Ваш город: ,
98 106 14

Стратегия бизнеса в кризис: выжить и сделать капитал

6164
3 минуты

Скорее всего, ковид пришел к нам надолго. Гнетущая неопределенность парализует, а надежда внушает нам что вот-вот всё закончится. Как же строить стратегию бизнеса в этот период?

Стратегия бизнеса в кризис: выжить и сделать капитал

Поделиться
Автор — технологический предприниматель, сооснователь группы компаний MEGARON, ОАЭ

Ученые, которые моделировали эту пандемию, пришли к выводу, что нас ждет как минимум 3 волны и жесткий режим будет еще 2,5 года. Ознакомиться с такими работами можно, например, на сайте Бундестага, где есть доклад от 2013 года, точно моделирующий текущую ситуацию.

Почему 2,5 года? Потому что за это время коронавирус научатся лечить, появится несколько вакцин и поменяется поведение людей, что уменьшит распространяемость. Это минимальный срок.

Но коронавирус не исчезнет полностью. Привить все население Земли невозможно.     

Теперь по поводу стратегии бизнеса в этот период

Сейчас лучше исходить из худшего и взять горизонт планирования в пять лет. Принять за отправную точку, что в течение этого времени ситуация будет постоянно ухудшаться. Такие исходные более верные, чем верить в то, что скоро всё пройдет. Чтобы понять, как действовать -  нужно посмотреть, что будет и чем это закончится.

Смоделируем ситуацию.

У нас есть город, а в нем 10 заводов, которые производят ботинки. В нормальное время спроса хватает, чтобы каждое предприятие работало и продавало, скажем, по 100 пар обуви в месяц.

Но случился кризис. Доходы горожан уменьшились, кто-то потерял работу, кто-то не может себе позволить то, что имел раньше. Спрос начинает падать.

Если раньше город покупал 1000 пар в месяц, то сейчас 800-600-400 и т. д.

Кроме того, горожане начинают экономить и уже не позволяют себе более дорогую обувь, предпочитая более дешевую. Это приводит к тому, что сначала закрывается одна фабрика, потом вторая, потом третья. Чем дольше кризис продлится, тем меньше фабрик останется на плаву.

Если речь идет о пятилетнем сроке, то останется всего пара заводов. Возможно, один. Если у нас осталась одна фабрика, то к выходу из кризиса, когда рынок восстановится, на рынке у нее не будет конкурентов. Если до кризиса, она продавала 100 пар, то сейчас продает 1000 пар в месяц.

Примерно так и делается капитал в кризисные годы.

Те компании, которые выживут, получат многократный рост, в десятки раз.

Если смотреть с такой перспективы, то становятся понятны шаги, которые стоит предпринять:

1) Срезать все возможные затраты. Оставить только необходимое и достаточное.

2) Снизить стоимость своей продукции. Если раньше вы закладывали 50% прибыли, то сейчас надо оставить 10%

3) Переманивать лучшие кадры, которые освобождают разорившиеся конкуренты.

4) Вести более агрессивный маркетинг. Забирать всех клиентов у конкурентов.

5) Получить доступ к финансам - даже на условиях, которые раньше казались невыгодными.

6) Любыми способами списать долги. Они будут отягощать и тянуть вниз.

7) Научиться все делать дешевле и быстрее. Если раньше проект и работа занимали месяц, надо делать за одну неделю.

По-хорошему, этим надо было заниматься в докризисное время, но достаточная рентабельность позволяла расслабиться.

Время пришло, и сейчас основная цель не прибыль, а выживание и захват рынка.

Только такая агрессивная стратегия позволит выйти в кратный рост после кризиса.

Пройдя через турбулентность, вы научитесь работать более эффективно, освоите новые решения и технологии. Сила вашей компании будет несравнима с тем, что было до этого.

Воспринимайте это время не как проблему, а как уникальный шанс сделать рывок вперед, который в стабильное время занял бы десятки лет, либо не произошел бы никогда.

Закостенелость мышления ваших конкурентов будет вам на руку, а ваша способность к трансформации и видение на пять лет вперед — ваше основное конкурентное преимущество.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .