102 107 14

Цена на ГСМ растет и требует ужесточения контроля

ЭКСПЕРТ ЮГ №8 (9) 2023
5770
8 минут

Рост цен на топливо в этом году уже составил около 30%. Перебои с топливом, возникшие в российских регионах летом, вызвали тревогу не только у перевозчиков и аграриев, но и в правительстве. «Эксперт Юг» разбирался, насколько остра проблема и какими могут быть решения.

Цена на ГСМ растет и требует ужесточения контроля

Директор ООО им Кирова из Ростовской области Мурад Кахриманов: расходы аграриев стали несоразмерны с доходами // Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться

Письма о дефиците отдельных видов бензина и дизтоплива, как сообщили СМИ, уже с июля начали поступать в Минсельхоз, Минэнерго и Минтранс из Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Новосибирской, Ростовской и Рязанской областей, Хабаровского и Краснодарского краев, Калмыкии и других. При этом особое беспокойство проявилось на юге России, где обострение ситуации с нефтепродуктами пришлось в аккурат на период сезонных полевых работ.

Почему опустели емкости

Причинам возникшего ажиотажа объяснение нашли быстро. Как писал «Эксперт Юг», нехватку топлива в южных регионах России эксперты связали с сезонным фактором, нарушением сроков доставки грузов по железным дорогам в адрес грузополучателей, а также с ежегодным ремонтом НПЗ. Это же подтвердил и Forbes, указав, что спрос на топливо всегда повышается в период отпусков и уборочной кампании, а предложение в данный момент ограничено из-за ремонта на нескольких нефтеперерабатывающих заводах. Но на опустевших емкостях АЗС, как оказалось, проблемы потребителей ГСМ не закончились.

Периодическое возвращение бензина и дизтоплива на заправки сопровождается все более пугающими ценниками. И этот неприятный факт производит еще большее впечатление, чем отсутствие горючего. Особенно на аграриев, у которых сокращение потребления дизтоплива не ожидается даже с завершением уборочной кампании: на носу осенние полевые работы, включая сев озимых.

По данным Росстата, если в июле на заправках той же Ростовской области средняя стоимость АИ-92 составляла до 50,64 рублей, то в начале августа она выросла до 51,24 рублей, а цена литра дизтоплива за тот же период увеличилась с 56,44 до 57, 51 рублей.

ГСМ 1.png

Поделиться
Цены на бензин выросли на 20-30% // Фото: «Эксперт Юг»

А вот результаты торгов на Санкт-Петербургской материально-товарной сырьевой бирже (СПбМТСБ): 23 августа цена бензина Аи-92 там составила 62700 рублей за тонну, а дизтоплива - 66400 рублей. Установлен новый исторический рекорд. По подсчетам экспертов, стоимость топлива на СПбМТСБ выросла по сравнению с прошлым годом на треть.

Такой уровень цен делает нерентабельной работу АЗС, не связанных с крупными нефтяными компаниями. А в случае повышения розничных цен можно столкнуться с претензиями Федеральной антимонопольной службы. Вряд ли в большинстве случаев можно обвинять в росте цен и владельцев сетей АЗС: те из них, кто не связан с нефтяными компаниями, закупает топливо все на той же СПбМТСБ.

Изменение цен, по информации «Блокнот-Ростов», в региональном правительстве объяснили повышенным спросом на топливо, который возник «в связи с рекомендациями минтранса РФ использовать альтернативные пути движения в новые регионы». Тем временем Минэнерго России призвало нефтяные компании сдерживать мелкооптовые цены на дизельное топливо в сельскохозяйственных регионах.

Насколько остра ситуация для АПК

Председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции (АККОР) Краснодарского края Александр Шипулин подтверждает, что буквально за 3-4 месяца цена дизтоплива выросла на 20-30%: «На бирже она приближается к 70 тыс. рублей за тонну, а на АЗС на Кубани литр солярки стоит уже в районе 55 рублей».

По его словам, недавно в Москве президиум АККОР посвятил повышению цен на топливо специальное заседание, по итогам которого принял решение обратиться к федеральным властям в связи со сложившейся ситуацией. «Мы также вместе с московскими коллегами думаем писать в Минсельхоз или ФАС», - добавил Шипулин.

Серьезно озабочены положением на рынке ГСМ и сельхозпроизводители в Ростовской области. С одной стороны, директор ООО им Кирова в донском Песчанокопском районе Мурад Кахриманов уверяет, что с дефицитом дизтоплива нынешним летом их хозяйству столкнуться не пришлось. «Мы всегда делаем запасы ГСМ на уборочную кампанию. Но на всю жизнь не напасешься, а ситуация на топливном рынке нас очень беспокоит», - признается он и поясняет: «В конце мая нам поступали предложения по закупке дизельного топлива из расчета оптовой цены 45 рублей за литр, а на сегодняшний момент она достигла 62 рублей. Нетрудно подсчитать, что стоимость изменилась более чем значительно».

Вот такой рост, подчеркивает Кахриманов, и печалит селян: их расходы становятся несоразмерны с доходами. «Мы предполагали, что с сокращением внешних рынков появится профицит продукции переработки на внутри страны, и это скажется в виде падения цены, но этого не случилось. нефтяные компании просто перенаправили потоки с запада на восток, а мы снова стали заложниками жадности нефтепереработчиков», - замечает Мурад Шерефетдинович. 

