92 99 13

«Актуальный театр – тот, который дает зрителю возможность заглянуть в будущее»

1761
7 минут

В донской столице стартует первый фестиваль актуального театрального искусства «Февраль+», организованный ростовским Театром 18+. Фестиваль объединил независимые проекты и театральных деятелей из разных городов России и Швейцарии. Сотрудничество со швейцарскими драматургами и режиссерами началось после того, как летом ростовский театр посетил президент страны Ален Берсе

«Актуальный театр – тот, который дает зрителю возможность заглянуть в будущее»

Поделиться

Фестиваль «Февраль+» проходит в Ростове с 3 февраля по 3 марта. В течение месяца в Театре 18+ запланирована насыщенная программа — показы спектаклей, читки пьес, лаборатория сторителлинга и неделя швейцарской культуры. О том, какой театр сегодня можно назвать актуальным, и какие тенденции входят в моду в современном театральном искусстве, рассказал «Эксперту Юг» главный режиссер Театра 18+ Герман Греков.

Герман, расскажите, как появилась идея фестиваля «Февраль+», кто его придумал?

— Придумал фестиваль наш художественный руководитель Юрий Муравицкий. Год назад Театру 18+ исполнилось пять лет, и мы решили из дня рождения сделать мини-фестиваль «Первая пятилетка»: на протяжении февраля мы и сами делали мероприятия, и звали гостей. Удалось растянуть одно событие на целый месяц, нам все понравилось, и мы решили это закрепить. Так случилось, что Юрий Муравицкий встречался с представителями фонда «Про Гельвеция» (представительство «Про Гельвеции» в Москве содействует культурному обмену между Швейцарией и Россией — прим. ред.), и они организовали нам встречу с президентом Швейцарии, который приезжал в Ростов во время чемпионата мира по футболу. Он пришел к нам посмотреть репетицию спектакля «Грязнуля» Сергея Чехова и выставку современных ростовских художников, ему все очень понравилось, в том числе и история этого помещения (Театр 18+ расположен в здании бывшей макаронной фабрики — прим. ред.). В рамках фестиваля и при поддержке фонда мы представим спектакль по пьесе швейцарского автора Кристины Риндеркнехт «Ливия, 13». В Ростов приедет автор пьесы, запланирован также паблик-ток от режиссера театра и кино Хайнца Гублера. То есть у нас получится международный фестиваль. Будут и первые гастроли в Ростове независимого Театра ТРУ из Санкт-Петербурга, и моноспектакль-стендап, в котором актер Театра.doc Алексей Юдников рассказывает и показывает свое видение фильмов, и еще много всего интересного.

Поделиться

Президент Швейцарии Ален Берсе в Театре 18+

— Как составлялась программа фестиваля, есть ли у него магистральная линия?

— Магистральная линия у нас одна: мы делаем тот театр, который каждый раз должен служить каким-то открытием. Поэтому мы знакомим зрителей с новой драматургией, новыми форматами. Все наши гости на фестивале — это независимые проекты. То есть идея фестиваля очень простая — как независимый театр может быть эффективен, как при минимуме затрат он двигается вперед, задает тренды. Сам факт существования независимой культуры — независимой, то есть лишенной какой-то идеологии… Хотя, если покопаться, то идеология везде есть: если мы говорим о независимом театре, то это уже идеология независимого театра. Так вот, независимая культура — это, наверное, независимость от пропаганды, от одностороннего взгляда, это возможность посмотреть на любое явление с разных точек зрения — они не всегда удобны, не всегда приятны, не всегда считываются, но это должно быть. Потому что, если мы приходим к чему-то одностороннему, это приводит к кризису мышления, застою.

— Какие события фестиваля можно назвать центральными?

— Честно, не хочется ничего выделять, я бы на все ходил. Но на правах того, что к нам приезжают гости, особенным событием станет швейцарская неделя. Интересно узнать, как они работают, какие у них проблемы. Сейчас у нас ставится спектакль по пьесе швейцарского автора, и я могу сказать, что это абсолютно про нас. Пьеса про подростков, написана в 2007 году, и сейчас она стала еще актуальнее. Я думаю, будет много точек соприкосновения.

— В рамках фестиваля будет работать лаборатория сторителлинга — какова ее тема, кто будет руководить процессом?

— Приедет Алексей Розин, под его руководством будет работать лаборатория. Мы придумали такой формат — «Говорит Ростов». Алексей Розин — актер, режиссер и педагог. Помимо того, что он активно снимается в кино и играет в театре, он еще и занимается сторителлингом. А я, со своей стороны, буду отвечать за драматургию. Я думаю, это тоже должно быть знаковое событие для Ростова, потому что тема — ростовская мифология. Каждый город, естественно, обладает своей мифологией, но у Ростова, мне кажется, она наиболее интересная. Ростов — многонациональный город, и мультикультурная среда создает такой мощный мифологический бульон. Мы сами этого не замечаем, но так и есть. По итогам лаборатории мы сделаем спектакль.

