному партнеру на аутсорсинг администрирование и обновление систем 1С».

Облачный провайдер #CloudMTS развернет и настроит инфраструктуру и систему управления базами данных, подключит инструменты мониторинга, обеспечит администрирование и резервное копирование. Также компания может заказать индивидуальную настройку и обновление продуктов 1С. Специалисты провайдера проведут миграцию систем в облако и предоставят консультационную поддержку. Централизация решений 1С на PaaS-платформе провайдера позволит ежемесячно экономить до 25% IT-бюджета компании.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .