Ростовская область: 10 лет роста

373
6 минут
Ростовская область: 10 лет роста

Наступление второй половины 2020 года — своеобразный повод для подведения первых итогов очередного десятилетнего отрезка в жизни региона. За это время Ростовская область успела заметно преобразиться. Регион развил мощную диверсифицированную экономику: нарастил промышленный потенциал, усилил транспортно-логистическую инфраструктуру, добился рекордов в сельском хозяйстве, практически с нуля сформировал мощный сектор «зелёной» энергетики.

Чтобы оценить масштабы развития, достаточно взглянуть на динамику такого показателя, как валовой региональный продукт Ростовской области. В 2010 году он составлял 659,7 млрд рублей, а по итогам 2019 года — 1,516 трлн. Это рост в 2,3 раза. Промышленность региона также выросла кратно: если по итогам 2010 года объём промышленного производства составлял 471 млрд рублей, то в 2019 цифра увеличилась до 1,074 трлн, это также рост почти в 2,3 раза. Вот самые красноречивые показатели, и очевидно, что такой динамики было бы невозможно добиться, не работая над развитием во всех важнейших направлениях — начиная от транспортной инфраструктуры, энергетики и заканчивая формированием благоприятного инвестиционного климата в регионе.

«Я думаю, всем очевидно, что потенциал области, её конкурентные преимущества, кадровый и научный ресурсы не используются с максимальным результатом», — так в 2010 году обозначил ситуацию в регионе только назначенный тогда губернатор Василий Голубев.

«У нас есть основания, чтобы смотреть в будущее с оптимизмом. В первую очередь — это наша диверсифицированная экономика, демонстрирующая на протяжении последних лет стабильный рост», — говорил Василий Голубев, уже в этом году, выступая с отчётом о результатах деятельности правительства Ростовской области за 2019 год.

Промышленный драйвер
Ростовская область традиционно считалась промышленно развитым регионом: такие гиганты, как «Ростсельмаш», «Роствертол», «Тагмет», НЭВЗ и другие, известны не только в стране, но и за рубежом. Во втором десятилетии XXI века донская промышленность усилилась новыми предприятиями, активно вносящими свой вклад в стабильно положительный индекс промышленного производства региона.
Так, в 2012 году в Красносулинском районе начал свою работу завод «Гардиан Стекло Ростов» мощностью 900 тонн стекла в сутки американской корпорации Guardian Industries. Создание предприятия велось высокими темпами — первый камень в эту стройку был заложен в мае 2011 года. В декабре 2012 года было запущено и другое предприятие, продукция которого (а это высококачественные промышленные газы) была необходима для стекольного производства «Гардиан» — американская Praxair. Тренд подхватила другая транснациональная компания, занимающаяся промышленными газами — Air Products, открывшая своё предприятие под Азовом в 2016 году.
Другой яркий пример — строительство завода по производству биаксиально-ориентированной полипропиленовой пленки (БОПП, применяется как гибкая пищевая упаковка, упаковка непродовольственных товаров, а также при изготовлении этикеток) ООО «Вотерфолл ПРО». Завод стоимостью 8,4 млрд рублей дал региону более 300 новых рабочих мест.

Летом 2016 года в Красносулинском районе компания «ТехноНиколь» запустила завод по производству каменной ваты. Инвестпроект «Завода Техно» стоимостью 3,2 млрд рублей был в числе крупнейших строек региона. Базальтовая теплоизоляция «Завода Техно» поставлялась на крупнейшие стройки ЮФО — например, стадионы «Ростов Арена» и «Волгоград Арена», возведённые к ЧМ-2018, аэропорты Ростова-на-Дону, Анапы и Нальчика, крупные торгово-развлекательные комплексы, промышленные объекты, и конечно, активно применяется в секторе жилищного строительства.

В октябре 2017 года на территории Грушевского сельского поселения Аксайского района Ростовской области заработал завод по производству кормов для домашних животных «Марс» (дочерняя компания Mars Incorporated), производственной мощностью порядка 29 тысяч тонн в год. Инвестиции в этот проект превысили 4 млрд рублей, и развитие завода продолжается — его продукция оказалась весьма востребованной на Юге.

