93 100 13

Ячмень выращиваем, хмель импортируем, продукцию маркируем: как меняется рынок пива на Юге

1512
8 минут

За последние полтора года на южном рынке производства пива произошли заметные изменения — обыски на Ипатовском пивзаводе, банкротство Сочинского и открытие нового в Шахтах. При этом отечественные производители по-прежнему закупают семена пивного ячменя и хмель за рубежом. Эксперты отмечают, что потрясения в отрасли произошли не только в связи с введением санкций, но и из-за обязательной маркировки продукции.

Ячмень выращиваем, хмель импортируем, продукцию маркируем: как меняется рынок пива на Юге

С января 2020 года по сентябрь 2023 года количество компаний, производящих пиво, сократилось на 2,3%. // Фото: freepik.com
Поделиться
Росстат, подводя итоги промышленного производства в РФ за девять месяцев 2023 года, заявил об увеличении производства пива на 0,4%. «Ведомости», опираясь на данные системы ЕГАИС, сообщают о сокращении производства на 1,45%. Эксперты отмечают, что внимание стоит обратить не только на объем производства, но и на те изменения, которые происходят внутри рынка сегодня.

После введения санкций у производителей пива возникли трудности с поставками оборудования и комплектующих. Бизнес также осознал, что необходимо увеличивать объемы производства пивного солода и возрождать выращивание хмеля в стране. В 2023 году в России ввели обязательную маркировку пива. И для многих производителей такие нововведения стали настоящей проверкой на прочность. К слову, специалисты рынка связывают громкие истории, развернувшиеся вокруг южных пивзаводов, именно с обязательной маркировкой.

«Эксперт Юг» разбирался, какие вызовы стоят сегодня перед игроками этого рынка и какие пути решения возникших проблем видят эксперты.

Потрясения южных пивоваров

В декабре прошлого года арбитражный суд Краснодарского края признал банкротом ООО «Сочинский пивоваренный завод». Ранее кредиторы предъявили компании финансовые претензии на 50,9 миллионов рублей.

Месяцем ранее поступила информация о том, что сотрудники ФСБ провели обыски на Ипатовском пивзаводе в Ставропольском крае. На предприятии производят пиво брендов «Живое», «Лебердон», «Домашнее», «Ипатово», лимонады и энергетики Mirax. Как писали СМИ, визит силовиков связан с “выявлением схемы скрытого производства пива”.

Параллельно с этим в Волгограде выставили на торги два объекта недвижимости, которые находятся на площадке бывшего завода «Пивовар». Правда, череда неудач этого предприятия началась гораздо раньше. Еще в 2016 году проверка показала, что отчетность велась не должным образом, также тогда стало известно о крупных долгах завода. В итоге прежний владелец бизнеса Борис Изгаршев принял решение подать на банкротство.

Ипатовский завод.jpg
Поделиться

На Ипатовском пивзаводе производят пиво брендов «Живое», «Лебердон», «Домашнее», «Ипатово», а также лимонады. // Фото: ipatovskoe.ru

На этом фоне запуск пивзавода «Южная Бавария» в городе Шахты стало одной из немногих положительных новостей на пивном рынке Юга за последние пару лет.

При этом, по оценке аналитиков API Контур.Фокуса, за последние три года российский рынок по продаже пива сократился почти на 23%. На рынке производства тоже заметны изменения.

«С января 2020 года по сентябрь 2023 года количество компаний, производящих пиво, сократилось на 2,3%. Сильнее всего рынок просел в начале 2023 года — производством пива занимались только 1902 компании, столько же как январе 2020. Но, начиная с весны, отрасль стала быстро возвращаться к прежним показателям и продолжает показывать положительную динамику», — считают аналитики.

Сегодня активнее всего, по данным исследования, производство пива развивается в Калмыкии и Донецкой народной республике.

Возродить производство солода и хмеля

Иван Кузнецов, предприниматель и эксперт в области пищевой промышленности, не считает, что рынок пива сильно лихорадило в течение прошлого года. Но определенные изменения, безусловно, произошли.

«Если мы посмотрим с позиции массового потребителя пива, то не увидим каких-либо серьезных потрясений. Дефицит этой продукции мы сегодня не наблюдаем. Более того, все зарубежные сорта пива как продавали ранее, так и продолжают продавать в России, — отмечает в беседе с «Экспертом Юг» Иван Кузнецов. — Да, цены, безусловно выросли, но стоит понимать, что за последние лет десять в России случилась крафтовая революция. Крупные игроки этого направления в стране остались — не выдержали мелкие, не нашедшие свою нишу. А есть компании, которые отдали производство на аутсорсинг, как, например, питерская компания “Пивная диета”».

Однако с сырьем для производства пива в России по-прежнему все не так просто. С одной стороны, у нас стали выращивать пивоваренный ячмень в больших объемах. Так, по итогам 2023 года пивоваренные компании, которые входят в Ассоциацию производителей пива, солода и напитков (на их долю приходится около 70% производства пива в РФ) вырастили 960,3 тыс. тонн пивоваренного ячменя. Это на 24% больше показателя прошлого года. На сегодняшний день эту культуру выращивают в более 20 регионах.

С другой стороны, семена для этих целей производители закупают иностранные. Да и отечественный солодовенный бизнес пока развит слабо: насчитывается в районе десятка предприятий, которые изготавливают этот продукт. К тому же, отечественный пивовары до сих пор приобретают импортный хмель.