По словам Кахриманова, он готов понять рост затрат на запчасти для импортной техники или покупку за валюту каких-то ингредиентов средств защиты. «Но чем обосновано нынешнее подорожание бензина и дизтоплива, ведь в их производстве нет импортной составляющей?» - не скрывает возмущения руководитель предприятия.

Он уверен, что именно переориентация нефтепереработчиков на внешний рынок и стала нарушением, которое привело к неоправданному росту цены на топливо. «Учитывая, что их отрасль не является самой бедной, они могли бы вести себя скромнее», - считает аграрий, обращая внимание, что на АЗС цены растут не так сильно, но в опте их никто не ограничивает.

директор ООО им. Кирова Мурад Кахриманов.jpg

Поделиться

При этом, отмечает Мурад Кахриманов, небывалое количество нефтеперерабатывающих заводов практически одновременно встали на профилактику. «Но ведь ни для кого не секрет, да и данные Росстата регулярно подтверждают: летом происходит рост потребления нефтепродуктов в связи с уборочной кампанией и массовыми поездками людей в отпуск. Как же можно, зная об этом, практически останавливать работу целой отрасли?!», - недоумевает руководитель сельхозпредприятия и настаивает: «И это тоже говорит об искусственности дефицита!»

И в этот непростой период, напоминает он, прекращен прием заявок на оборотные льготные кредиты до неопределенного момента. «А где селу теперь взять деньги на ГСМ, причем по взлетевшим ценам? Вот буквально через месяц нам будет надо закупать сразу 200 тонн, и я не знаю, по какой цене мне их продаст нефтебаза и продаст ли вообще», - недоумевает Кахриманов.

С учетом сложного состояния бюджета собеседник «Эксперта Юг» убежден, что регулятор в лице государства должен в кратчайшие сроки должен побудить нефтяные компании и переработчиков насытить внутренний рынок достаточным количеством нефтепродуктов, что позволит снизить их оптовые цены. «Предпринять это необходимо срочно, потому что под угрозой посевная 2023/2024 годов», - уверяет директор донского предприятия.

Готовится ужесточение контроля

В своем telegram-канале губернатор Севастополя Михаил Развожаев честно заявил, что региональные власти не имеют полномочий влиять на стоимость топлива. «По моему поручению ежедневно идет мониторинг цен и запаса топлива по основным нефтетрейдерам Севастополя ООО «ТД Крым-Оил» (сеть заправок TES) и ООО «Крым Ойл» (сеть заправок ATAN). Также горхоз отправил ходатайство в ФАС об анализе цен на топливо в Севастополе и о запросе на проведение проверки в пределах компетенции обоснованности роста цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на сетях АЗС в городе. И ФАС в данный момент работу такую ведет, а о ходе расследования информация не публикуется, чтобы не повлиять на исход рассмотрений».

По словам Развожаева, причины роста цен на нефтепродукты, в основном, кроются на более высоком уровне. А среди них и отказ мониторингового комитета ОПЕК+ менять квоты на добычу нефти, притом, что сокращение добычи приводит к повышению цен, и предстоящее снижение вдвое демпферных выплат, которое нефтеперерабатывающие заводы пытаются ускоренными темпами хотя бы частично компенсировать, и дорожающая нефть.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев.png

Поделиться
Губернатор Севастополя Михаил Развожаев

При этом осведомленный губернатор уверяет, что Минэнерго, ФАС и Минфин РФ работают над решением этой проблемы. Так Правительством РФ для снижения роста цен принято постановление от 01.08.2023 № 1244 об увеличении нормативов продаж нефтепродуктов на бирже: для бензина с нынешних 12% до 13% от производства, для дизтоплива — с 8,5% до 9,5%. «Прогнозируется, что это должно помочь стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке бензина и дизеля», — уточняет Развожаев.

Тем временем, по информации «Известий», в правительстве рассматривают и другие способы обуздать оптовые цены. Одним из них может стать введение лицензий на экспорт нефтепродуктов, который позволит справиться с серым импортом топлива, что опять же увеличит предложение на бирже.

Однако при том, что руководство страны ставит задачу не допустить роста цен на товары первой необходимости, как ее выполнить в нынешних условиях, если в стоимости каждого товара заложены расходы на топливо?

На эту тему
На Юге России рекордный урожай зерна и туманные перспективы по экспорту
Поделиться
«Если тенденция к росту цены дизельного топлива сохранится, это может повлиять на себестоимость отдельных категорий сельскохозяйственной продукции, доля расходов на логистику в которых высока», — дипломатично отмечает зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.

В связи с этим в регионах считают меры государственного регулирования сегодня целесообразными. Однако эксперты признают, что сообщения о готовящемся ужесточении контроля пока не влияют на ситуацию. В связи с этим российские перевозчики уже попросили премьера Михаила Мишустина ограничить цены на дизельное топливо на уровне 60 рублей за литр. В свою очередь президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов подчеркивает, что административная фиксация стоимости топлива приведет к закрытию ряда заправок, ведь работать себе в убыток владельцы АЗС не станут.

А владелец ЛПХ в Волгоградской области Андрей Прошаков убежден: «Крестьянин сегодня оказывается крайним и полностью беззащитным и не знает, откуда ему ждать помощи. Вот поэтому я считаю, что надо вводить институт омбудсмена, через которого мы могли бы держать связь с властью и бороться с произволом смежников».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .