Время для самых сильных

573
3 минуты
Редакционная статья

Похоже, наступает хорошее время для выдвижения среднего бизнеса на первый план. Крупным предприятиям не до новых проектов: они отрезаны санкциями от западной ликвидности и заняты реструктуризацией долгов. Новые инвестпроекты государства останутся единичными. Малый бизнес слишком слаб для того, чтобы определять ситуацию в инвестиционной и производственной сферах, решать проблемы импортозамещения. Остаются средние компании. Уровень организации бизнеса и стратегическое мышление позволяют им и гибко реагировать на меняющуюся внешнюю среду, и относительно твёрдо стоять на ногах в кризисные периоды. Они ещё не доросли до больших размеров и не утратили воли к развитию. Крупнейшие банки обращают внимание на этот сегмент как на самую перспективную точку приложения дефицитной ликвидности.
Но особенность нынешней ситуации в экономике в том, что все понимают: мяч на стороне государства. Это оно, а не инвесторы или предприниматели сегодня стоит перед выбором. Это ему, а не бизнесу надо определиться. Это для него ситуация исключительная. Средний, да и крупный региональный бизнес привык подстраиваться под любые экономические условия. Для компаний, у которых есть стратегии развития или которые просто видят долгосрочные перспективы для своей продукции, сегодня меняется немногое — и меньше всего в самих стратегиях. Ужесточаются условия получения финансирования, сокращаются объёмы реальной господдержки, идут разговоры о повышении налоговой нагрузки, обрываются или осложняются некоторые налаженные связи с Украиной и Западом — и всё это располагает к тому, чтобы замораживать свои планы развития — если они, конечно, были. Положительных тенденций меньше: к ним можно отнести ослабление рубля, выгодное для отечественных производителей, а также повышение цен на мясо, молоко, рыбу, которое делает более реалистичным эффективный бизнес в этих сферах. Всё это в разной степени значительные, но всё-таки лишь поправки к базовым стратегиям развития компаний.
Год назад, когда мы анализировали результаты деятельности крупнейших компаний ЮФО за 2012 год, мы отметили новую на тот момент тенденцию: наибольшую динамику показывали компании, входящие в топ-30 рэнкинга (см. «Эксперт ЮГ», № 45–46 за 2013 год). Это модель роста, в которой результатом управлять очень трудно: растут самые сильные одиночки, которые, как правило, неспособны вытянуть экономику в плюс. Сегодня мы видим, что отмеченные год назад опасные тенденции не только не получилось переломить — они стали ещё нагляднее. Только самые сильные сегодня могут стать еще сильнее.
А между тем мобилизационные призывы к импортозамещению сотрясают государственные залы для заседаний, будоражат умы, заставляют ждать новых шагов в отношениях власти и бизнеса. В регионах, однако, ситуация пока выглядит так: мерами в сфере импортозамещения называют сведённые в один документ существовавшие ранее мероприятия по поддержке бизнеса. Из нового — бизнес приглашают давать предложения, но — не для того, чтобы воспользоваться ими на уровне региона. В лучшем случае они подскажут тему, которую губернатор возьмётся пробивать в федеральном центре. Вот так на региональном уровне в большинстве своём выглядит сегодня кампания по импортозамещению — и это грустно, поскольку не даёт надежд на изменение ситуации, на появление драйвера экономического роста.
Сегодняшняя система региональной поддержки не позволяет поддерживать приоритетные отрасли. Не даёт возможности осуществлять промышленную политику, развивать инновации, укреплять свои конкурентные преимущества. Кажется, что федеральный центр посылает целый ряд сигналов, свидетельствующих, что он уже готов этим заниматься. Кампания по импортозамещению говорит о том, что он уже хотя бы отчасти хочет этого. Но ещё недостаточно, чтобы дать регионам возможности по удовлетворению этого желания. Значит, именно сейчас надо стучаться снизу, укреплять уверенность единомышленников в Москве — пробивать столь необходимую для возобновления роста тему.