Привлекайте не инвестиции, а горожан
№24-25(364-365) 2015

225
3 минуты
Привлекайте не инвестиции, а горожан

Описанное нами в этом номере сокращение бюджетов, которое больнее всего ударит по инфраструктуре всех типов, и активизация городских сообществ, требующих понимания, куда движется город, в котором они живут, — это два базовых фактора, которые должны заставить южные города усилить работу над позитивными переменами. Логику перемен задают мировые процессы — рост конкуренции между городами при одновременном ускорении самой урбанизации.

В России отдельные регионы и отдельные города уже научились конкурировать за инвестиции. Все слагаемые успешной работы с инвестором у современного чиновника отлетают от зубов: налоговые преференции, сопровождение проектов, подготовленные площадки… Увы, это во многом устаревшая риторика. Бизнес действительно способен выступать опорой, но — прежде всего на стадии экономического бума. О том, каковы прелести этой стадии на вкус, мы уже начинаем забывать. И при этом очевидно, что модель управления, при котором судьба города в той или иной мере решается в закрытом кабинете между чиновником и влиятельным бизнесменом, принесла, возможно, не меньше проблем, чем предыдущая стадия тотальной нищеты.

Если посмотреть на города, которые сегодня считаются мировыми лидерами, то можно увидеть, что все они в определённый момент решили ключевую проблему, хорошо просматриваемую сегодня и на юге России, — обеспечили рост в условиях ограниченных ресурсов. В такие моменты происходит ключевой разворот в траектории развитии города: становится понятно, что заказчиком перемен является не губернатор, не та или иная строительная компания, а его жители, которые постепенно начинают функционировать как зрелое городское сообщество. Традиционно этот участник процесса городского развития лишён инструментов продвижения и реализации своих интересов. Разного рода публичные слушания таким инструментом уж точно считать не стоит.

В предыдущие десять лет регионами была проведена большая работа по написанию стратегий социально-экономического развития всех уровней. Часть из них мгновенно устарела во время кризиса 2008 года, оставшиеся добил кризис нынешний. У территорий больше нет реальных стратегий — это всем очевидно. Интуитивно ощутим кризис стратегического мышления вообще — управленцы сосредоточены на тактике. В ближайший год никто даже не будет ставить вопроса о том, чтобы переписывать стратегии развития. И, тем не менее, стратегии нужны — нужны городскому сообществу.

Это только кажется, что потребности общественности всегда очень конкретны: починить детскую площадку, вовремя отремонтировать прохудившуюся трубу, снизить стоимость платной парковки. С подобными обращениями власти уже в целом научились работать, однако такой режим работы не позволяет вовлекаться в развитие городов, не позволяет гражданам реализовать себя именно в качестве сообщества. А сообществу надо понимать, куда движется город, почему он туда движется и что придётся пережить на этом пути. Сообществу нужен предметный и зримый образ будущего. Во многом за счёт таких образов города и конкурируют за ресурсы — и очевидно, что реальная роль живых стратегий при этом будет возрастать.

Сегодня, когда кажется, что дальше чем на квартал планировать невозможно, именно грамотная работа со стратегией может оказаться антикризисным инструментом. Как установили эксперты, выполнившие исследование к последнему Московскому урбанистическому форуму, стратегия пространственного развития — нишу таких документов в России занял мастер-план — даёт инструменты в пяти сферах: прогнозировании, маркетинге, координации, политике и вовлечении сообществ. И это уже совершенно другая эффективность городского управления. Первый в России мастер-план был разработан для Перми, но первопроходцы не смогли избежать череды скандалов, которые перечеркнули ряд важных завоеваний. Сейчас к созданию мастер-плана готовится Москва. Южные города тоже обязаны двигаться в эту сторону.

Все публикации номера

  • Комментарии
Загрузка комментариев...