— «Февраль+» — фестиваль актуального театра. Актуальный театр — значит, какой? И какой тогда — неактуальный?

— Я понял одну интересную вещь: для меня актуальность не связана стем, что «утром в газете — вечером в куплете». Для меня актуальный театр — тот, который дает зрителю возможность заглянуть в будущее. Актуальность, мне кажется, — это не только про сегодня, но и про завтра. Мы берем тот шум времени, который есть сегодня, рефлексируем и смотрим, куда это может нас привести.

— А актуальный театр может поставить Шекспира или Островского?

— У нас театр современной драматургии. Есть ли у этих текстов перекличка с классикой? Да сколько угодно! Без традиций ничего невозможно создать. В теории, конечно, актуальный театр может поставить Шекспира. Но для меня прием, когда берут классический текст и пытаются его осовременить — переодевают артистов, выбирают другую эпоху — это сомнительное занятие. Зачем эти мучения нужны, автор в любом случае будет сопротивляться. Если хочешь сделать что-то по мотивам, побыть в диалоге с автором — просто напиши свой текст. В любом случае у автора заложена какая-то метафора, и если ты с ней работаешь, она уже вне времени.

Поделиться

— Можно сказать, что современное театральное искусство уже прижилось в Ростове?

— В России процесс идет медленно, он запущен, и мы — его часть. Но я не могу сказать, что современный театр в России прижился и празднует победу. Почему современное искусство остается непонятным для широкой аудитории? Потому что оно заглядывает в будущее, а не каждый, как говорится, до этого доходит. А когда что-то становится привычным, то перестает быть современным. Я назову основную традицию театра — это изменчивость, театр — та вещь, которая постоянно меняется. Если театр на чем-то одном фиксируется, то он продержится максимум 10 лет.

— Формат театрального фестиваля нацелен на коммерческий успех? Или здесь главное — культурный и просветительский аспекты?

— При лучшем раскладе какие-то расходы отобьются и что-то мы сможем заработать, но это немного по меркам коммерческого успеха. Конечно, просветительского аспекта больше, чем коммерческого.

— В рамках фестиваля будут проходить и показы фильмов. Концепция «театр плюс», когда сочетаются одновременно несколько видом искусства, сильна в современном театральном мире?

— Да, театр и кино вообще существуют в интересном симбиозе. Киношные приемы часто используются в театре. Если брать, например, фильмы Тарантино, то это диалоговое кино, больше театральная эстетика, поэтому в театре так любят этого режиссера. Как чистого жанра театра уже не существует, он впитывает в себя все.

— Какие еще тенденции современного театра, на ваш взгляд, сейчас актуальны?

— Сам театр становится модной тенденцией, я за это ратую — чтобы в театр стало модно ходить. Сейчас режиссер сам создает свою эстетику, свой язык, а не просто ставит спектакль.

— Театр 18+ представлен в пяти номинациях на главную театральную премию стран — «Золотая маска». Четыре из них жанре «Драма» связаны со спектаклем «Ханана» по вашей пьесе. Как оцениваете шансы на победу?

Я противник побед — это же не заезд, не чемпионат мира по театру, это фестиваль. То, что мы участвуем, — уже победа. Конечно, получение премии — это очень хорошо. Но это не победа, я бы назвал это просто хорошей работой, отмеченной жюри. Сам факт, что мы приедем и сыграем на фестивале, — это замечательно, для нас важно хорошо себя показать. Говорят, билеты на наш спектакль уже проданы.

С подробной программой фестиваля «Февраль+» можно ознакомиться на сайте Театра 18+.

Справка. Театр 18+ расположен в здании бывшей макаронной фабрики, в пространстве арт-центра MAKARONKA в Ростове. Театр знакомит зрителей с современными текстами, новыми театральными технологиями, взаимодействуя с местной арт-средой — художниками и музыкантами. Театр появился в 2013 году по инициативе бизнесмена Евгения Самойлова и режиссера Ольги Калашниковой. Художественный руководитель театра — московский режиссер, лауреат национальной премии «Золотая маска» Юрий Муравицкий, главный режиссер — драматург и режиссер Герман Греков. Помимо спектаклей, в Театре 18+ проходят открытые творческие встречи, лекции современных деятелей культуры, мастер-классы, читки пьес, музыкальные концерты и кинопоказы.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1