
Фестиваль «Февраль+» проходит в Ростове с 3 февраля по 3 марта. В течение месяца в Театре 18+ запланирована насыщенная программа — показы спектаклей, читки пьес, лаборатория сторителлинга и неделя швейцарской культуры. О том, какой театр сегодня можно назвать актуальным, и какие тенденции входят в моду в современном театральном искусстве, рассказал «Эксперту Юг» главный режиссер Театра 18+ Герман Греков.
— Герман, расскажите, как появилась идея фестиваля «Февраль+», кто его придумал?
— Придумал фестиваль наш художественный руководитель Юрий Муравицкий. Год назад Театру 18+ исполнилось пять лет, и мы решили из дня рождения сделать
Президент Швейцарии Ален Берсе в Театре 18+
— Как составлялась программа фестиваля, есть ли у него магистральная линия?
— Магистральная линия у нас одна: мы делаем тот театр, который каждый раз должен служить
— Какие события фестиваля можно назвать центральными?
— Честно, не хочется ничего выделять, я бы на все ходил. Но на правах того, что к нам приезжают гости, особенным событием станет швейцарская неделя. Интересно узнать, как они работают, какие у них проблемы. Сейчас у нас ставится спектакль по пьесе швейцарского автора, и я могу сказать, что это абсолютно про нас. Пьеса про подростков, написана в 2007 году, и сейчас она стала еще актуальнее. Я думаю, будет много точек соприкосновения.
— В рамках фестиваля будет работать лаборатория сторителлинга — какова ее тема, кто будет руководить процессом?
— Приедет Алексей Розин, под его руководством будет работать лаборатория. Мы придумали такой формат — «Говорит Ростов». Алексей Розин — актер, режиссер и педагог. Помимо того, что он активно снимается в кино и играет в театре, он еще и занимается сторителлингом. А я, со своей стороны, буду отвечать за драматургию. Я думаю, это тоже должно быть знаковое событие для Ростова, потому что тема — ростовская мифология. Каждый город, естественно, обладает своей мифологией, но у Ростова, мне кажется, она наиболее интересная. Ростов — многонациональный город, и мультикультурная среда создает такой мощный мифологический бульон. Мы сами этого не замечаем, но так и есть. По итогам лаборатории мы сделаем спектакль.
— «Февраль+» — фестиваль актуального театра. Актуальный театр — значит, какой? И какой тогда — неактуальный?
— Я понял одну интересную вещь: для меня актуальность не связана стем, что «утром в газете — вечером в куплете». Для меня актуальный театр — тот, который дает зрителю возможность заглянуть в будущее. Актуальность, мне кажется, — это не только про сегодня, но и про завтра. Мы берем тот шум времени, который есть сегодня, рефлексируем и смотрим, куда это может нас привести.
— А актуальный театр может поставить Шекспира или Островского?
— У нас театр современной драматургии. Есть ли у этих текстов перекличка с классикой? Да сколько угодно! Без традиций ничего невозможно создать. В теории, конечно, актуальный театр может поставить Шекспира. Но для меня прием, когда берут классический текст и пытаются его осовременить — переодевают артистов, выбирают другую эпоху — это сомнительное занятие. Зачем эти мучения нужны, автор в любом случае будет сопротивляться. Если хочешь сделать
— Можно сказать, что современное театральное искусство уже прижилось в Ростове?
— В России процесс идет медленно, он запущен, и мы — его часть. Но я не могу сказать, что современный театр в России прижился и празднует победу. Почему современное искусство остается непонятным для широкой аудитории? Потому что оно заглядывает в будущее, а не каждый, как говорится, до этого доходит. А когда
— Формат театрального фестиваля нацелен на коммерческий успех? Или здесь главное — культурный и просветительский аспекты?
— При лучшем раскладе
— В рамках фестиваля будут проходить и показы фильмов. Концепция «театр плюс», когда сочетаются одновременно несколько видом искусства, сильна в современном театральном мире?
— Да, театр и кино вообще существуют в интересном симбиозе. Киношные приемы часто используются в театре. Если брать, например, фильмы Тарантино, то это диалоговое кино, больше театральная эстетика, поэтому в театре так любят этого режиссера. Как чистого жанра театра уже не существует, он впитывает в себя все.
— Какие еще тенденции современного театра, на ваш взгляд, сейчас актуальны?
— Сам театр становится модной тенденцией, я за это ратую — чтобы в театр стало модно ходить. Сейчас режиссер сам создает свою эстетику, свой язык, а не просто ставит спектакль.
— Театр 18+ представлен в пяти номинациях на главную театральную премию стран — «Золотая маска». Четыре из них жанре «Драма» связаны со спектаклем «Ханана» по вашей пьесе. Как оцениваете шансы на победу?
— Я противник побед — это же не заезд, не чемпионат мира по театру, это фестиваль. То, что мы участвуем, — уже победа. Конечно, получение премии — это очень хорошо. Но это не победа, я бы назвал это просто хорошей работой, отмеченной жюри. Сам факт, что мы приедем и сыграем на фестивале, — это замечательно, для нас важно хорошо себя показать. Говорят, билеты на наш спектакль уже проданы.
С подробной программой фестиваля «Февраль+» можно ознакомиться на сайте Театра 18+.
Справка. Театр 18+ расположен в здании бывшей макаронной фабрики, в пространстве