Поделиться
— Малый и средний бизнес играют стратегическую роль в экономике Краснодара. Мы, правда, в первом квартале ухудшили ситуацию по безработице — у нас в последнее время был показатель 0,2 процента, а теперь 0,3. Но это, конечно, не та безработица, которая не оставляет человеку выбора.
В денежном выражении на МСБ приходится около 41 процента оборота предприятий. На каждую тысячу человек населения города у нас 75 малых и средних предприятий, в то время как для России в целом этот показатель составляет 39 единиц.
За первые три месяца доходная часть городского бюджета по сравнению с прошлым годом не уменьшилась. Более того, предварительные данные позволяют говорить о приросте выручки оборотов МСБ более чем на 7 процентов — это почти 167 миллиардов рублей. Это означает, что предприниматели работают, как и работали. В каком-то смысле они чувствуют себя более уверенно, чем другие сферы. И уровень зарплат там растёт. По итогам 2014 года размер среднемесячной заработной платы по крупным и средним предприятиям составил более 37 тысяч рублей — рост по сравнению с 2013 годом на 8,4 процента.
Конечно, первое место в структуре этой сферы бизнеса занимает торговля (около 45 процентов) и сфера услуг (20 процентов). В этой сфере с апреля прошлого года мы большой упор делали на систематизацию торговли — действовали через краевой штаб по развитию и благоустройству Краснодара. Мы перемещали ряд торговых точек, находящихся на видных местах. При этом была поставлена задача провести работу так, чтобы предприниматели не потеряли своих рабочих мест.
— Какими оказались основные направления деятельности штаба?
— Главная задача — придание городу единого архитектурного облика и решение проблем благоустройства — по примеру Сочи. Думаю, самый главный итог — что механизм этой работы сложился. Налажено постоянное взаимодействие с бизнесом, разработаны и утверждены стандарты внешнего вида — как зданий, так и прилегающей территории. Чтобы запустить всю работу, территорию Краснодара поделили на зоны ответственности по примеру олимпийского Сочи; за каждую из них отвечают группы специалистов администрации города. За внутригородскими округами был закреплён тот или иной департамент или управление администрации Краснодара, а сотрудники структурных подразделений были закреплены непосредственно за улицами. На каждом заседании формулируется ряд замечаний, на выполнение которых даётся месяц. В результате у нас совершенно изменился облик ряда ключевых улиц — Северной, Ставропольской, Мачуги, Красной, Мира и других. Здесь проделан большой объём работ по демонтажу незаконной рекламы и незаконно установленных ларьков и киосков, ремонту тротуаров и дорожного полотна, обновлению заборов, фасадов зданий и коммерческих объектов.
Чтобы вы себе представляли объём работы — за год деятельности штаба было разработано и согласовано более шести тысяч обязательных технических условий (дизайн-макетов) для объектов потребительской сферы города. Они содержат обязательные требования к внешнему виду и цветовому решению фасадов, витрин, формату вывесок и благоустройству прилегающей территории. Порядка 60 процентов объектов (3708) под контролем закреплённых специалистов городской администрации уже приведены в соответствие с утверждёнными стандартами, около 30 процентов находятся в стадии реализации.
В сфере нестационарной торговли мы утвердили схему размещения объектов. Формат торговых объектов стандартизирован. Это сделано по рекламным конструкциям, по оформлениюостановочных комплексов.
Был запущен официальный сайт краевого штаба по развитию и благоустройству Краснодара — gorod.krd.ru. В оперативном режиме на интернет-ресурсе размещается информация о новых стандартах и требованиях единого архитектурного облика, рекомендации по изготовлению вывесок и рекламы. Также здесь можно отправить обращение в адрес штаба, заполнив соответствующую форму.
— Уточню: речь идёт о дополнительных расходах бюджета?
