97 107 14

Сладости по системе Toyota

2426
12 минут

Кондитерская фабрика «Метрополис» из кубанского Армавира за пару лет значительно нарастила своё присутствие в ближнем зарубежье, а в перспективе планирует выход на европейский рынок. Руководство предприятия всерьёз намерено построить компанию мирового уровня и для этого начало внедрять одну из самых авторитетных систем управления производством

Сладости по системе Toyota

Поделиться
С генеральным директором «Метрополиса» Феликсом Айрапетяном мы познакомились на недавнем деловом форуме «Краснодар — город для бизнеса». Его выступление на одном из круглых столов принципиально отличалось от того, что говорили большинство других участников дискуссии. Пока другие предприниматели рассуждали о новом кризисе или пеняли властям на недостатки действующей системы господдержки, г-н Айрапетян обратился к теме эффективного управления производством. Как следовало из его слов, именно работа над качеством менеджмента позволяет компании рассматривать новые риски как нормальное поведение постоянно меняющейся среды, а не как фатальную угрозу.

Полтора года назад фабрика «Метрополис», входящая в холдинг «Индустриальный союз Кубани», начала внедрять на своём производстве систему управления компании Toyota, которая пользуется огромным авторитетом среди топ-менеджеров многих крупных компаний. Вообще, ориентироваться на лучшие мировые образцы — это довольно редкий, если не сказать экзотический путь для сравнительно небольших региональных предприятий. Но именно такой подход, убеждён Феликс Айрапетян, в конечном итоге и приведёт компанию к высоким результатам — особенно если не забывать, что кондитерский рынок является высококонкурентным, причём небольшим игрокам на нём приходится постоянно сталкиваться с транснационалами.

Сейчас доля «Метрополиса» на рынке Краснодарского края составляет порядка 30%, а два года назад компания приступила к расширению сбыта в России и странах СНГ, в дальнейших планах — поставки продукции в Европу. Собственно, выход на внешний рынок — это и есть наиболее закономерный путь развития для компании, которая внедряет на своём производстве мировые стандарты.

Армавирские уроки японского

— На каком этапе развития компании вы пришли к необходимости менять систему управления производством?
— В момент, когда компания хочет вырасти, но не может этого сделать, внутри предприятия возникает дезинтеграция подразделений, а это влияет на уровень обслуживания клиентов и качество продукции. Мы видели, что наш продукт востребован, и пришли к такой системе, которая позволяет производить его более качественно, делить производство по операциям, повышать производительность труда.

— Почему вы выбрали именно систему Toyota, а не другие методики, направленные на достижение этих целей?
— Мы ежегодно участвуем в Лин-саммите в Геленджике, именно там познакомились с президентом Toyota Engineering Corporation Кейсуке Одзава. Этому человеку 70 лет, из них 40 лет он проработал с Toyota. Мы заключили контракт, и раз в месяц он прилетает к нам из Японии на неделю, обучает сотрудников, ставит задачу, а в следующий приезд проверяет, как она выполнена.

— Насколько существенно приходилось изменять наработки Toyota для ваших нужд? Всё-таки производство автомобилей и кондитерская отрасль — это совершенно разные виды деятельности.
— Когда мы начали заниматься внедрением этой системы, многие действительно задавались вопросом: как она будет внедрена, если она была разработана для выпуска автомобилей? Но, по сути, не важно, какой продукт компания производит, самое главное — это организация труда на производстве и система управления производством.

— Какие результаты уже достигнуты за то время, что вы внедряете систему Toyota ?
— Та система, которая существует в компании Toyota, имеет пятибалльную оценку по рейтингу Global Benchmarking.Когда мы полтора года назад начали внедрять эту систему в нашей компании, нам поставили оценку по GBM 1,1. Сегодня же мы имеем оценку 2,5. Одним словом, нам есть к чему стремиться: пара лет работы, и эффективность нашей компании увеличится ещё в два раза.

— А с точки зрения финасовых показателей и увеличения доли рынка?
— Объём нашей выручки уже превысил миллиард рублей в год. Согласно рейтингу Intesco Research Group, мы входим в десятку крупнейших производителей в России. В Краснодарском крае мы занимаем около 30 процентов рынка; фабрика очень хорошо представлена в целом в ЮФО и СКФО.

Очень чувствительный рынок

— Можно ли рассматривать внедрение новых систем управления и инвестиции в развитие сотрудников в качестве долгосрочной антикризисной меры? Вы вообще ощущаете воздействие нового кризиса?
— Изменения среды происходят постоянно, и сегодня мы ощущаем их наиболее сильно. Поэтому совершенствовать производство и персонал тоже нужно постоянно, независимо от того, происходит рост или падение экономики страны. Приведу такой пример: вложение двух процентов от прибыли в производственные процессы и персонал приносит компании прирост на 15 процентов. А вложение 80 процентов от прибыли в технологию приносит рост только на 15 процентов. Делайте выводы, во что надо вкладывать.

