100 106 14

Драйвер донского бизнеса — холдинги

1672
12 минут

Вектор развития экономики Ростовской области определяют холдинговые компании. Их удельный вес растёт — по итогам 2015 года доля холдингов в списке 200 крупнейших донских компаний превысила 39%, против 33% по результатам 2014-го

Драйвер донского бизнеса — холдинги

Поделиться

В донской экономике уже два с половиной десятилетия тон задают, доминируя в различных сферах, крупные и средние компании, выстроившие свой бизнес по принципу холдингов и вертикально интегрированных структур. Их условно можно разделить на федеральные и местные, выделив отдельную группу «новых лиц» — это компании, которые заявили о себе относительно недавно. Практически все их ключевые структуры вошли в рэнкинг 200 крупнейших компаний Ростовской области «Эксперта ЮГ».

Анализируя динамику доли этих холдинговых структур в рэнкинге, мы обнаружили, что в 2015 году, на который пришёлся пик кризиса в отечественной экономике, холдинги и вертикально интегрированные структуры не просто заметно выросли количественно и нарастили свою долю. Их суммарный оборот составил 496,9 млрд рублей против 309,9 млрд в 2014 году, а это 60% роста (см. график 1). Удельный вес же этих компаний в общем объёме бизнеса 200 крупнейших региона составил 39,1%, и это очень немало, учитывая, что ещё в 2014 эта доля составляла лишь 33% (см. график 2).

Выходит, кризис лучше переживать сообща, в составе диверсифицированной или вертикально интегрированной группы. Такая форма работы способствует устойчивости и росту объемов бизнеса. Конечно, мы считаем их в рублях, но даже в пересчёте на валюту показатели выглядят очень неплохо: не упасть в такие времена — достойный итог.

Федералам бурный рост не обязателен

Наиболее заметными и влиятельными в регионе игроками вполне обоснованно считаются сбытовые, транспортные, оптовые и генерирующие структуры федеральных гигантов ТЭКа. Первые строчки рейтингов дочерние компании «Газпрома», «Роснефти», «ЛУКойла» и «ТНС Энерго» оккупировали давно и прочно. Их руководство вхоже во властные кабинеты и зачастую само является депутатами различных уровней, обладая не только экономическим, но и политическим влиянием в регионе (сотрудники «Газпрома» Сергей Петляков, Владимир Ревенко, Асланбек Джиоев). Будучи представителями ведущих отечественных компаний, они строго подчиняются корпоративной дисциплине и проводят ту политическую линию, которая разработана в головных подразделениях.

Крупные федеральные компании на местах могут не показывать высоких показателей роста, но собственная «тяжеловесность» и обширная клиентская база делают их априори рыночными лидерами по доходности. К примеру, ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» за 2015 год показал рост всего лишь с 30,7 до 31,1 млрд рублей, ООО «ЛУКойл-Ростовэнерго» — с 6,9 до 7,1 млрд рублей. Но и та, и другая компании являются региональными лидерами в своих отраслях.

С другой стороны, показателен пример на топливном рынке региона. Розничный рынок области фактически разделён между основными федеральными ВИНКами — «Роснефтью», «ЛУКойлом» и «Газэнергосеть розница». Последняя из них, консолидировав АЗС мелких местных игроков, вообще показала значительный рост, заняв первое место в рэнкинге 200 крупнейших компаний Ростовской области с ростом выручки в 2014-15 годах с 10,9 до 70,187 млрд рублей (см. стр. 26). На долю независимых операторов совокупно приходится менее четверти доли рынка.

Крупные федеральные игроки пришли и в тяжёлую индустрию. В феврале 2012 года Таганрогский котлостроительный завод (ТКЗ) «Красный котельщик» вместе с его управляющей компанией «ЭМАльянс» перешёл под «зонтик» группы Алексея Мордашова (ОАО «Силовые машины»). Уже с новым инвестором в конце прошлого года ТКЗ завершил очередной этап своей масштабной модернизации, выведя на рынок первый отечественный котёл (для Новочеркасской ГРЭС), работающий по схеме «циркулирующий кипящий слой» со сверхкритическими параметрами пара. В 2014 и 2015 годах оборот предприятия падал (-15,9% за 2015 год, до 4,3 млрд), и работало оно в убыток. Тем не менее, есть надежда, что инвестиции в модернизацию себя оправдают.

Другой федеральный игрок, «АЭМ-Технологии» (входит в государственный концерн «Росатом»), фактически спас волгодонский «Атоммаш», на котором за 20 лет практически позабыли про выпуск его профильной продукции — оборудования для атомной отрасли. В настоящее время портфель заказов волгодонского завода составляет 57 млрд рублей. Этого удалось достичь за счёт частичной модернизации устаревшего с советских времён производства и привлечения заказов как от профильной атомной отрасли, так и от потребителей нефтегазовой сферы. Кроме того, «Атоммаш» сегодня изготавливает оборудование для Белорусской АЭС, АЭС «Куданкулам» в Индии, готовится начать производство основных элементов реакторной установки для Курской АЭС и АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии.

Региональные производственные предприятия, находившиеся в состоянии серьёзного кризиса, таким образом, стали одной из точек роста федеральных групп. С другой стороны это, несомненно, пример положительного влияния «федералов» на экономику региона.

Локальные холдинги ставят на диверсификацию

«Местные» группы в разное время вышли на рынок (и, собственно, стали группами), но уже закрепили свои позиции в различных сегментах, являясь в них ключевыми игроками. Используя свою близость к региональным и муниципальным властям, руководство этих компаний имело и имеет возможность влиять на принятие важных решений исполнительной и законодательной ветвей. А порой даже оппонировать им. С другой стороны, именно представители этой когорты компаний привлекаются властями для участия в знаковых региональных проектах, включаются в состав различных делегаций на экономические форумы.

Крупнейшим местным промышленно-торговым гигантом является холдинг «Юг Руси», компании которого по итогам 2015 года занимают 12,6% рэнкинга 200 крупнейших компаний Ростовской области «Эксперта ЮГ». Это очень серьёзный показатель, и что важно — он растёт: по итогам 2014 года удельный вес компаний «Юга Руси» составлял 10,6%. В отличие от других крупных ныне холднигов, развивающихся на базе скупленных старых производств, компания Сергея Кислова, по сути, возникла на голом месте. Лидер российского масляного рынка МЭЗ «Юг Руси», одноимённый хлебозавод, Новошахтинский завод нефтепродуктов были построены уже в текущем столетии. Его закупочные, розничные, дистрибьюторские сети вызывают приступы меланхолии и чёрную зависть у конкурентов, но неизменно лидируют в рейтингах. В рэнкинг попали сразу семь подразделений «Юга Руси», что уже свидетельствует о высокой конкурентоспособности менеджмента игрока, выросшего с регионального уровня до транснационального холдинга. Причём эти компании растут, и весьма заметно — к примеру, Новошахтинский завод нефтепродуктов за 2015 год показал рост выручки с 49,4 до 60,2 млрд рублей, а сбытовое ООО «Золотая семечка» — с 8 до 40,3 млрд рублей).

Другим знаковым явлением экономики Ростовской области является группа Константина Бабкина «Новое Содружество» — хоть и московская по происхождению, но развивающая основные свои предприятия здесь. В число этих производств входит и главный, по сути, завод региона — КЗ «Ростсельмаш». Ростовские комбайны и тракторы — своеобразная «визитная карточка» Дона.

Собственники группы не только вдохнули вторую жизнь в погибавший в конце 90-х годов завод «Ростсельмаш», но и выстроили на его базе холдинговую структуру из 13 предприятий, расположенных в пяти странах мира. Кроме того, группа контролирует также донские заводы «Клевер», «Эмпилс», «Эмпилс-Цинк» и Ростовский прессово-раскройный завод, — эти предприятия также вошли в рэнкинг 200 крупнейших в Ростовской области. Их совокупная выручка выросла сразу на 20% (с 40,4 до 48,5 млрд рублей).

В прошлом году собственники «Нового Содружества» сделали важный шаг — перевели часть сборочных мощностей группы из Канады в Ростов. Теперь на комбайновом заводе начали собирать и тяжёлые тракторы семейства Versatile. Речь идёт главным образом о «двухтысячной серии» (тракторы мощностью 335 и 375 лошадиных сил) — наиболее востребованных южнороссийскими аграриями тяжёлых тракторах. Руководство завода предполагает уже в ближайшее время довести уровень локализации тракторов до 67–70%.

Другой видный игрок на региональном рынке — владелец «Группы АГРОКОМ» Иван Саввиди. Его холдинг также опирается на ещё дореволюционное предприятие «Донской табак», но старая фабрика уже много лет работает на новых мощностях, перенесённых из центра города на левый берег Дона. Входящий же в группу завод «Атлантис-Пак» является одним из отечественных лидеров по выпуску пищевой упаковки (предприятие демонстрирует рост за 2015 год с 5,3 до 6,8 млрд рублей).

Предполагается, что донской завод компании в перспективе будет специализироваться главным образом на выпуске сосисочной оболочки.

Оба ведущих предприятия г-на Саввиди давно уже являются игроками федерального уровня. Диверсификация бизнеса «Группы АГРОКОМ» привела к тому, что в настоящее время большая часть годовой выручки холдинга обеспечивается уже не за счёт базового предприятия — фабрики «Донской табак», из которой сама группа выросла: «Атлантис-Пак» и мясоперерабатывающий «Тавр» за последние годы значительно нарастили свою долю в структуре бизнеса г-на Саввиди. Обладая такими «опорными ногами», а также контролируя ещё ряд предприятий в Ростовской области в сфере АПК и переработки, Иван Саввиди к тому же остаётся заметной политической фигурой в местном бомонде. Хотя уже и без депутатского мандата.

Ещё одним заметным явлением донского бизнеса является группа «Мегаполис» Константина Кузина, построившего собственную империю на базе старых советских предприятий — среди них «Донецкая мануфактура» (за 2015 год выросла с 1,4 до 1,5 млрд рублей) и Шахтинская ТЭЦ (ныне газотурбинная электростанция, в 2015 году нарастившая выручку с 1,28 до 1,47 млрд рублей) и др. В этом сегменте он мог бы посоревноваться с другим «текстильным королём» Дона — Владимиром Мельниковым, владельцем компании «Глория Джинс», ещё одного участника рэнкинга. В прошлом году компания г-на Мельникова сменила прописку на столичную, а 80% своих производственных мощностей организовала в азиатских странах. Но часть фабрик «Глории» по-прежнему работают в Ростовской области, а сама компания в прошлом году снизила падение выручки с 27,8 до 23,8 млрд рублей.

С другой стороны, г-н Кузин постоянно искал способы диверсификации своего бизнеса, отметившись и в розничной торговле ГСМ, и в строительстве отелей, и в девелопменте, и в энергетике. Последние его впечатляющие инвестиции пришлись на химическую отрасль: в городе Шахты в прошлом году была запущена первая очередь завода по производству трёх и пятислойной биаксиально-ориентированной полипропиленовой пленки (БОПП) мощностью 30 тысяч тонн в год.

Новички стремятся на федеральный уровень

Относительно новым явлением на бизнес-карте Ростовской области можно назвать ещё одну группу предпринимателей, чьи основные коммерческие успехи приходятся на нынешнее тысячелетие.

Самый яркий пример бурного роста — ТД «РИФ» (вместе с другой компанией-участницей рэнкинга 200 крупнейших Ростовской области «Промэкспедиция» контролируется Петром Ходыкиным). «РИФ» стал явлением не только на региональном, но и на федеральном уровне — на сегодня это крупнейший зернотрейдер в России. В 2015 году компания выросла с 16,1 сразу до 49,9 млрд рублей. «РИФ» известен с 2010 года; ему же принадлежит крупнейший зерновой терминал по перевалке на малой воде под Азовом в устье Дона с мощностью единовременного хранения 108 тысяч тонн. По мнению экспертов, взлёт скромного «РИФа», который не входил в структуру ни одного известного холдинга, связан с грамотно выстроенной логистикой. Малые суда из Азовского порта доходили до керченского порта и порта Кавказ, где перегружались на большие суда. Такой метод позволял «РИФу» закупать зерно по привлекательным для контрагентов ценам. Кроме того, компании удалось хорошо наладить автомобильные поставки. Свою роль сыграла своевременная реконструкция зернового терминала с наращиванием его мощности с 30 до 108 тысяч тонн, что в условиях хороших урожаев и резкого роста зернового экспорта оказалось на руку владельцам «РИФа». Вместе с «Промэкспедицией» зернотрейдер занимает 4,1% общего объема нашего рейтинга 200 крупнейших компаний области.

