В 2021 году Махачкала и Каспийск буквально утонули в отходах. // Фото: midag.ru
Поделиться
«Эксперт Юг» изучил долгий и трудный пусть Дагестана к «мусорной реформе».
Вопрос дисциплины
Как отмечает член Штаба общественной поддержки Дагестана Аминат Абдурахманова, с мусором в республике есть несколько проблем. Одна из них — нехватка мощностей у организаций, ответственных за его вывоз — недостает как оборудования, так и техники. Тут помогает, порой частная инициатива.«В Дагестане нередко села живут и держатся за счет поддержки выходцев из них, поскольку их собственных бюджетов хватает лишь на поддержание существования. Вот, к примеру, в селе Согратль Гунибского района меценат подарил спецтехнику для уборки. Многое еще зависит от индивидуальной дисциплины администрации поселения. В некоторых селах процесс организован таким образом, что местные жители знают, в какое время приедет мусоровоз — и планируют свой день, чтобы выйти и встретить машину», — отмечает общественница.
Абдурахманова отмечает также важность организованной работы и повышения экологической культуры людей — для этого в республике проводится Декада экологии, которая завершится 5 июня. Участие в ней приняли 52 муниципалитета, запланировано было более 500 акций. В фокусе — работы по ликвидации стихийных свалок в местах массового пребывания людей, в том числе на популярных туристических маршрутах.
«Увеличение туристического потока, конечно, создает дополнительную нагрузку. В прошлом году республику посетили 1 миллион 700 тысяч туристов, в этом мы ожидаем еще больше. Разумеется, они выбрасывают мусор, особенно если речь идет о неорганизованных самостоятельных вылазках на природу. Здесь дело и в том, что требуется определенная культура пребывания, понимание, что нужно мусор оставлять в специально отведенных местах. Но даже в таком случае — это дополнительный объем», — говорит член Штаба общественной поддержки Дагестана.
Конечно, дело не только в туристах, экокультура местного населения тоже пока оставляет желать лучшего. Значительную роль в организации процесса играет создание в населенных пунктах санитарных патрулей, которые работают вместе с участковыми.
«Есть точки видеонаблюдения, которые позволяют отследить, кто выбрасывает мусор в в неположенных местах, они контролируют этот вопрос. Кроме того они ведут контроль и за работой региональных операторов, если вовремя не приехала техника, мусор не забрала, все это немедленно отмечается. Работают именно с участковыми, поскольку у тех больше полномочий в данной ситуации, они могут выписать штраф. Административные комиссии на территориях, к сожалению, в этом вопросе помочь не смогут», — объясняет Аминат Абдурахманова.
Впрочем, мало собрать мусор — его еще надо куда-то деть.
Методом проб и ошибок
Путь к «мусорной реформе» в Дагестане был долгим и трудным. В 2019 году республика в числе других субъектов перешла на новую систему обращения с ТКО. Услугу по сбору и транспортировке отходов начали оказывать выбранные по конкурсу региональные операторы. Однако, отсутствие необходимой материальной базы и достаточного количества техники, привели республику в 2021 году к мусорному коллапсу: с начала года Махачкала и Каспийск утонули в отходах, которые буквально гнили на улицах, экологи даже отмечали угрозу нашествия грызунов. Еще одной причиной стал конфликт властей с регоператорами. Предприниматели и чиновники не смогли уладить вопрос с тарифами. После разрешения ситуации Дагестан начал работать с назначенными региональными операторами - МБУ «Махачкала -1», МАУ «Горсервис» и ООО «Благоустройство – 1».Тогда же, в 2021 году были откорректирована действующая территориальная схема обращения с отходами, в том числе ТКО. В соответствии с ней республика поделена на три территориальные зоны: Махачкалинскую, Дербентскую и Хасавюртовскую. В каждой из перечисленных зон запланировано строительство мусоросортировочного комплекса (МСК), объекта размещения отходов и 36 мусороперегрузочных станций.
Предполагается, что мощность МСК в Хасавюртовском районе составит 250 тыс. тонн/год, в Дербентском – 200 тыс. тонн/год.
Всем этим занимается свежесозданная республиканская компания ООО «Республиканский экологический оператор» — в сентябре 2022 года с с ней заключили концессионные соглашения. В декабре того же года Правительство Дагестана и Минприроды РФ подписали финансовое соглашение в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с отходами» национального проекта «Экология».