— Но это же не означает, что вы не инвестируете в оборудование?
— Конечно, мы стремимся и к этому. Например, недавно мы обнаружили интересный драйвер развития мирового кондитерского рынка — замороженные полуфабрикаты. В прошлом году заключили договор с итальянской компанией на поставку линий по производству таких продуктов, через месяц открываем новую фабрику.

— Нет ли в этом проекте рисков, связанных с санкциями?
— Когда мы покупали оборудование, то, конечно, переживали, не получится ли так, что оно не будет поставлено. Но, к счастью, всё обошлось. Более того, первоначально мы вели переговоры с МСП Банком о предоставлении кредита на покупку этого оборудования, но в итоге итальянские партнёры совместно с компанией Siemens сами профинансировали этот проект. Что бы ни говорили американцы, вводя санкции, европейские страны заинтересованы в нашем рынке.

— А в продукции, произведённой на этом оборудовании, они заинтересованы?
— Если говорить о компаниях-поставщиках, то их этот вопрос не беспокоит, их задача — реализовать своё оборудование. Но изначально приобретение нового оборудования в самом деле было ориентировано на расширение экспорта, а внедрение в нашей компании системы Toyota связано с тем, что мы поставили перед собой цель выйти на международный уровень. Мы уже поставляем свою продукцию в страны СНГ — на первом месте Казахстан, также экспортируем в Молдавию, Армению, планируем в Грузию. Но мы нацелены на Европу. Год назад я посетил в Италии ту самую кондитерскую фабрику, которая производит замороженные полуфабрикаты и экспортирует их в Мексику, — конечно, сразу было понятно, что мы можем поступать точно так же, производя аналогичную продукцию в Краснодарском крае.

— Как на этих планах сказалась девальвация рубля? Она стимулирует экспорт в вашей отрасли?
— Когда произошло изменение курса рубля, одновременно случился рост цен на сырьё. Мы оказались перед выбором: либо периодически повышать цены на свою продукцию, чтобы не потерять прибыль, либо подстраиваться под потребителя, который принимает решение — покупать твой товар или нет. Делая цену выше, чем та, которую может заплатить потребитель, ты проваливаешься в объёмах, растут издержки, компания банкротится. У кондитерского сегмента высокий коэффициент чувствительности к таким факторам, поэтому ошибка в цене даже на пять процентов может привести к серьёзному падению. Поэтому мы один раз подняли цены, а затем взяли режим ожидания, рассчитывая на то, что цены на сырьё будут снижаться. Сегодня происходит обратный отсчёт: цены на сырьё стали падать — хотя, конечно, не таким темпом, как выросли. Наша прибыль сократилась, но мы ждём, что цены на сырьё будут снижаться и дальше.

— Как в этой ситуации чувствуют себя ваши коллеги по кондитерскому цеху?
— Многие компании практически остановили работу. Например, к нам обращалась одна из фабрик Подмосковья — у них объём производства составлял 400 тонн в месяц, а сегодня упал до 50. Если же говорить о Краснодарском крае, то он занимает третье место в стране по производству кондитерских изделий после Москвы и Ленинградской области — только в Армавире более сотни предприятий в этой отрасли. И сейчас всё идёт к тому, что более сильные компании увеличивают свою долю рынка, а многие мелкие игроки, если они не занимаются совершенствованием производственных процессов, не внедряют инновации, закрываются.

Кружок борьбы за качество

— Что понимается под инновациями в вашей отрасли?
— Это прежде всего новые разработки. Что бы мы ни делали, мы должны получить качественный, вкусный и достойный продукт.

— Вы знаете в вашей отрасли другие российские компании, которые исповедуют такой же подход?
— Я могу привести пример мировой компании Кraft Foods, которая присутствует и в России. Это очень эффективная компания, занимающаяся собственными разработками, у них есть инновационный центр в Париже, на который выделяются очень большие средства.

— Насколько сильным было сопротивление переменам у сотрудников, когда вы стали внедрять эту идеологию?
— Это хороший вопрос, потому что, наверное, это была самая первая проблема, с которой я столкнулся. Здесь очень важно, чтобы во внедрении изменений было заинтересовано первое лицо в компании, ведь персонал — от топ-менеджеров до кондитеров — естественно, считает, что у нас всё и так хорошо, нам ничего не надо менять, всё всех устраивает. Поэтому я принял волевое решение, что эта система нам нужна, и мы начали вовлекать персонал в процесс. Когда люди увидели, что это эффективно, они пошли навстречу.

— Им была для этого предложена какая-то финансовая мотивация?
— На начальном этапе такой системы не было, но сегодня она появляется. За каждую идею, предложенную сотрудником, мы платим три тысячи рублей, если она окажется успешной.

— Как у вас на предприятии происходит отбор кайдзен-предложений?
— Для сбора идей существует специальный ящик, куда каждый может бросить своё предложение, а дальше их просматривают руководители подразделений. Идеи, которые не требуют каких-либо вложений, автоматически реализуются на уровне начальника цеха, а там, где вложения требуются, происходит согласование с генеральным директором. Кроме того, у нас появились так называемые «кружки качества» — кондитеры вместе с начальником цеха регулярно собираются для обсуждения каких-то новых идей и предложений. Кондитеру или мастеру на участке зачастую гораздо виднее решение многих проблем, чем руководителю высокого уровня, поэтому важно слышать то, что говорят люди, занятые непосредственным производством. Тем самым мы вовлекаем весь персонал в процесс совершенствования деятельности, а это потенциал, который движет нас вперёд.

— Много ли было людей, которые не приняли этих изменений и покинули компанию?
— К сожалению, нам пришлось попрощаться с одним из руководителей, который проработал в компании очень долго, но противостоял всем изменениям, которые планировалось внедрить. Тогда я положил на весы весь персонал, полторы тысячи человек, и одного человека с особым мнением. Конечно, я выбрал сторону большинства.

— Как изменилась с тех пор численность сотрудников?
— Разумеется, когда мы увеличиваем производительность труда, у нас освобождается персонал. Но мы стараемся создавать новые продукты, и люди, которые освободились, переходят на их производство. Например, восемь месяцев назад мы разработали торт, который уже через четыре месяца попал в первую тройку по продажам.

— Вы ставите задачу создавать продукты с долгим периодом жизни или больше ориентируетесь на краткосрочные «хиты»?
— Всё зависит от того, какая цель стоит перед компанией. Если вы производите примерно тысячу тонн в месяц и не увеличиваете объём, то ваша продукция может какое-то время продержаться в топе. Но рынок меняется: без роста объёмов производства первые строчки в рейтинге ничего не дают — точнее, это довольно краткосрочный эффект, может быть, года на полтора, если повезёт. Поэтому важно постоянно заниматься разработкой новых продуктов, которые быстро попадут в топ продаж. При этом те продукты, которые находятся в топе сейчас, будут снижаться в рейтинге, хотя, возможно, и сохранят свою позицию. Самая неприятная ситуация в нашем бизнесе такая: когда к тебе пришло сто клиентов, но ушло пятьдесят. Это значит, что клиент недоволен продуктом и решил больше его не покупать. Можно провести аналогию с ресторанным бизнесом: если клиент пришёл к вам один раз и больше не вернулся, вы можете свой ресторан закрывать. Поэтому ваш товар должен быть востребован всегда, это определяет эффективность — разовые продажи не имеют смысла.

Как подружиться с сетями

— Вы сами развиваете сеть продаж или действуете через независимых оптовиков?
— Мы пришли к тому, что создали собственную торговую команду и работаем напрямую с розничными магазинами в Краснодарском крае, Ростовской области и на Ставрополье. С сетями мы также работаем напрямую.

— Вам легко удаётся входить в сети?
— Если говорить о юге России, то наши отношения с сетями выстроены давно. Когда твой товар востребован на рынке и хорошо представлен в рознице, сети к тебе приходят сами.

— Они приходят и говорят: мы вас хотим? Или сразу предлагают оплатить «входной билет»?
— Сеть хочет работать с теми, чей товар знает потребитель. Могу привести такой пример. У нас сложились хорошие, даже можно сказать стратегические отношения с сетью «Магнит», которая сама инициирует наше расширение. Мы последовательно идём на это, но с осторожностью, потому что не всегда расширение по сети приносит прибыль. На продажах продукции в сетях компании всегда зарабатывают мало, маржинальность небольшая, но при этом увеличивается объём производства и появляется эффект масштаба.

— Каковы сейчас ваши возможности по расширению производства?
— У нас три фабрики в Армавире и одна в Краснодаре, скоро мы запустимновую линию, которая дополнительно увеличит мощности производства на 50 процентов; за счёт этого мы можем увеличить долю рынка и в Краснодарском крае, и в других регионах.

— Какой рост вы планируете на этот год?
— Мы растём примерно на 20 процентов в год за последние три года, это общий тренд. В первом полугодии, я думаю, мы увидим снижение рентабельности, но затем будет небольшой рост.

— А кредитная нагрузка у вас какая?
— Мы работаем с банками, но у компании здесь всегда есть выбор. У нас максимальный кредитный портфель составляет 2 EBITDA.

— Вы будете набирать новый персонал в связи с планами по расширению производства?
— Мы постоянно принимаем на работу кондитеров, в то же время кто-то уходит из компании, хотя в последнее время всё реже и реже. Много принимаем на работу людей из других регионов — технологов и топ-менеджеров, тесно работаем с университетами — например, недавно приняли на работу пять студентов из Кубанского государственного аграрного университета, пригласили их в Армавир, сняли им жильё.

— Вас устраивает качество подготовки студентов в вузах?
— Всё зависит не только от университета, но и от самих студентов, а также от того, насколько активно их вовлекать в работу. Если взять пример, о котором я упомянул, то трое из пяти студентов остались в компании — можете сами сделать вывод.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .