Новое поколение в бизнесе делает ставку на инновации, коммуникации, команду. Фото предоставлены участниками проекта
Поделиться
Всего в опросе приняло участие 90 человек в возрасте от 18 до 35 лет, которые занимаются бизнесом на территории одного из регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Наибольшая доля респондентов (43%) – это предприниматели, уже обладающие определенным профессиональным и жизненным опытом в возрасте от 31 до 35 лет. Еще 31% приходится на молодых людей от 21 до 25 лет. Бизнес респондентов зарегистрирован преимущественно на территориях Ростовской области (46%) и Краснодарского края (31%). Более трети участников опроса – индивидуальные предприниматели, на самозанятых приходится чуть более 30%. В нашем исследовании в основном представлены микро- и малые предприятия – 68% и 19% соответственно. Наиболее популярные направления деятельности – сфера услуг (38%) и торговля (25%).
Предпринимательство развивается, но медленно
Более половины респондентов говорят, что изменения, произошедшие за 2022-2023 годах в стране и мире, оказали на их бизнес негативное воздействие, но только 21% оценивает их как значительные. Почти треть респондентов не ощутила какого-либо влияния. А 15% заявляет о положительном влиянии.Поделиться
Мы попросили респондентов оценить, развивается ли предпринимательство в стране и регионе. В целом сторонников того, что развитие малого бизнеса имеет место среди молодых предпринимателей большинство — 62% (см. график 1). Но все-таки самый популярный вариант ответа на этот вопрос: «развитие предпринимательства идет медленно» - 36%. Правда, 27% говорит о быстрых темпах роста. Около 18% респондентов не видят каких-либо изменений — и 20% говорят о стагнации этой сферы.
Фактор команды набрал вес в бизнесе
Далее молодые предприниматели Юга России выбрали наиболее важные для успеха в бизнесе факторы, список которых остался тем же, что в нашем опросе 2021 года, — различия в ответах интересно сравнить. К самым важным факторам успеха в бизнесе респонденты 2024 года относят работоспособность, трудолюбие (44%), коммуникабельность, умение налаживать деловые связи (41%) и наличие команды (37%) (см. график 2). Три года назад отрыв трудолюбия был больше, но на второй позиции был пункт «наличие особых личных качеств», набиравший 34%, на третье позиции та же коммуникативность. Пункт «наличие команды» за три года переместился с шестой по значимости позиции на вторую — это, пожалуй, самая значительная и красноречивая характеристика изменений, которые прошли за этот период в условиях для бизнеса. Пережитые за последние годы кризисы и обострившийся дефицит кадров привели к пониманию, что команда важнее индивидуальности собственника.Поделиться
За тот же период сильно потеряли в весе позиции, связанные с креативом: «умение генерировать свои и воспринимать чужие идеи» упало с 29 до 16%, «инновационность» набирала почти 20%, теперь – 13%. Вдвое снизились оценки образования и знаний, доступа к капиталу. А вот пункт «наличие наставника в бизнесе» раньше был на последнем месте, набирая 1% голосов, теперь он набрал 8% - наставничество стало явно более понятной темой.
Молодые предприниматели открыли для себя конкуренцию
По состоянию на начало 2024 года больше всего развитию предпринимательства, по версии молодых предпринимателей, мешают бюрократия (38%), высокая конкуренция (27%) и высокие налоги (24%) (см. график 3). В опросе 2021 года бюрократия набирала заметно больше голосов, а такой фактор, как конкуренция находился на 11-м месте, в тройке самых малозначимых. За последние годы новое поколение в бизнесе фактически впервые открыло для себя такую проблему, как конкуренция.Третьим пунктом раньше в списке проблем стояли «административные барьеры» — оценка этой проблемы кардинально снизилась, пункт набирает всего 11%. Не менее сильно снизился процент проголосовавших за пункт «недостаточная государственная поддержка». Это говорит о том, что в части работы государства с бизнесом внешняя среда явно прогрессирует. Проблему монополизации отметило лишь 14% респондентов, тогда как в прошлом исследовании – более 20%.
Зато сильно выросли оценки проблемы, связанные с высокими ставками кредитования и банковской системой в целом, — с 12 до 22%. Деньги для малого бизнеса за последние два года стали дороже.
Поделиться
Растет количество респондентов, отмечающих дефицит образовательных услуг для предпринимателей — лишний сигнал к тому, что спрос на них растет. Растут и сложности с поиском кадров.
Вера в бизнес-образование растет
При ответе на вопрос «В какой области вам прежде всего необходима помощь для развития собственного бизнеса?» два года назад больше всех голосов набирал вариант «финансирование» — в этом году он сместился на второе место, эта проблема уже не так остра. На первом месте теперь продвижение (см. график 4), базовая функция успешного бизнеса. Сильно вырос спрос на блок «обучение», на разработку «бизнес-идеи» — два года назад подавляющему большинству казалось, что придумать бизнес-идею очень легко. Теперь же видно, что новое поколение открывает для себя сложность предпринимательства. Спрос на помощь в управление финансами, налогами, правовыми нормами тоже вырос.Три года назад при ответе на вопрос, можно ли обучиться предпринимательству и как именно, более 60% отвечали, что путь лежит только через практический опыт, а 8,5% нам говорили, что предпринимателем надо родиться. В этом году число сторонников опыта снизилось на 7%, а число считающих, что учиться предпринимательству бесполезно, сократилось до статистической погрешности в один процент. Зато в два раза выросло число молодых предпринимателей, считающих, что предпринимательству можно обучиться через прикладные образовательные программы — этот ответ выбрали 30% респондентов. Ответы на этот вопрос в целом демонстрируют постепенно избавление от ряда стереотипов и постепенно повышении роли предпринимательского образования.
Поделиться
Как популяризировать предпринимательство дальше
Мы попросили респондентов предположить, что могло бы сделать предпринимательство привлекательнее для молодого поколения. Абсолютным лидером стал ответ: больше внимания предпринимательству в образовании – 58%. Два года назад этот ответ тоже лидировал, но собирал меньше половины голосов. Предприниматели стали меньше верить в эффективность региональных конкурсов для предпринимателей и публичные истории успеха, зато оценили эффективность коворкингов и инкубаторов для начинающих бизнесменов — 39% опрошенных считают, что их развитие могло бы быть эффективным для тиражирования предпринимательства. Третье место по количеству голосов поровну набрали «тиражирование программ поддержки стартапов» и «региональные конкурсы для предпринимателей» (по 32%).В целом новое поколение в бизнесе настроено оптимистично в оценках перспектив предпринимательства. На вопрос о том, какой вариант динамики развития предпринимательства на ближайшие годы вы считаете наиболее вероятным, 51% выбирает ответ «Темпы развития предпринимательства будут расти». Одиннадцать процентов ждут в этой сфере прорывов, всего 8% считают, что развитие будет снижаться.
Опрос выполнен в рамках проекта АНО «ИНГУП» и «Эксперта Юг» «Молодые журналисты для молодых предпринимателей» - проект был поддержан грантом Агентства поддержки гражданских инициатив Ростовской области.