Блогеров хотят обязать получать лицензии для оказания образовательных услуг в интернете. // Фото: freepik.com
Поделиться
В июле депутаты Госдумы совместно с представителями сферы образования подготовили пакет законопроектов об обязательном лицензировании деятельности индивидуальных предпринимателей, включая блогеров, оказывающих образовательные услуги. Уже в начале сентября в Рособрнадзоре заявили, что собираются сделать обязательным лицензирование таких онлайн-курсов.
Все чаще стали возникать вопросы и к медицинским блогерам, не имеющим соответствующего образования. Так, сенатор Наталия Косихина предложила ввести для них уголовную ответственность.
Параллельно Роскомнадзор на днях озвучил свое решение: включать в реестр страниц соцсетей с более 10 тыс. подписчиков данные о владельцах, включая номера телефонов, адреса электронных почт и IP-адреса. «Эксперт Юг» попытался разобраться, нужен ли сегодня такой контроль и каким может быть результат в итоге.
Миллиарды на новые профессии и эзотерику
«На сегодняшний день рынок информационных и образовательных услуг, в том числе с использованием интернета, — один из наиболее перспективных. В 2022 году общий доход только онлайн-школ достиг 95 млрд рублей. В I квартале 2023-го выручка в сегменте составила 46,7 млрд, а по итогам года оборот онлайн-школ вырос на 30% год к году и достиг 123 млрд рублей», — сказано в пояснительной записке к пакету законопроектов, подготовленному депутатами Госдумы.При этом зачастую блогеры, которые на деле не имеют к образованию никакого отношения, пользуются налоговыми льготами, установленными для этой сферы.
Чаще всего в интернете обучают новым профессиям — доход в этом направлении составил 7,8 млрд рублей — организовывают курсы по поддержанию здоровью (4,1 млрд), учат основам предпринимательства (4,6 млрд), психологии (3,7 млрд), эзотерике (3,4 млрд), финансовой грамотности (1,9 млрд) и фитнесу (1,4 млрд).
Изучив данные за последние годы, представители власти решили начать регулировать этот рынок. Первым шагом в этом направлении может стать лицензирование деятельности блогеров, оказывающих образовательные услуги.
Бренд-стратег, автор подкаста «Маркетинг и реальность» Александр Дяченко в целом поддерживает инициативы представителей власти по регулированию деятельности блогеров.
«К сожалению, сегодня появилось много некачественных образовательных курсов, большой сегмент которых связан со всякого рода эзотерическими направлениям, с коучинговыми элементами и психологией, хотя на деле не имеет к ней никакого отношения, — считает эксперт. — Поэтому все, что не касается твердых ниш, нужно либо запретить, особенно, если речь идет о перечисленных мной направлениях, либо обязать лицензировать такого рода деятельность».
Поделиться
Александр Дяченко констатирует, что на рынке образовательных интернет-услуг, большой процент сегодня некачественных. // Фото предоставлено экспертом
По мнению Александра Дяченко, потребитель имеет право заранее узнать, что в случае консультации у подобных блогеров он получает не образовательную услугу, а нечто сомнительное, не гарантирующее получение желаемого результата.
«Однозначно регулирование необходимо. Вопрос лишь в том, с какого момента проводить этот процесс. Есть действительно хорошие образовательные курсы в каких-то серьезных нишах — очень востребованы сейчас IT, подбор кадров, маркетинг. В этих направлениях иногда даже не хватает грамотных курсов. Здесь возможно стоит рассмотреть лицензирование деятельности, — допускает собеседник. — Я слышал, что звучало предложение — утверждать структуру курса, делать ее приближенной к построению курсов в образовательных учреждениях. Это неплохая идея, когда некая комиссия будет устанавливать эти правила».
Однако в таком случае остается открытым вопрос: кто будет отделять зерна от плевел и решать, насколько тот или иной курс соответствует утвержденным стандартам?
Александр Дяченко, отвечая на этот вопрос, отмечает, что начать стоит с привлечения к административной ответственности за невыполнение обещаний, озвученных на начальном этапе авторами курсов. В дальнейшем же регулятору стоит уходить в отдельные ниши, собирая экспертный совет в каждой их них. Это необходимо, поскольку в каждом направлении есть большое количество нюансов, и невозможно разработать общую стандартную схему для всех, комментирует бренд-стратег.
Очередная мера для сбора денег в бюджет
Тренер и консультант по увеличению продаж Галина Хвостова придерживается другого мнения. По ее словам, получить лицензию в будущем сможет практически любой желающий и впоследствии никто не сможет проверить, какие услуги оказывает этот блогер на самом деле.«На мой взгляд, это очередная мера для сбора денежных средств и пополнения бюджета: отдаешь деньги — тебе дают лицензию. Это также, как с аккредитацией гидов. Допустим, сдал человек экзамен, получил аккредитацию, но в дальнейшем никто же не проверяет, реальные факты из истории он рассказывает людям или придумывает их на ходу. Также и с блогерами — контролировать всех невозможно», — рассуждает собеседница.
Поделиться
Пока непонятно, как российские блогеры будут учить и «лечить» своих подписчиков в дельнейшем. // Фото: freepik.com
Регулировать деятельность блогеров нужно, но делать акцент при этом стоит не на администрировании образовательной сферы, а на запрете на распространение информации, прямо противоречащей фактам, считает Роман Гребенников, гендиректор юридической фирмы «Спартак».
«Я сейчас говорю не о дискредитирующей информации, а о тех пустых обещаниях, которые дают эти коучи своим подписчикам. Я вижу в этом главную проблему. Сегодня большинство этих тренеров личностного роста выступают в качестве психологов, не обладая ни образованием, ни спецификой знаний в конкретной сфере, — комментирует «Эксперту Юг» юрист. — А что касается образовательных услуг, то я не могу представить как регулятор будет контролировать этот процесс. Как, например, разделить тех, кто практикует "распространение" исторической информации и тех, кто историю преподает».
По мнению Романа Гребенникова регулировать это направление должно, в том числе и само сообщество блогеров, для этого нужно объединить в некое сообщество инфлюэнсеров с наибольшим количеством подписчиков. Правда, в таком случае это может перерасти в попытки недобросовестных блогеров устранить конкурентов в своей нише с помощью госструктур.
«У меня двоякое отношение к желанию государства все регулировать, в том числе и деятельность блогеров. И правильного рецепта здесь нет. Если все это превратится в попытку отправить всех в Минобразования за получением лицензии, это будет выглядеть комично», — говорит Роман Гребенников.
Медицинские блогеры «открещиваются» от телемедицины
Привлекать к уголовной ответственности блогеров, консультирующих своих подписчиков по вопросам медицины, депутаты стали предлагать еще пару лет назад. Однако тогда дальше громких заявлений нескольких представителей власти и общественников дело не пошло.Этим летом тему вновь начали бурно обсуждать, но в свете последних событий и повышенного интереса регулятора к страницам главных инфлюэнсеров, озвученные меры вполне могут быть рассмотрены, отмечают эксперты.
«Нужно бороться и с медицинскими фейками, которые запускаются анонимно, и с непонятными гражданами, что выдают себя за врачей, не имея при этом даже базового медицинского образования», — комментирует зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин.
По его словам, такие интернет-консультанты, не менее опасны для граждан, нежели недобросовестные финансовые блогеры.
Флеболог, сердечно-сосудистый хирург Алексей Фефилов активно ведет медицинский блог. В беседе с «Экспертом Юг» доктор рассказал, что он также подписан на многих людей с медицинским образованием, ставших блогерами.
«Нужно понимать, что наличие медицинского образования не всегда может быть гарантией того, что человек в своем блоге не будут нести чушь. Мне, как стороннику доказательной медицины, важно узнать дополнительную информацию о профессиональных ресурсах и достижениях того или иного медицинского блогера. Найти такую информацию сегодня не составит труда любому пользователю интернета. Но у одних людей есть большое недоверие к классической медицине, а другие — ищут легкие пути, чтобы вылечить то или иное заболевание, не посещая докторов. В этой ситуации я выступаю за регулирование, поскольку сегодня, как в известной шутке, “вся страна знает, как лечить людей, играть в футбол и строить дороги”. Но это должен быть настолько сложный и разносторонний механизм, создание которого требует времени и соответствующих компетенций регуляторов», — уверен Алексей Фефилов.
При этом в случае с медицинскими блогерами подписчику будет крайне непросто доказать, что он пострадал от советов именно такого «специалиста». Некоторые эксперты в этой ситуации проводят аналогию с телемедициной, но там действует другая, вполне определенная схема, которая уже давно регулируется на законодательном уровне.
«Телемедицина подразумевает дистанционное осуществление медицинской деятельности. Если мы говорим о госбольницах, там, насколько мне известно, должны быть специальные отделения. В кабинетах с доступом в интернет консультируют пациентов на расстоянии. Таким образом любой человек может получить консультацию специалиста из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т.д. В результате такого приема, оформляется документация — в соответствии с правилами того учреждения, где консультация предоставлена, — объясняет хирург. — Блогеры же сейчас пользуются лазейками. Никто из них не называет свои услуги телемедициной, поскольку тогда их могут привлечь к ответственности. Поэтому они прикрываются некими “образовательными услугами”: диагноз не ставят, но отвечают на вопросы подписчиков».
Эксперты сходятся во мнении, что регулировать деятельность блогеров нужно, но решить проблему с помощью лицензий и запретов, увы, не получится. Здесь, как и во многих других вопросах, нужен серьезный системный подход, но пока таких предложений от депутатов не звучало.