«Работа с зуммерами - это не выбор, это настоящее», — подчеркивают сегодня эксперты. // Иллюстрация: Midjourney
К поколению Z, они же зумеры, относят людей, которые родились в промежутке с конца девяностых и до 2010 года. Часть из них уже пополнили ряды молодых сотрудников, вот только компании массово бьют тревогу, заявляя о неких поколенческих изъянах зуммеров. HR-менеджеры отмечают, что случаи, когда молодые специалисты устраиваются на работу, а через пару дней не выходят и «пропадают с радаров» давно перестали быть редкостью.
Представителей поколения Z сложно мотивировать на работу, у них неоднозначное отношение к деньгам, им тяжело справляться с задачами без присмотра авторитетного лидера в команде, заявляют работодатели. В рекрутинговых агентствах говорят, что зачастую молодые люди испытывают дисбаланс: они не хотят работать по специальностям, которые за них выбрали родители. Список претензий на самом деле очень большой с обеих сторон. В условиях острой нехватки кадров компаниям, как бы они не сопротивлялись, придется научиться работать с зумерами. И действовать по старой схеме уже не получится.
Зумеры взрослели в сытые годы
В этом году 60% из почти одной тысячи опрошенных компаний были вынуждены уволить нанятых менее года назад зуммеров и искать им замену среди соискателей постарше, либо за счет внутренних перестановок. Каждый шестой HR-директор, согласно исследованию представленном на ресурсе Intelligent.com, заявил, что в 2025 году не планирует нанимать сотрудников младше 30 лет даже с учетом кадрового голода.«В юности у людей несколько иные приоритеты. Зачастую в этом возрасте хочется развлекаться, а не работать, — напоминает HR-менеджер и карьерный консультант Ольга Дзюба. — Здесь стоит также учитывать, что эти ребята выросли окруженные любовью, заботой родителей. Этим детям уделяли достаточно внимания, которого не хватало представителям более старших поколений. Миллениалы, чье взросление происходило, например, в переломные девяностые, вынуждены были рано стать самостоятельными. Зумеры же взрослели в период стабильности — без дефицита продуктов и галопирующей инфляции. Поэтому у них нет этого чувства страха, что может произойти что-то страшное и семья окажется на грани выживания».
Не стоит также забывать про диджитализацию, добавляет эксперт. Представители поколения Z уже не представляют свою жизнь без различных гаджетов, которыми они научились пользоваться в довольно раннем возрасте. Зумеры прекрасно понимают, что сегодня не обязательно работать в офисе по классическому расписанию, ведь есть множество вариантов удаленной работы.
«К тому же, их объективно численно мало. Рождаемость у нас стала более-менее увеличиваться лишь в середине нулевых. На этих людей большой спрос на рынке труда — компании рвут их на части. Поэтому молодые специалисты порой относятся с неким пренебрежением к поступающим предложениям», — рассуждает Ольга Дзюба.
С ней согласен директор Практики Digital коммуникационной компании «Михайлов и Партнёры» Сергей Стукалов. По его словам, креативных агентствах зумеры составляют уже половину сотрудников, а порой даже больше. При этом компаниям зачастую приходится перестраивать свою работу для привлечения молодых и креативных сотрудников. И даже с учетом всех трансформаций, работодатель не застрахован от неожиданных сюрпризов представителей поколения Z.
Работодатели сегодня выдвигают много претензий в адрес молодых сотрудников. // Иллюстрация: Midjourney
«Я не сильно верю в теорию поколений, но чисто локально разница все равно ощущается, — комментирует «Эксперту Юг» Сергей Стукалов. — Наибольшее противоречие находится в ценностях и коммуникационных нормам. Зумеры выросли в сытые нулевые. Их жизнь с каждым годом была лучше и лучше, а проблем все меньше и меньше. Кажется, что такого периода в истории России никогда не было. Это создало ощущение постоянных возможностей, комфортной среды, открытого мира. В результате мы получили поколение, которое в целом «не грузится» будущим, ориентировано на сегодня, свое состояние и удовлетворенность, готово экспериментировать и пробовать, с легкостью прыгать с одной ветки на другую. Поэтому истории, когда зумер ушел на обед и не вернулся, стали не шутками, а реальностью. С одной стороны, ничего страшного в этом нет, жизнь одна, а мы - не судьи. С другой стороны, мы снова вошли в кризис и сейчас ситуация обратная - с каждым годом жизнь становится сложнее. Зумеры встречают этот кризис впервые и им будет больно меняться».
Геймификация и позиция «старшего брата»
По мнению Ольги Дзюбы, сегодня работодателям стоит расширять свои горизонты: брать на работу не только молодых, но и людей постарше, обратить внимание на представителей «серебряного поколения». К слову, сегодня эксперты по подбору кадров все чаще говорят о том, что для более эффективной работы в коллективе, команда должна состоять из представителей разных поколений, представленных в равных соотношениях.«Что касается работы с зумерами, то, на мой взгляд, важно научиться выстраивать с ними диалог: много разговаривать, задавать сопутствующие вопросы. Их нужно вовлекать в рабочий процесс. Позиция «Я - начальник, ты - дурак» с ними уже не прокатывает, — уверена карьерный консультант. — Зумеры очень чувствительны к проявлению уважения либо неуважения. Им нужно все объяснять. По отношению к ним стоит занимать позицию старшего брата, быть наставником. А вот воздействовать на них директивно — уже не работает. Я это наблюдаю сегодня практически везде».
Директор некоммерческой организации, член общественной палаты Ростовской области Артем Казарян считает, что для зумеров работа стала образом жизни, поэтому для них важно, чтобы в коллективе было сформировано сообщество со схожими интересами. Кроме того, для молодых сотрудников очень важна фигура руководителя.
«Раньше люди приходили на предприятия, чтобы стать частью одной большой системы. Им было не так важно, кто ее возглавляет. Сейчас все изменилось. Для зумеров имеет значение, кто поведет их за собой. Они не собираются работать в одной компании всю свою жизнь. Они устраиваются на работу, чтобы развиваться, получить новый опыт. Зумеры не хотят, чтобы их воспринимали как роботов. Они идут за людьми-наставниками», — рассуждает Артем Казарян.
«Работа с зумерами - это не выбор, это настоящее, — подчеркивает Сергей Стукалов. — Нужно, с одной стороны, погружать их в правила корпоративного мира. С другой - проявить большую заботу и реальную заинтересованность. Общение становится важнейшей составляющей в компаниях, где жесткие процессы уже не позволяют удерживать сотрудников. Накоплен уже немалый опыт, чтобы понять, что такое забота с точки зрения зумеров: ДМС, психологическая поддержка, регулярная обратная связь, поддержка инициатив и др. В части профессиональных навыков - это корпоративные формы образования, обучения, наставничества».
Вовлечь зумеров в рабочий процесс современные компании могут с помощью геймификации, запуска внутренних соревнований, использование искусственного интеллекта, создание чат-ботов, перечисляет Ольга Дзюба. Главное — заинтересовать представителей поколения Z, но не стоит забывать, что молодые сотрудники не любят «перерабатывать». И дело здесь даже не в особенностях поколения, а в юном возрасте.