Поделиться
Подписание соглашения о сотрудничестве главы Дагестана Сергея Меликова и гендиректора Российского экологического оператора Дениса Буцаева на ПМЭФ-2022. // Фото: пресс-служба главы Дагестана
С 2022 по 2024 года республика со свой стороны выделила свыше 84 миллионов рублей, а федерация — свыше 8 миллиардов. Республиканские средства уже в полном объеме доведены до концессионера, который получил все разрешения, прошел экологическую экспертизу и приступил к работе по созданию объектов на всех площадках.
Генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев летом прошлого года отмечал, что в Дагестане создается крупнейшая концессия в РФ. Общие инвестиции в нее составляют более 15 млрд рублей, из них 2 млрд рублей — льготный заем инвестору из средств от размещаемых облигаций РЭО, 8 млрд — поддержка в рамках федерального проекта по ТКО, ещё 5 млрд — кредитные средства.
Как сообщил глава Дагестана Сергей Меликов во время оглашения ежегодного доклада-послания 29 мая, работы по строительству объектов завершатся к концу 2024 года. По его словам, общая мощность комплексов составит 950 тысяч тонн в год. Также в концу года введут в эксплуатацию полигон для захоронения отходов общей мощностью в 300 тысяч тонн в год.
Как отмечают в Минприроды Дагестана, создание объектов позволит обеспечить полный цикл движения отходов, в том числе отбирать вторичные материальные ресурсы, которые будут направляться на дальнейшую переработку, что в свою очередь позволит максимально сократить объем отходов, направляемых на захоронение. Кроме того, именно строительство необходимой инфраструктуры в дальнейшем позволит выбрать регионального оператора, который будет оказывать населению качественную услугу в сфере обращения с ТКО.
Мусор плывет по реке
Введение в эксплуатацию комплексов переработки позволит искоренить многолетнюю проблему стихийных свалок. По данным 2023 года в республике все 100% ТКО подвергались захоронению. Но, помимо официальных полигонов, есть и несанкционированные. Решить эту проблему пока удалось частично — Дагестан принимает участие в федеральном проекте «Чистая страна» нацпроекта «Экология».Поделиться
Мусорный вопрос давно остро стоит в Дагестане. // Фото: golosstepi.ru
В рамках его реализации проводились работы по ликвидации несанкционированных свалок в Хасавюрте, Каспийске, Южно-Сухокумске и Буйнакске. На эти цели в 2023 году федеральный центр выделил субсидии 9,64 млн. руб. Софинансирование из республиканского бюджета составило 50 млн. рублей. Подведомственное Минприроды РД ГКУ РД «Дагводсервис» в феврале 2023 года заключило контракт с исполнителем услуг ООО «Русстрой» по объектам рекультивации. Работы шли в два этапа — технический и биологический — и на сегодняшний день полностью завершены. Общая площадь земель, возвращенных в хозяйственный оборот — 35,4 га, по общей оценке это улучшило условия жизни численность населения, качество жизни которых улучшено 227 тысяч человек. Однако работа в этом направлении еще не завершена, предстоит и дальше выявлять и ликвидировать места несанкционированных свалок. Особенную сложность в этом плане представляют горные территории.
«Там все совсем печально, мусор не вывозят. Роют ямы прямо рядом с поселениями, они нередко размываются дождями, отходы попадают в реки и водохранилища, — рассказывает координатор проекта “Чистые Игры” в Дагестане Иса Рамазанов. — В крупных городах ситуация обстоит несколько лучше, но опять же - в Махачкале официально проживает 700 тысяч человек, а по факту — гораздо больше миллиона, почти полтора. При этом все расчеты проводятся по номинальной численности а не по фактической. Вот и получается, что мусора население производит в два раза больше “запланированного”».
Рамазанов поясняет, что несколько лет назад в Минприроды республики даже проводило эксперимент по сортировке отходов: «Их затем привозили на небольшое частное предприятие, которое выбирало из отходов пластик, прессовало его и отправляло дальше, на профильные предприятия. Но этот завод совсем маленький, он мог покрыть от силы 5% всего республиканского объема. Так что все равно в итоге весь мусор сваливался в одну кучу, а люди, увидев это, тоже теряли мотивацию сортировать его. Теперь, когда запустится новый комплекс по мусоропереработке, ситуация может измениться. Приучить людей сортировать мусор, если они действительно видят результат, дело буквально пары месяцев».