фото zaryakubani.ru
Поделиться
По итогам 2022 году телефонные мошенники похитили у жителей Ростовской области более 1,4 млрд рублей. Такие данные привел на недавнем брифинге начальник ГУ МВД по региону Олег Агарков. По его словам, в целом по стране эта сумма составила 91 млрд, и с каждым годом активность злоумышленников повышается. В 2021 году ущерб был вдвое меньше – порядка 45 млрд рублей.
Колл-центры расположены на территории Украины, Польши, Западной Европы и работают конкретно против населения России, отмечают в МВД. Для эффективного противодействия мошенникам нужны слаженные действия многих институтов, в том числе банковских структур, считают в ведомстве. При этом мошеннические схемы постоянно меняются, и в данный момент активно используется новый алгоритм, целью которого является «отмывание» средств.
Невольный соучастник
Как сообщили «Эксперту Юг» в банке ВТБ, в последнее время происходит обзвон уже пострадавших от действий мошенников людей. Неизвестные представляются сотрудниками органов государственной безопасности и предлагают официально устроиться на работу по поиску преступников, обещая ежемесячный доход. Чаще всего жертвами этой схемы становятся люди старшего поколения. Клиента используют в качестве дроппера — переводят на его банковскую карту похищенные деньги и заставляют выполнять дальнейшие указания по «спасению» средств. На самом же деле речь идет про незаконное обналичивание чужих средств.«Меры, принимаемые игроками рынка и регуляторами, делают все более сложным вывод денег. Однако мошенники придумывают все более изощренные схемы, и количество атак на клиентов продолжает оставаться высоким. Мы выявили новый способ вовлечения россиян в схемы по выводу средств на счета злоумышленников. Злоумышленники хотят переложить на них ответственность за незаконные переводы и даже обещают им зарплату, создавая впечатление реальной деятельности по борьбе с преступниками. Причем для новой схемы привлекаются клиенты, уже пострадавшие от действий злоумышленников, которые хорошо знают о такой проблеме», – рассказал начальник управления защиты корпоративных интересов банка ВТБ Дмитрий Ревякин.
По его мнению, необходимо и дальше усиливать контроль над физлицами и компаниями, на чьи счета в итоге выводятся средства, похищенные из банков. И, если дроппер попадает в базу Банка России, то нужно блокировать все дистанционные каналы его обслуживания, а также ограничивать возможность снятия денег через отделения банков.
В ВТБ сообщили, что со своей стороны банк запускает новые способы приостановки клиентских операций и блокировки в случае появления сомнительных транзакций. Клиентам рекомендуют быть внимательными при общении со звонящими с незнакомых номеров людьми, и ни в коем случае не выполнять их требования.
Ни слова о деньгах
Александр Фельдман, директор компании «Феленасофт», специализирующейся на информационной безопасности, пояснил, что параллельно продолжают развиваться различные приложения для телефона, позволяющие обезопасить себя от звонков или SMS от злоумышленников – в том числе бесплатные.«Такие приложения сразу блокируют любые отсутствующие в книге контактов номера, с которых вам звонят. Но, безусловно, это решение подойдет не всегда. Например, если вы часто заказываете еду на дом, и вам звонят курьеры, то придется искать какие-то другие пути», - рассказал Александр Фельдман.
В МВД рекомендуют по возможности не отвечать на звонки с незнакомых номеров. А, если разговор все-таки состоялся – быть очень осторожным, когда речь заходит о деньгах.
«Если вас очень настойчиво просят что-то сделать, положите трубку и сами перезвоните в организацию, из которой якобы звонят. Не делитесь ни с кем своими секретными данными: кодом с обратной стороны банковской карты, паролем из смс-уведомления. А перед принятием финансового решения обязательно посоветуйтесь с близкими», — советуют в полиции.
Однако в целом и эксперты, и правоохранители отмечают, что, как бы ни совершенствовались механизмы противостояния телефонным мошенникам, они не являются панацеей. И в первую очередь успех или неудача злоумышленников зависят от того, насколько бдительным будет человек, которому они звонят.