Создание сообщества лидеров цифровых индустрий на Дону — одно из достижений АЦ "Эксперт Юг"//Фото: "Эксперт Юг"
Сообщество как важный актив компании
Одна из главных функций «Эксперта Юг» - создание продуктивной коммуникации между теми игроками деловой сферы, которые нуждаются друг в друге. Каждый год мы проводим около 50 мероприятий с участием руководителей среднего и малого бизнеса, представителей власти, науки, НКО, институтов поддержки и профильных специалистов. Это не только большие форумы и конференции, но и отраслевые круглые столы, а также конкурсы, бизнес-акселераторы, деловые клубы и образовательные семинары.
В результате такой деятельности за 14 лет вокруг нас образовалось большое количество экспертов из разных сфер, помогающих нам в создании деловой региональной повестки и ее аналитике, а главное – находящих ценность в такой коллективной работе. В 2020 году мы создали Экспертное сообщество «Эксперта Юг», в которое сегодня входит более 120 региональных экспертов, помогающих нам формировать информационную повестку. Мы по своему опыту знаем, что формат сообщества предполагает совершенно другой уровень коммуникации, вовлеченности участников и понимания проблем друг друга.
Успешный кейс по созданию собственного сообщества подтолкнул нас к мысли, что мы могли бы масштабировать этот опыт и помочь заинтересованным партнерам аналогичным образом собрать вокруг себя нужную аудиторию. Поэтому с энтузиазмом откликнулись на предложение Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства (РРАПП) и региональной «Точки кипения» создать сообщество для лидеров цифровых индустрий. Так появился проект «ИТ-Песочница».
Сообщество как генератор идей
«Нетривиальность задачи, предложенной РРАППом, состояла в том, что в регионе существует несколько ИТ-сообществ, в которых состоят тысячи работников этой индустрии, — рассказывает Владимир Козлов, генеральный директор Аналитического центра «Эксперт Юг». — Поэтому главной задачей было создать идеологию сообщества, которая привлекала бы лидеров ИТ-индустрии. На основе изучения проблематики отрасли мы предложили сообщество как площадку для тех, кто заинтересован включаться формировать повестку развития донского ИТ-кластера и участвовать в ней. И это сработало».
«IT-Песочница» была предложена как сообщество для тех, кто готов включаться в развитие ИТ-кластера Ростовской области своей экспертизой, опытом, готовностью к партнерствам. Речь идет не только о руководителях ИТ-компаний, но и о представителях учебных заведений, вузов, институтов развития, ориентированных на работу с ними. На данный момент в чате сообщества в Telegram состоят более 80 руководителей компаний, представителей университетов и институтов поддержки. Там обсуждаются отраслевые новости, анонсируются мероприятия, формируется актуальная для сообщества повестка.
Рабочий формат сообщества – регулярные тематические встречи, задача которых – анализ актуальной проблемы, обмен опытом управления, проработка перспективных партнерств. На старте проекта «Эксперт Юг» согласовал с РРАПП календарь таких мероприятий до конца года. При этом важно, что повестка таких мероприятий никогда не «спускалась сверху» — она формировалась на основе идей наиболее активных участников сообщества, анализа рынка в целом.
Нужно заметить, что «Эксперт Юг» к тому времени сформировал аналитический задел в этой сфере. В рамках проекта «Новые цифровые лидеры» в течение 2020 года мы провели более 10 глубинных интервью с руководителями наиболее ярких ИТ-компаний Ростовской области, поэтому имели детальное представление о ключевых проблемах и точках роста. Это знание позволило уже на первой стадии привлечь к новому проекту самых активных «айтишников», а также спроектировать черновой план мероприятий, который отвечал бы их запросам.
В дальнейшем после каждой встречи «ИТ-Песочницы» программа корректировалась, сообщество во многом само предлагало форматы работы и подсказывало темы для дискуссий. Так были проведены мероприятия в форматах совета директоров, инвестиционных сессий, мозговых штурмов, образовательных семинаров и круглых столов. Поднятые темы: кадровый голод ИТ, взаимодействие вузов и компаний, конкуренция региональных игроков с федеральными, популяризация донских ИТ-разработок и другие. Каждое мероприятие собирало 20-30 человек в очном и дистанционном форматах. При этом «Эксперт Юг» обеспечивал информационное освещение каждого мероприятия.
Сообщество как результативное партнерство
«Проекты, связанные с сообществами, для нас новые. Для нас это переход от точечных образовательных мероприятий к постоянной образовательной поддержке, — говорит директор Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Яна Куринова. — Проект “IT-Песочница” получился даже лучше, чем мы его конструировали, потому что есть реальный результат – представители отрасли объединились, создали Фонд ИТ-образования и цифровизации Ростовской области. Фонд будет поддерживать преподавателей, IT-образование, талантливых студентов. Очень важно, чтобы ИТ-кадры оставались в регионе».
Яна Куринова, директор АНО «РРАПП»//Фото: РРАПП
Самым большим достижением «IТ-Песочницы» стало появление Фонда ИТ-образования и цифровизации Ростовской области, созданного десятью ИТ-компаниями региона по итогам обсуждений и дискуссий. Работа данного института может иметь большое значения для всего донского ИТ-кластера, поскольку фонд фокусируется на решении наиболее значимой проблемы ИТ-сферы – кадровой. Фонд готов помогать студентам быстро и комфортно входить в индустрию, давать преподавателям экспертную и методологическую поддержку курсов, обеспечивать качественную преддипломную практику.
Один из инициаторов создания ИТ-сообщества Александр Букуров//Фото: "Эксперт Юг"
Проект «IТ-Песочницы» должен был закончиться в декабре 2021 года, но не закончился, а трансформировался. Сообщество функционирует и продолжает пополняться, уже есть календарь мероприятий на 2022 год.
Этот кейс – пример того, как компания может привлекать профессионального партнера для организации системной работы со своей целевой аудиторией. Любая аудитория требует гораздо больше внимания, чем многие думают, - она требует детально разбираться в потребностях отрасли, ведения информационной работы, постоянной подпитки идеями и новыми участниками. И все это – помимо чисто технической работы по подготовке активностей. По этой причине привлечение для выполнения столь сложных задач опытного медиапартнера – наиболее краткий путь их решения.