Для решения этой проблемы представители Ассоциации производителей пива совместно с Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина РФ разработали ряд предложений по развитию хмелеводства. Инициаторы предлагают расширить географию выращивания хмеля, обеспечить фермеров саженцами, а также увеличить размеры финансовой поддержки для сельхозпроизводителей, занятых в этом направлении.

«Не стоит забывать, что пиво — это один из двигателей сельского хозяйства. Для создания этого продукта задействовано много отраслей и направлений деятельности: выращивание пивного ячменя и его соложение, создание стеклянной или пластиковой тары, оборудования и т.д. Сейчас важно наладить производство солода в России. К слову, производители бельгийского солода Castle Malting еще в 2020 году закупали ячмень в Курской области - по 7 рублей за кг, а потом продавали в РФ солод уже по 70 рублей за килограмм. Это абсурд. Поэтому ведущим производителям пива из разных регионов давно пора собраться, чтобы озвучить свои проблемы и способы их решения, — подчеркивает Иван Кузнецов.

«Честный знак» напугал производителей юга?

С 1 марта 2023 года в стране ввели обязательную маркировку пива в кегах, а с 1 октября в перечень добавили продукцию в полимерной и стеклянной таре. Кроме того, создан реестр производителей пивоваренной продукции, сидра и медовухи. Данные меры направлены на ужесточение контроля за производством и оборотом соответствующей алкогольной продукции.
На эту тему
Повышение ввозных пошлин на вино из стран НАТО выглядит как популистский ход
Поделиться

Пивовары отреагировали на нововведения неоднозначно. Крупные производители заявили, что не видят трудностей в этом вопросе, а все затраты оправданы результатом - борьбой с недобросовестными конкурентами. Владельцы небольших предприятий заговорили о возможном банкротстве.

Продукция компании «Кроп-пиво» представлена не только в южных регионах, но и в Московской области, в Санкт-Петербурге и на Урале. К обязательной маркировке продукции на кубанском пивзаводе подготовились заранее и сразу заказали необходимое оборудование.

«Мы запустили этот процесс гораздо раньше, поэтому, когда другие компании занялись вопросом маркировки, мы уже знали, как это работает и как нам с этим работать, никаких проблем в этом плане у нас не возникло, — говорит начальник коммерческого отдела ООО «Кроп-пиво» Анна Степанова. — Но порой возникают проблемы, связанные с ценовой политикой конкурентов. На сегодняшний день мы наблюдаем, как достаточно большие отечественные компании пытаются “ломать” рынок путем снижения цены. Так стали появляться непонятные продукты сомнительного качества, но доступные по цене. Эти изменения стали происходить в течение 2023 года. Порой в процессе мониторингов, которые мы периодически проводим для своей компании, мы видим странный товар и даже не можем отследить его производителя. Сейчас платежеспособность населения упала, часть потребителей готова жертвовать качеством ради экономии. При этом, если производитель изготавливает качественную продукцию, то, как вы понимаете, она не может стоить очень дешево».

Кроп-пиво.jpg
Поделиться

На предприятии «Кроп-пиво» заранее подготовились к маркировке продукции. // Фото: krop-pivo.ru

Если говорить о влиянии санкций на производителей пива, то, по словам Анны Степановой, возникшие на предприятии трудности были связаны с обслуживанием оборудования. Как правило, оно иностранного производства, и доставка необходимых комплектующих стала своего рода испытанием.

«Если происходит какая-либо поломка, то из-за санкций оперативно доставить запчасти, как это было раньше, уже не получается. Это приводит к определенным потерям, — добавляет начальник коммерческого отдела кубанского пивзавода. — А в продажах “традиционная розница” столкнулись с другой проблемой — длительной установкой рабочего оборудования, необходимого для маркировки продукции. В регионах мало специалистов в этой области. Все вопросы в основном решаются только через технических специалистов “Честного знака”».

По мнению Ивана Кузнецова, обязательная маркировка в системе «Честный знак» стала для многих производителей серьезной проблемой. И наглядным тому подтверждением можно считать ситуацию, складывающуюся на Юге России.

«По итогам 2023 года самое высокое потребление вина в России зафиксировано в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Москве и Подмосковье, а также в Карелии. В лидерах рейтинга нет ни одного южного региона, хотя в Краснодарский край ежегодно приезжают миллионы людей и, очевидно, пьют там вино в большом количестве. Но есть нюанс: на всем Черноморском побережье присутствует очень много “левого” алкоголя. То же самое происходит и с пивом. Заводы, которые привыкли работать за наличку со своими контрагентами - а на юге это довольно распространенная история - вдруг осознали, что не понимают, как работать в условиях введения обязательной маркировки. Многие из них даже с ЕГАИС никогда не работали, что уж там говорить про “Честный знак”. А в сфере производства алкоголя давно пора наводить порядок, поскольку неучтенного товара очень много», — рассуждает эксперт в области пищевой промышленности.

krop-pivo4.jpg
Поделиться

После введения санкций многие предприятия испытали трудности с обслуживанием оборудования. // Фото: krop-pivo.ru

Комментируя банкротство Сочинского пивоваренного завода, Иван Кузнецов отмечает, что много вопросов возникало к качеству продукции данного предприятия. Несмотря на огромный наплыв туристов в курортный город, стоит понимать, что “навариться” на них так просто уже не получится — российский потребитель распробовал этот алкогольный продукт и теперь ему есть, с чем сравнивать. При этом на юге есть предприятия, пивная продукция которых пользуется спросом далеко за его пределами. Вопрос лишь в том, выживут ли в борьбе за рынок небольшие производители со своим уникальным продуктом.
0
3
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .