Необычный остров недалеко от центра Хостинского района в Сочи - сложный, интересный проект «Коста-Марина». Фото: альянсмарин.рф
Поделиться
Ольга Шебзухова, председатель совета директоров группы компаний «Альянс Марин Девелопмент», вице-президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин, отметила, что сроки строительства проектов составляют пять-семь лет, и инвесторы смогут вернуть свои вложения в течение трех-четырех лет после завершения строительства.
Ранее первый заместитель главы города Светлана Калинина сообщала, что речь идет о реализации проектов «Южный риф», «Коста Марина», «Каньон Прохладный», «Водопадная» группы компаний «Альянс марин Девелопмент».
Возможные риски инвесторов
«Наибольшие риски, на наш взгляд, состоят в продолжительности согласований и получении исходно-разрешительной документации, необходимых для создания объектов. Регулирование застройки в береговой зоне ограничено рядом требований, часть из которых значительно устарела. Скорость принятия решений и обеспечение сопровождения инвестора от инициативы до реализации значительно снизят риски реализации проекта», – считает Ольга Шебзухова.Однако ранее мы говорили, что инвестирование проекта будет осуществляться по механизму ГЧП, в этом имеются свои плюсы как для государства, так и для частных инвесторов. Бюджетные ресурсы государства ограничены, а ГЧП позволяет вовлекать внебюджетные средства в долгосрочные инвестиционные проекты. К тому же, в таких условиях государству выгодно разделить риски и ответственность с частным партнером. В результате общество получает инфраструктуру, а частный инвестор – гарантии и механизм нивелирования рисков.
Поделиться
Марина «Каньон Прохладный» в поселке Головинка Лазаревского района – высокого уровня, она сможет принимать 250 яхт длиной до 70 метров. Фото: альянсмарин.рф
Если говорить про частное инвестирование, то помимо вышесказанного, для них открывается еще ряд возможностей и рисков, говорит Ольга Шебзухова. Развитие рекреационных территорий – это более сложный вид бизнеса, чем жилищный девелопмент. Капиталовложения на разработку первого этапа проекта – обоснование локации, размещение программы в береговой зоне, инженерно-технические изыскания – ограничивают вход в проект на ранней стадии. Тем не менее, инвестиционная привлекательность проектов весьма высока и мы проводим успешные переговоры с частными инвесторами, подчеркивает вице-президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин.
Развитие яхтенного туризма проходит стадию «принятия
В настоящее время в Сочи находятся три яхтенные марины с вместительностью около 400 мест для швартовки. Количество стояночных мест планируют увеличить: путем строительства новых причалов будет создано еще 1,3 тыс площадок для швартовки яхт. Отмечается, что строительство причалов для яхт будет организовано в Адлере, поселках Головинка и Совет Квадже, а также в Хосте.Стоит отметить, что профильные компании многократно говорили о нехватке парковочных мест для яхт на Черноморском побережье. По их оценке, с учетом концепции развития яхтенного туризма на побережье Черного и Азовского морей и, согласно расчетным параметрам, для безопасного перемещения вдоль берега необходимо создать 44 яхтенные марины с интервалом в 20 миль, включая территории, присоединенные к России после проведения референдумов.
Поделиться
Проект «Южный риф» станет как бизнес-центром, так и местом для активного отдыха. Фото: альянсмарин.рф
«Пока развитие яхтенного туризма находится в стадии принятия. Еще несколько лет назад мнение большинства выражалось в том, что в России яхт нет, несмотря на неоспоримый факт того, что россияне занимали второе место в мире по покупке яхт. Сегодня необходимость развития побережья, строительства марин, увеличения емкости номерного фонда и привлекательности черноморских курортов не вызывает сомнений. Значит, и яхтингу быть», – комментирует ситуацию Ольга Шебзухова.
«Очень важно объяснить людям, что создание марины — драйвер роста для территории», — отметила Татьяна Лобач, заместитель председателя Законодательного собрания Севастополя, на форуме СКИФ-2022 в Сочи.
Ведь, для увеличения привлекательности южных регионов для туристов и развития внутреннего туризма критическое значение имеет расширение рынков услуг в сфере туризма. Поэтому стратегически важно создание новой концепции развития морской береговой зоны, которая включает в себя развитие яхтенного туризма. Сегодня ключевыми элементами, определяющими облик рекреационных побережий, являются марины и набережные. Их взаимное объединение превращает их в комплексные рекреационные объекты, которые становятся символами многих городов по всему миру. Они становятся центрами притяжения и популярными местами отдыха, спорта, культуры и развлечений на морском побережье.
Согласно утвержденной правительством концепции по развитию яхтенного туризма в России до 2030 года, к центрам яхтенного туризма можно отнести Краснодарский край, Республику Крым и Севастополь, ряд приволжских городов, Москву, Санкт-Петербург, Приморский край. Отдых на воде с использованием яхт популярен в регионах, расположенных на побережье Волги, в Республике Татарстан, Пермском, Приморском краях, Ростовской, Ленинградской, Архангельской, Калининградской областях, в Республике Крым.
Как отметили в Ростуризме, яхтинг является одним из самых прибыльных и востребованных видов туризма в мире, поскольку сочетает активный отдых у воды, зрелищность и возможность отдохнуть от городской суеты. В странах с развитой яхтенной инфраструктурой этот вид туризма составляет до четверти доходов индустрии гостеприимства. При этом в Ростуризме считают, что в России, несмотря на большое количество озер, рек и морей яхтенный туризм пока не развит в достаточной степени.
В ведомстве предполагают, что реальный спрос в этой сфере значительно превосходит предложение. Не хватает как инфраструктуры, так и кадров. Следовательно, для полноценного развития отрасли требуются комплексные программы и более серьезный подход.