Таганрог «перезагружают» за закрытыми дверями

552
6 минут

На превращение второго по величине города Ростовской области к 2030 году в современный туристический центр направят 66 млрд рублей. Проект поддерживается на федеральном уровне, но есть одна проблема — его широкое обсуждение, похоже, не предполагается

Таганрог «перезагружают» за закрытыми дверями

К 2030 году Таганрог станет крупным туристическим центром. До этого срока город ждёт масштабная модернизация. Бюджет «дорожной карты» составляет более 66 млрд рублей, сообщает администрация города. Здесь уклонились от любых дополнительных подробностей и не раскрыли источники финансирования программы. Тем не менее, названная сумма, которую предстоит «освоить» за девять лет — действительно крупнейшие вложения в один город в новейшей истории Дона, если не считать затраты на инфраструктуру Ростова-на-Дону в ходе подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года (около 90 млрд рублей). Программа мероприятий тогда финансировалась в основном из федерального бюджета. В случае с Таганрогом всё обстоит несколько иначе.

«Перезагрузка» Таганрога началась с визита спикера Совфеда

Отправной точкой создания «дорожной карты» можно считать визит в сентябре прошлого года в Ростовскую область председателя Совфеда Валентина Матвиенко. Тогда она побывала на мемориальном комплексе «Самбекские высоты», а также в самом Таганроге, отметив высокий турпотенциал города и области. Спикер пообещала, что окажет бюджетную поддержку, чтобы развивать там туризм.

«Таганрог — петровский город, а она была губернатором Санкт-Петербурга…», — объяснял мотивы федерального чиновника донской губернатор Василий Голубев в эфире областного телеканала «Дон24».

Тогда же, по словам заместителя губернатора Александра Скрябина, при поддержке главы региона администрация города выступила с инициативой разработать комплекс мер по развитию Таганрога как туристического центра. В части развития туризма были запланированы комплексное курортологическое исследование территории, классификация пляжей морского побережья, установка знаков туристской навигации. В проект включили и проведение событийных мероприятий, ставших визитной карточкой города: фестивалей «Оборона Таганрога 1855 года» и «Зонтичное утро», чеховской регаты «Чайка», Чеховского театрального фестиваля. Отмечены и создание экспозиции историко-краеведческого музея (Дворца Алфераки), и мероприятия по продвижению города в рамках туристского бренда региона «Вольный Дон».

Впрочем, это был список далеко не самых финансово ёмких мероприятий. Куда более масштабные работы — реконструкция автодорог, благоустройство популярных городских локаций, развитие гостиничного комплекса. Рассматривалась и организация регулярного пассажирского сообщения водным транспортом между туристскими центрами не только региона, но и юга России. Всё это должно привлечь в город больше туристов. Однако конкретные целевые показатели так и не были представлены.

Единственная попытка привлечения к столь масштабному проекту общественности заключалась в том, что до 14 февраля был объявлен приём предложений от таганрожцев. На электронный адрес администрации города поступило более 300 сообщений. Далее уже силами сотрудников администрации все они были проанализированы и структурированы. В итоге до 2023 года запланировали мероприятия «с подтверждённым бюджетом» по организации фестивалей, модернизации путевого и электросетевого хозяйства, обновлению подвижного состава городского электротранспорта, ремонту, реставрации фасадов и крыш исторических зданий, модернизации системы водопроводно-канализационного хозяйства. На более отдалённую перспективу запланированы модернизация линий сетей наружного освещения, рекультивация полигона ТБО, разработка свода правил и рекомендаций по формированию единого дизайн-кода, а также благоустройство и реконструкция улиц и пляжей, водопровода, берегоукрепительные работы.

В марте на сайте администрации области появилась информация о создании рабочей группы по комплексному развитию города как туристического центра. В её составе 32 человека, подавляющее большинство которых — областные и муниципальные чиновники. Только пятеро из этого списка — представители общественных организаций и бизнеса. Возглавил группу Александр Скрябин.

Подробности программы и порядок финансирования пока не готов

Как рассказали «Эксперту ЮГ» в администрации города, «дорожная карта» по комплексному развитию Таганрога сейчас «находится в процессе актуализации». Кто разрабатывает и актуализирует этот проект, не сообщается. Объём финансирования мероприятий до 2023 года составляет более 21,6 млрд рублей. В 2022 году Россия отмечает 350-летие со дня рождения Петра I. В программе празднований присутствует и основанный им Таганрог. В честь этого события в Таганроге обещают капитально отремонтировать фасады 230 домов. Половина из них — объекты культурного наследия. Строительные работы идут также в дорожно-транспортной системе города.

До 2023 года должна полностью завершиться уже ведущаяся реконструкция трамвайной сети. Активные работы уже начались: их стоимость оценивается в 11,8 млрд рублей, согласно концессионному соглашению, заключённому между администрацией города, а также группой «Синара» (контролирует «Тагмет») и госкомпанией «ВЭБ.РФ». Этот проект, кстати, станет крупнейшим в сфере государственно-частного партнёрства на Юге.

Туризм — новая точка роста для бывшего промышленного центра

Основу экономического развития города до 2030 года, согласно его стратегии социально-экономического развития, составят производство продукции с высокой добавленной стоимостью, создание высокопроизводительных рабочих мест и «экспортоориентированность предприятий».

В число приоритетов экономической деятельности войдут традиционные для города отрасли экономики — обрабатывающие производства, инновационные производства, ориентированные на производство высокотехнологичной продукции, а также туристический комплекс. Получается, что реальное наполнение деньгами этот пункт развития получил только после визита крупного федерального чиновника.

По мнению бывшего мэра Таганрога (2003–2012 гг.) Николая Федянина, для того, чтобы реализовать туристический потенциал Таганрога, не нужны огромные усилия. Архитектура города, его история, местоположение — всё создано для того, чтобы город стал туристической жемчужиной.

«Проект развития должен стать воплощением того, о чём руководители города мечтали в прежние годы, — говорит Николай Федянин. — Канализационное хозяйство и трамвайные пути были большой городской проблемой, решить которую в одиночку Таганрогу было не по силам. Помнится, в 90-х годах в городах Ростовской области стали активно демонтировать трамвайные пути, обсуждался вопрос ликвидации трамвайной сети и в Таганроге. Но мы с городским активом выступили против, и как показал опыт, оказались правы. 60 процентов пассажирской нагрузки приходится именно на трамвайные сети».

По мнению Анны Цыганковой, генерального директора городского туристического центра Aneticket.Travel, Таганрог неправильно позиционировать с точки зрения курорта. «Это, скорее, неторопливый расслабленный отдых, перезагрузка, релакс с культурной составляющей, — уточняет Анна Цыганкова. — Большой популярностью пользуются пешие прогулки, морская, яхтенная тема».

Проблемы города — в слабом отельном фонде и неразвитой транспортной инфраструктуре. Для внутренних туристов в Таганроге важна атмосфера, считает Анна Цыганкова, её ни в коем случае нельзя разрушить стандартным подходом. Достоинств у Таганрога много, и их нужно научиться правильно подавать, говорит Геннадий Бородин, генеральный директор компании «Полимерпром». По его словам, до пандемии в городе проходили праздники и фестивали, на которые приезжали туристы — «Таганрогский осётр», День ВМФ, день рождения Фаины Раневской, ставший известный за пределами страны международный фестиваль «Оборона Таганрога 1855 года».

Член рабочей группы по развитию города Алексей Матвеенко (генеральный директор агентства «Город-парк») уверен, что Таганрогу нужна постоянная связь с Азовом и Ростовом по воде. В этом случае туристы смогут свободно перемещаться между городами на доступном транспорте, например, пароме.

«Прибрежная полоса Таганрога пока слабо освоена по объектам размещения — те отели, которые в городе есть сейчас, не соответствуют классу первой линии, которая во всём мире считается самой дорогой и фешенебельной. Промышленные объекты могут быть вынесены за городскую черту, на месте освободившихся объектов нужны креативные пространства», — заключает Алексей Матвеенко.

Не стоит забывать, что, помимо туристической составляющей, важно развивать и технологический потенциал города, уверен другой член рабочей группы Максим Болотов, генеральный директор компании Inostudio. Например, у города есть всё для того, чтобы сюда приезжали люди поработать удалённо в цифровой индустрии. Соответствующая экосистема, как писал ранее «Эксперт ЮГ», в городе уже сложилась органически.

Как будут учитываться эти инициативы, опрошенные нами члены рабочей группы ответить затруднились. Закрытый административный характер работы пока не даёт возможности оценить задуманное. 
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.