Конечно, этими примерами промышленный рост региона не ограничивается — за десятилетие были запущены десятки новых производств. Но этот рост имел бы все шансы быть куда более скромным, если бы Ростовская область не уделяла внимание развитию транспортной инфраструктуры.

Инфраструктурные точки роста
Безусловно, самый яркий проект региона за 10 лет — создание аэропорта «Платов», которое велось в рамках федеральной программы подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году, а также ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010—2020)». Строительство началось в 2014 году и завершилось летом 2017 года, и уже 7 декабря того же года аэропорт принял первые рейсы. Общая сумма затрат на реализацию этого проекта оценивается в 47 млрд рублей. Это знаковый проект не только для Ростовской области, но и для всей страны — ведь это первый в современной России аэропорт, построенный с нуля.

Конечно, «Платов» важен для региона не только как воздушная гавань. Этот крупный транспортный хаб становится точкой развития, притягивая к себе промышленные и инфраструктурные объекты. Ожидается, что в рамках проекта «Аэрополис» здесь появятся новые логистические комплексы, новая транспортная инфраструктура и даже новое жильё.

Развивается и автодорожный сектор. У Ростова-на-Дону уже появился северный обход, строительство которого планируется продолжить. Тем не менее, на многих участках федеральной трассы М4 интенсивность движения до сих пор кратно превышает нормативы. Для решения этого вопроса был запущен проект «Обход Аксая», который включает в себя реконструкцию федеральной магистрали на участках 1024–1036 и 1072–1091 км, а также строительство дублёра М4 «Дон» протяжённостью 35 км. Новая дорожная инфраструктура создаст достаточную пропускную способность для транзитного потока. Реализация этого проекта началась в 2018 году, ожидается, что он будет введён в эксплуатацию до 2024 года.

В том же 2018 году был дан старт одного из крупнейших проектов страны, стоимость которого, по оценкам 2020 года, превысила 21 млрд рублей — речь идёт о строительстве Багаевского гидроузла. Волго-Донской водный путь, который является одной из самых загруженных речных магистралей страны, обеспечивая порядка 70% трафика, нуждается в расширении пропускной способности. Задача гидроузла — создание условий для крупнотоннажного водного транспорта.

Важные штрихи к портрету региона добавляют объёмы жилищного строительства. Здесь динамика не менее заметна: если в 2010 году в регионе ввели 1,8 млн кв. м жилья, то по итогам 2019 — 2,6 млн кв. м. С такими объёмами жилищного строительства Ростовская область стабильно находится в десятке регионов-лидеров страны, занимая сегодня шестое место.

Энергетика будущего
В конце второго десятилетия в Ростовской области появилась новая отрасль. В октябре 2019 года был завершён монтаж первой ветроэнергетической установки Сулинской ВЭС (установочная мощность парка — 100 МВт), а в марте 2020 года она начала поставки электроэнергии. В этом же году заработали Каменская и Гуковская ВЭС. Так регион, благодаря реализации ряда проектов компании «Новавинд» (ГК «Росатом»), стал фактическим лидером ветроэнергетики в стране.

Сейчас готовится строительство Казачьей ВЭС мощностью 50 МВт, что будет располагаться в районе Каменска-Шахтинского. Ожидается, что этот ветропарк начнёт поставки электроэнергии уже в нынешнем году. Совсем недавно стартовало строительство Марченковской ВЭС мощностью 120 МВт. Ещё один проект, Азовская ВЭС мощностью 90 МВт, реализует компания «Энел Россия» («дочка» итальянской группы Enel). Ожидается, что он также будет завершён уже в 2020 году.

Однако ветропарки важны не только сами по себе — они стимулируют и развитие промышленности. В Таганроге появилось предприятие «Башни ВРС», уже за первый год своей работы показавшее оборот в 3,1 млрд рублей и прибыль в 400 млн, что ярко свидетельствует о востребованности продукции — башен для ветроустановок. Готовятся к запуску два предприятия в Волгодонске — они тоже будут производить оборудование для ВЭС.

Как видно, важны не только проекты сами по себе — куда важнее их роль точек роста и стимулов дальнейшего развития. Регион имеет огромный потенциал, и основная задача сегодня — правильно его реализовать.

На правах рекламы