Ваш город: ,
98 106 14

Второй нехарактерный год обозначил потолок для южного туризма

ЭКСПЕРТ ЮГ №8 (9) 2023
2245
7 минут

Туристический сезон 2023 года на Юге России демонстрирует хорошие показатели прироста, но одновременно – ограничения, которые будет уже не преодолеть, если не взяться за надолго отложенные крупные системные проекты по развитию отрасли.

Второй нехарактерный год обозначил потолок для южного туризма

Дальше нагружать побережье уже будет трудно // Фото: class-tour.com
Поделиться
* автор – доктор экономических наук, профессор КубГАУ, бизнес-консультант, партнер консалтинговой компании «Арка групп».

Курортный и туристический сезоны еще в самом разгаре, но уже можно оценивать сложившиеся в этом нехарактерном году тренды, анализировать условия, возможности и ограничения для развития бизнеса и государственного регулирования в отрасли. Нехарактерный год уже второй, но, если в прошлом году туристический рынок пытался в значительной степени интуитивно и даже хаотично придумать ответы на новые реалии (главная из которых – резкое сокращение доступных «накатанных» зарубежных направлений), то в этом году действия участников рынка куда более осмысленные, продуманные и, что важно, прагматичные. 

Предел стихийного и интенсивного пути развития

Прежде чем говорить о цифрах турпотока, их динамике и вообще о будущем рынка, определим рамочные условия, в которых развивается отрасль уже второй год. Причем, учитывая лидерские позиции курортов Краснодарского края в стране, их социальную, коммерческую и даже политическую значимость, справедливо будет посмотреть на отрасль не только с точки зрения очередных достижений, но и безусловно необходимых изменений для перспективного развития.

Курортная отрасль Краснодарского края продолжает развиваться по преимущественно интенсивному пути: вовлеченные ресурсы, инфраструктура, форматы и стандарты отстают от роста турпотока в край. Исключение составлял «олимпийский период» - локальный как по месту – Большой Сочи, так и по времени. По сути, львиная доля прогресса на стороне предложения туристических продуктов и услуг так или иначе связана с Олимпиадой-2014 и Чемпионатом-2018. Причем качественный и количественный рост рынка стал возможен за счет «расшития» инфраструктурных зажимов в транспортной доступности, инженерных коммуникациях, а также привнесением мировых стандартов сервиса, внедренных международными операторами отелей, ресторанов и объектов развлечения. Но все это сосредоточено в Сочи, морском и горном олимпийских кластерах.

Нельзя не отметить бурное, но также локальное развитие Геленджика – в первую очередь за счет интереса отечественного крупного капитала, так или иначе все более замыкающегося на внутреннем рынке с 2014 года.

Скромнее в смысле видимых изменений городской среды и туристических возможностей выглядит Анапа – третий лидер развития курортов Краснодарского края.

Но, тем не менее, сейчас стало очевидным и для игроков рынка, и для регуляторов, что дальнейшая интенсификация в курортной отрасли края не только невозможна, но и деструктивна – слишком большие издержки несет на селе экология, транспортная и инженерная инфраструктура, что неизбежно приводит к снижению привлекательности отдыха для туристов. Причем как гигиенической, так и коммерческой.
В текущей ситуации наступило определенное отрезвление: без дальнейшего экстенсивного развития развитие курортов края остановится. Причем это произойдет автоматически: цифры упорно говорят о «потолке», в который уперлось предложение. И речь не о новых приростах турпотока: в 2023 году он вырастет на 15-20% при загрузке в высокий сезон не ниже 90%. Глубина бронирований – 3 месяца, рекорд, а рост среднего чека в качественных средствах размещения – и вовсе 25-30% (в некоторых брендовых отелях и пансионатах – в полтора раза).

В моменте экономическая ситуация для кубанских курортов очень позитивная – на фоне полупустого Крыма, вдвое подорожавшей из-за валютного курса Турции и крайне ограниченных возможностях отдыха на европейских курортах. Еще более красноречиво характеризует ситуацию конъюнктура на транспорте: железная дорога работает на пределе возможностей с забытым с советских времен дефицитом мест в поездах, закрытые (кроме жутко перегруженного Сочи) аэропорты края и ставшие мемом в соцсетях многочасовые пробки от Краснодара до побережья. 
Очевидно, что выбор курортов края в таких условиях происходит от безысходности, и при смягчении выше указанных ограничений ситуация однозначно изменится. Плюс сработает хорошо известный в маркетинге эффект «обманутых ожиданий» на любом из этапов клиентского пути – начиная от покупки билеты и транспорта до сравнения турецкого и нашего «все включено». И еще один аргумент – экономический закон смены преимущественно интенсивного пути развития на экстенсивный носит объективный характер, и нам он хорошо известен. Невозможно представить себе, что было бы с курортами Кубани, если бы не олимпийская стройка, создавшая тогда избыточную инфраструктуру – от дорог и аэропорта до отелей и городской среды Сочи.

Настало время для запоздавших крупных проектов

Между тем, очень серьезная попытка создать адекватную и жизнеспособную стратегию развития курортов Краснодарского края была предпринята в далеком 2006 году, когда международная консалтинговая компания с признанной мировой экспертизой McKinsey по заказу администрации края четко определила маркетинговое позиционирование территорий, направления развязки инфраструктурных ограничений, эффективные форматы и стандарты бизнеса, меры государственного участия в развитии курортов.  Обоснованные тогда исходя из международной практики, специфики местных условий и трендов развития рынка стратегические ориентиры позволяли гармонично и сбалансированно развивать дефицитные курортные территории, причем не только и без того раскрученного и перегруженного черноморского побережья, но и неосвоенного азовского.

Принципиально и вкратце коммерческая идея была следующей: Сочи – дорогой курорт мирового уровня, спозиционированный преимущественно на событийный туризм; Геленджик – центр активного отдыха, развлечений, яхтинга; Анапа – семейный курорт с бальнеологией; Азовское побережье ориентировано на молодежный активный отдых, серфинг, бюджетный туризм. Именно вокруг таких коммерческих, маркетинговых стратегических целей должна была выстраиваться регулятивная политика, создаваться генеральные планы городов и поселков, развиваться инфраструктура. Но, как водится, до реализации дело не дошло по ряду известных причин. Поэтому полтора десятилетия курорты развивались стихийно, проблемы и зажимы нарастали как снежный ком, но все прощал рынок – туристы хоть и становились более избирательными, тем не менее, рост турпотока сохранялся. 

Как известно, свято место пусто не бывает и переориентировавшийся на внутренний рынок турпоток уже создает бум на Востоке страны – да, пусть количество туристов ниже, чем на Кубани пока в 20 раз, но за год Сахалин, Камчатка, Алтай, Прибайкалье показали 25-30% прироста, и это при том, что туристическая отрасль там делает только первые шаги и привлекает первые серьезные инвестиции. Причем, избегая ошибок стихийности и несбалансированности. Так, на опережение развивается аэропортовая инфраструктура, в отличие от многолетних прожектов аэропортов Краснодара, Анапы и уже исчерпавшего резерв роста Сочи.

Обращает на себя внимание и активность новых конкурентов – Иран готов отменить визовый режим для туристов, тем же путем идет Китай; смягчают условия пребывания туристов Вьетнам, Камбоджа; на горизонте вырисовываются африканские курорты…

Итак, несмотря на всю специфику и уникальность, геополитику и прочее, наступило время не только переосмысления бизнесом и государством потенциала развития кубанских курортов, но и реализации запоздавших не на одно десятилетие крупных инвестиционных проектов.

На эту тему
От Сочи до Крыма: анализ туристического сезона 2023 года
Поделиться
На высоком уровне обозначен проект строительства высокоскоростной ж/д-магистрали между центром и Югом страны – пока звучит фантастично, но время в дороге сократится в 3-4 раза. Другой тоже пока фантастичный, но уже вырисовывающийся проект строительства Новой Анапы – долгожданное решение проблемы баланса между жилой и курортной недвижимостью, неконфликтного сосуществования экологии и бизнеса. 

Системное освоение курортных возможностей азовского побережья – решение проблемы бюджетного отдыха и молодежного активного туризма. Надо честно признать, что тотальная дефицитность всего – от инфраструктуры до пляжных территорий на черноморском побережье крайне ограничивает экономичные, но конкурентные и цивилизованные форматы отдыха. 

И, наконец, сглаживание сезонности – необходимое условие для повышения коммерческой привлекательности отрасли и снижения сроков окупаемости инвестиций (а они играют критически важное значение при экстенсивном пути развития). Если не принимать во внимание специфику текущего момента, то кубанским курортам крайне необходимы круглогодичные события, привязанные к маркетинговому позиционированию территорий. Сейчас наблюдается их острейший дефицит, а ведь именно события – фестивали, форумы, выставки, ярмарки – являются магнитом для привлечения спроса, особенно в межсезонье. Это зона для роста не менее, а возможно и более емкая, чем развитие номерного фонда, ресторанного бизнеса и традиционных курортных развлечений.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .