Южные «газели» заправились горючим
№11-12(351-352) 2015

151
7 минут
Южные «газели» заправились горючим

Арина Барсукова, Вера Кот,
Николай Проценко
Очередное исследование быстрорастущих компаний («газелей») юга России продемонстрировало, что новый для региональной экономики сегмент — крупная нефтегазовая индустрия — уже сформировал собственный пул динамичных лидеров. Благодаря постоянному пополнению рейтинга новыми промышленными предприятиями «поголовье» южных «газелей» насчитывает уже почти сто компаний


По итогам 2013 года количество быстрорастущих компаний в ЮФО и СКФО выросло с 77 до 86, а их совокупная выручка увеличилась почти на 40% (см. таблицу 1). За все шесть лет исследования динамичного бизнеса юга России подобный скачок наблюдался всего однажды — в 2011 году, когда рейтинг «газелей» пополнился 12 новыми предприятиями, а оборот участников рейтинга вырос на 55%. Если же вынести за скобки самую крупную южную «газель», ЗАО «Тандер» (торговая сеть «Магнит»), то остальные участники рейтинга и в 2011, и в 2013 году показали прирост общей выручки на 66%. Основной вклад в эту динамику в 2013 году принадлежит промышленным предприятиям — прежде всего тем, которые появились в ходе реализации на юге России крупных инвестиционных проектов.

Cамые динамичные компании среднего бизнеса ЮФО по итогам 2013 года

Традиционно по «газелям» можно определять секторы опережающего роста в региональной экономике, и за последний год в отраслевой структуре рейтинга произошло немало изменений (см. график). Как обычно, в целях сопоставимости сравнения мы исключили из диаграмм и анализа показатели ЗАО «Тандер» — они настолько велики по абсолютным параметрам, что на их фоне остальные участники рейтинга могут просто потеряться. Но даже с учётом «Тандера» основная тенденция рейтинга «газелей» остаётся неизменной: доля торговли в мире динамичного бизнеса юга России снижается за счёт увеличения доли промышленности. В нынешнем рейтинге на оптовую и розничную торговлю пришлось 78,5% общей выручки, а год назад она составляла 83%. Доля оптовой торговли сократилась при этом с 24,8% в прошлом рейтинге до 17,6% по итогам исследования 2013 года, однако количество «газелей»-оптовиков выросло с 21 до 29.

Нынешний отраслевой лидер (без учёта показателей «Тандера») — нефтегазовая промышленность — представлен в рейтинге всего тремя предприятиями. Это ООО «ЛУКойл-Нижневолжскнефть», ведущее добычу углеводородов на шельфе Каспийского моря в Астраханской области, Туапсинский НПЗ «Роснефти» и сравнительно небольшая компания «Спецпетросервис» из Волгоградской области, которая оказывает услуги по инженерному сопровождению буровых растворов при проводке нефтяных скважин. Однако совокупная выручка этих трёх компаний оказалась практически сопоставимой с общим доходом 36 торговых предприятий-«газелей» из ЮФО и СКФО (кроме «Тандера»).

Примечательно, что появление в рейтинге нефтегазовой промышленности стало результатом реализации крупных инвестпроектов последних лет. Многомиллиардный проект «ЛУКойла» по добыче нефти и газа с шельфа Каспия ещё с 2009 года занимает первое место в инвестиционном портфеле ЮФО, а быстрый рост выручки Туапсинского НПЗ был обусловлен реализацией программы «Роснефти» по модернизации этого предприятия. Можно вспомнить и ещё одного новоявленного представителя нефтегазовой отрасли Юга — Новошахтинский завод нефтепродуктов, который оказал существенное влияние на долю промышленности в рейтинге «газелей» 2011 года.

Предприятия нефтегазовой отрасли оказались и в числе лидеров по показателям прибыльности и рентабельности. В абсолютных цифрах самую большую чистую прибыль среди «газелей» по итогам 2013 года предсказуемо получил «Тандер», а на втором и третьем местах обосновались «ЛУКойл-Нижневолжскнефть» и Туапсинский НПЗ. Список самых рентабельных компаний возглавляет ООО «Спецпетросервис» с головокружительным показателем 56,8%, а за ним следует всё тот же Туапсинский НПЗ. Примечательно, что количество убыточных компаний в рейтинге продолжает сокращаться — на этот раз их только три.

К небольшой группе предприятий-«газелей» нефтегазовой промышленности вплотную примыкает и ряд быстрорастущих южных компаний из других отраслей, обслуживающих потребности нефтяников и газовиков. Например, в транспорте, представленном в нынешнем рейтинге четырьмя компаниями, основная часть выручки приходится на две организации, специализирующиеся на перевалке наливных грузов — ЗАО «Таманьнефтегаз» и ООО «Палмали». А крупнейшая строительная «газель» — кубанское ООО «Фирма “Гравитон”» — с 2010 года выполняла строительно-монтажные работы на Туапсинском НПЗ. Быстрый рост доходов этой компании привёл к тому, что вклад строительной отрасли в нынешний рейтинг «газелей» вырос почти с 12,7 до 20,3%, что позволило строителям выйти на второе место, опередив оптовиков. Таким образом, реальный вес нефтегазовой отрасли в нынешнем рейтинге южных «газелей» выходит далеко за пределы трёх предприятий, которые представляют её по формальным признакам.

Весомую поддержку росту доли промышленности на этот раз оказало и машиностроение. Если по итогам 2012 года в рейтинге южных «газелей» эта отрасль была представлена всего одним предприятием (ООО «Донкабель»), на которое приходилось лишь 1,1% совокупных доходов участников рейтинга, то по итогам 2013 года доля машиностроения составила уже 7,5% (без учёта «Тандера»). В этой отрасли тоже налицо высокая концентрация игроков: машиностроение в рейтинге представляют два предприятия — автозавод «Дервейс» из Черкесска и ООО «Ростовский воздухозавод». Основной вклад в повышение доли отрасли пришёлся на «Дервейс», за последние пару лет ворвавшийся в первую десятку крупнейших компаний Северного Кавказа, и в этом случае перед нами также «газель», выросшая из крупного инвестпроекта.

В региональном разрезе рейтинга также произошли значительные изменения (см. таблицу). Краснодарский край (без учёта ЗАО «Тандер») впервые за три года обошёл Ростовскую область и по доле своих предприятий в общей выручке «газелей», и по их численности. Этот рывок в значительной мере был обеспечен появлением в рядах динамичного бизнеса уже упомянутых Туапсинского НПЗ и его контрагента ООО «Фирма “Гравитон”», а также крупного сельскохозяйственного холдинга ЗАО «Фирма “Агрокомплекс”». Третье место Астраханской области и четвёртое место Карачаево-Черкесии предсказуемо обусловлены крупнейшими предприятиями этих регионов («ЛУКойл-Нижневолжскнефть» и «Дервейс»). Напротив, доля Ставропольского края снизилась в сравнении с прошлогодним исследованием более чем втрое — с 18,2 до 5,2%, что связано с уходом из рейтинга ряда крупных региональных предприятий АПК и пищепрома. Доля Волгоградской области также снизилась — с 7,9 до 3,9%, хотя этот регион по-прежнему представляют семь компаний.

Региональная структура рейтинга (данные без учёта показателей ЗАО «Тандер»)
Регион Выручка 2013 г., млн руб Выручка 2012 г., млн руб. Доля в 2013 г., % Доля в 2012 г., % Кол-во компаний в 2013 г. Кол-во компаний в 2012 г.
Краснодарский край 102 452,81 40 030,00 43,15 28,1 28 22
Ростовская область 49 575,12 59 531,00 20,88 41,79 25 25
Астраханская область 36 733,65 1 041,00 15,47 0,73 4 2
Карачаево-Черкесия 21 900,97 2 003,00 9,22 1,41 5 2
Ставропольский край 12 295,12 25 860,00 5,18 18,15 11 14
Волгоградская область 9 297,98 11 255,00 3,92 7,9 7 7
Кабардино-Балкария 1 779,53 - 0,75 - 1 -
Северная Осетия-Алания 1 636,89 569 0,69 0,4 1 1
Адыгея 1 030,39 1 576,00 0,43 1,11 2 2
Чечня 742,23 - 0,31 - 1 -
Дагестан 0 594 - 0,42 0 1
Источник: Аналитический центр «Эксперт ЮГ»

Методология
На первом этапе отбора с помощью системы «СПАРК-Интерфакс» была сформирована многотысячная база компаний, зарегистрированных в ЮФО и СКФО. Затем были отобраны те компании, чья выручка по итогам 2013 года была не ниже 400 млн рублей, условно разграничивающих малый и средний бизнес. На этом этапе осталось почти три тысячи компаний. Далее были отобраны компании, фактически начавшие свою деятельность позднее 2008 года, после чего осталось чуть более двух тысяч юрлиц. Были также исключены предприятия, показавшие нулевые доходы хотя бы раз за пятилетку. Следующим шагом исследования стали расчёты по вычислению средних темпов прироста выручки за последние пять лет. В число претендентов не попали компании, у которых этот показатель оказался ниже 30%. Этот этап отбора прошло только 637 предприятий. Затем, следуя уже не раз апробированной методологии, список был очищен от некоммерческих партнёрств, фондов, ГУПов и МУПов, после чего осталось 564 компании.
Затем последовало несколько этапов «ручной» работы, которая позволила удалить фирмы, находящиеся в стадии реорганизации и банкротства, а также компании, выросшие исключительно за счёт присоединения или объединения с иными юридическими лицами. Кроме того, были исключены дочерние структуры холдингов, уже присутствовавших в списке в виде головной структуры (чтобы избежать двойного учёта). Как традиционно показывает данный этап исследования, ряд дочерних структур особо крупных «газелей» зачастую сами являются представителями динамичного бизнеса. Это может быть объяснено синхронностью роста.
В результате осталось 86 фирм, которые и сформировали очередной рейтинг южных «газелей». В текущем исследовании, как и в прошлых аналогичных проектах, оказалось поровну представителей крупного и среднего бизнеса — по 43 компании. Среди 86 компаний, прошедших отбор по итогам 2013 года, в прошлогоднем рейтинге «газелей» были представлены всего 24, ещё несколько компаний входили в рейтинги по итогам 2011 и 2010 годов.


Все публикации номера (№11-12, 9 марта 2015 г.)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...