— Нет, работа эта ведётся в ситуации, когда мы не можем увеличивать бюджетные расходы. Результаты достигаются исключительно за счёт организационных мероприятий, вовлечения бизнеса. Например, бизнес в прошлом году реконструировал все пешеходные переходы города — на это ушло около 350 миллионов рублей.
Наше бюджетное состояние сегодня таково, что мы работаем, по сути, лишь на доходах городского бюджета. Краевые программы только начинают оживать, а ситуация на финансовом рынке нас очень ограничивает в плане привлечения кредитных ресурсов. Мы активно пользовались кредитами, но под 19–20 процентов привлекать средства не можем. Городских источников на капитальные вложения не хватает, поэтому опора на бизнес сейчас для нас весьма важна. Даже в кризисных условиях остаётся возможность взаимной поддержки.
— А бизнес не сопротивляется дополнительной нагрузке по благоустройству? Часто владелец ресторана может сказать, что яма в двух метрах от его объекта — это уже не его зона ответственности.
— У нас такого нет.
— А как вам удалось донести до местного бизнеса идею о том, что вкладываться в благоустройство города выгодно?
— Год назад мы провели очень большую работу по разъяснению своей позиции. Объясняли, что не только экономика, но и сам город формирует возможности для бизнеса. Например, это центр притяжения и для населения края, и для гостей региона. Каждый день в город прибывает около 150 тысяч иногородних граждан.
Хочу обратить внимание и на то, что закрытых торговых комплексов у нас нет. А ведь проходила информация о том, что сейчас нас покинут европейские компании, и наши торговые центры опустеют. Однако они работают с таким же напряжением, уровень товарооборота в первом квартале повысился. Потому что люди продолжают приезжать в город и пользоваться его благами.
Мне кажется, мы добились понимания со стороны людей. Мы проводили социологическое исследование в конце прошлого года — задавали вопрос о том, как они относятся к работе штаба по благоустройству и есть ли от него польза. Более 70 процентов жителей нам отвечали, что они видят изменения и поддерживают эту работу. И нельзя сказать, что взаимодействие с бизнесом строится через какую-либо общественную организацию: у каждого подразделения муниципалитета основной блок вопросов — это взаимодействие с бизнесом и влияние на него.
— Насколько активно бизнес Краснодара включается в проекты частно-государственного партнёрства, в первую очередь в сфере строительства социальной инфраструктуры? Можете ли вы привести примеры наиболее успешных подобных проектов?
— Хотел бы выделить несколько таких проектов. За последние годы совместно с компанией «Золотая корона» мы реализовали проект «Автоматизированная система оплаты проезда на муниципальных маршрутах регулярного сообщения».Речь идёт об использовании транспортных карт при оплате проезда в городских трамваях, троллейбусах и автобусах. Транспортная карта — современный платёжный инструмент, позволяющий пассажиру не пользоваться наличными и предоставляющий скидки при оплате проезда. Транспортные предприятия, в свою очередь, получают достоверную информацию о пассажиропотоке, загруженности транспорта, что положительно сказывается на качестве перевозок. Дополнительно были введены в действие «Карта школьника» и «Студенческая карта» с предоставлением льгот по оплате проезда. С введением этих карт удалось учесть фактический объём перевозок студентов и школьников, что позволило более эффективно использовать бюджетные средства, предназначенные на выплату субсидий предприятиям пассажирского транспорта, в связи с предоставлением льгот по оплате проезда.
Ряд проектов ГЧП находятся в стадии реализации. Например, в мае прошлого года был проведён конкурс на право заключения инвестиционного соглашения по оборудованию и эксплуатации на платной основе парковок, расположенных на городских автомобильных дорогах. Победителем была признана компания «Ланит-Юг» (ныне — ООО «Городские Парковки»). Заключено инвестиционное соглашение сроком на семь лет. По условиям соглашения инвестор обязан создать восемь тысяч парковочных мест, а по истечении семилетнего срока — передать все парковки и всю созданную инфраструктуру (диспетчерский центр, оборудование для фото‑ и видеофиксации нарушений и так далее) на баланс муниципалитета. На середину апреля введено в эксплуатацию 69 парковок на 3230 машино-мест. Кстати, работа по созданию платного парковочного пространства не стоила бюджету ни рубля, а доход уже приносит — только по итогам прошлого года около трёх миллионов рублей.
Нужно отметить, что представители частного бизнеса следят за объявляемыми конкурсами на заключение инвестиционных соглашений по Восточной промышленной зоне. На участие в создании зоны подали заявки более 30 резидентов. Основной формой поддержки в данном случае является освобождение организаций от уплаты земельного налога. Предполагается снижение ставки налога на прибыль организаций на 4,5 процента на период окупаемости инвестиционных затрат (около 5 лет) и на 2,5 процента по завершении периода окупаемости.
— На какой стадии находятся планы главы «Магнита» Сергея Галицкого по строительству производств в Восточной промзоне?
— Сергея Галицкого не удовлетворило расположение земли, которую мы ему предоставляли под размещение производств, по отношению к железной дороге. Мы сейчас вместе с краем вышли с ходатайством на фонд реформирования жилищного строительства о замене этой земли на рядом расположенную территорию, которая его полностью удовлетворяет. Фонд РЖС рассматривает эту заявку. Мы ожидаем, что промзона останется такой, как есть, но к ней будет прирезана дополнительная часть.
Однако нужно понимать, что проект Восточной промышленной зоны — долгосрочный. Это огромная территория общей площадью 330 гектаров — хотя в данный момент речь идёт об освоении первых 66,4 гектара, которые необходимо обеспечить всей необходимой инженерной инфраструктурой.
В целях обеспечения энергоресурсами планируется строительство подстанции 220 кВ «Восточная промзона». Между администрацией Краснодарского края и ОАО «ФСК ЕЭС» в феврале было подписано соглашение о строительстве этого объекта. В настоящее время завершается оформление земельных вопросов, начато проектирование объекта. Срок завершения работ по строительству — 2018 год. В то же время ОАО «Газпром Газораспределение Краснодар» включило в свою инвестиционную программу строительство газопровода, подводящего к территории промышленного парка.
— За счёт чего Краснодар в прошлом году заметно перевыполнил план по жилищному строительству? Я помню, что в начале прошлого года аналитики ожидали спада в этой сфере.
— Да, плановое задание по вводу в эксплуатацию жилья в 2014 году оговаривало объём в размере 1,2 миллиона квадратных метров, а по итогам года было построено 1,7 миллиона квадратных метров, причём 1,3 миллиона «квадратов» — это многоквартирные жилые дома. План перевыполнен на 43 процента.
Строительство, конечно, сейчас является локомотивом экономики города, несмотря на то, что по доходам основная часть приходится на потребительскую сферу. Строительством многоквартирных жилых домов на территории Краснодара сегодня занимается порядка 100 строительных компаний. Город за 5–6 лет увеличил численность населения на 200 тысяч человек. По официальной статистике у нас сейчас 910 тысяч жителей, а фактически — 1,2 миллиона. И строительство продолжается. Мы с помощью компаний строительного комплекса решили проблему обманутых дольщиков — они выступили инвесторами при достройке домов. Нас постоянно сдерживала мысль о том, что строители «перекормили» рынок жилья. Но квартиры покупаются и сегодня. В город идёт большой приток населения со всего края — люди покупают здесь квартиры для своих детей. Рабочие места в городе влекут сюда приезжих из других районов Кубани, из Адыгеи.
В первом квартале, по оперативным данным, введено более 610 тысяч квадратных метров жилья, в том числе почти 570 тысяч — в многоквартирных жилых домах. Квартальный план перевыполнен в 1,6 раза. Так что спада на этом рынке в городе в настоящее время не наблюдается.