На инвестиционном форуме в Сочи в 2016 году Пётр Ходыкин подписал соглашение с ФГУП «Росморпорт» об увеличении портовых мощностей в Азове. К 2019 году «Промэкспедиция» рассчитывает нарастить перевалку здесь с нынешних 2,5 млн тонн в 2-3 раза. Новый специализированный терминал сможет обслуживать суда дедвейтом до 5 тысяч тонн. А, следовательно, покидать когорту лидеров в руководстве компании не намерены.

Среди знаковых компаний региона нельзя не выделить также группу «Евродон» Вадима Ванеева. Шесть компаний группы стали участниками рэнкинга 200 крупнейших компаний Ростовской области «Эксперта ЮГ». Появление на рынке переработки российского агропрома скромного представителя оптово-розничной торговли с его наполеоновскими планами завоевания индейкой отечественных прилавков и холодильников вызывало в начале «нулевых» сочувственные улыбки. Однако совсем скоро ванеевский «Евродон» вырос в отраслевого лидера, к которому в гости заглянул сам президент Владимир Путин. Это стало, вероятно, ключевым фактором в том, что попытки других собственников отстранить г-на Ванеева от руководства компанией в начале прошлого года провалились.

И выяснилось, что для российского желудка не чужой является не только индейка, но и утка. «Евродон» сумел выстроить настоящий мясной холдинг — от родительского стада и яйца до собственной розничной сети. Его предприятия работают как в Ростовской области, так, с нынешнего года, и в родной для Вадима Ванеева Южной Осетии. К тому же в состав холдинга входят также заводы по производству металлоконструкций, сэндвич-панелей, выпуску комбикормов и др. Среди компаний-участников рэнкинга рост выручки евродоновских представителей достиг 7,6% (с 19,2 до 21,741 млрд рублей).

Условно к «новым лицам» донского бизнеса можно причислить и владельца ряда предприятий из различных сфер промышленности Вадима Варшавского. На Дону его узнали в начале века, когда он только вошёл в угольный бизнес. Но наибольшие его успехи связаны с другими сферами, где новейшие предприятия были построены на голом месте. Таковыми стали самый современный на 2007 год Ростовский электрометаллургический завод в Шахтах (завершил 2015 год с падением выручки на 11,5% — до 13,3 млрд рублей), свинокомплексы компании «Русская свинина» (представлена в рэнкинге 200 крупнейших компаний области ООО «ТД Русская свинина», которое за 2015 выросло на 18,7%, до 3,8 млрд рублей) и предприятие по производству аминокислот, которое должно вступить в строй в Волгодонске (компания «ДонБиоТех»).

У каждого из этих заводов своя непростая история, но каждый из них стал (или станет) явлением в своём сегменте. К этому стоит прибавить пробивную способность самого г-на Варшавского, не ищущего лёгких путей в бизнесе и без особых сомнений «воюющего» с такими гигантами, как «ЛУКойл», «Мечел» и пр. У него большой опыт работы в угольной промышленности, нефтянке, металлургии, АПК. При этом и в политике он не новичок — дважды был депутатом Госдумы. И хотя отношения Варшавского с региональными властями нельзя назвать безоблачными, от своих дальнейших проектов на Дону он отказываться не собирается.

Практически всех основных донских игроков рэнкинга 200 крупнейших компаний Ростовской области, сумевших нарастить свою долю в экономике в 2015 году, объединяет тот факт, что они вовремя сумели диверсифицировать бизнес и приобрести хорошие связи в политических элитах региона. Это помогло им поддержать свои холдинги в период максимального «проседания» различных рынков последних лет и не потерять позиции в ключевых сегментах.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1