300 КРУПНЕЙШИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ ЮГА РОССИИ ПО ИТОГАМ 2016 ГОДА
Общий объём выручки 300 крупнейших производителей юга России по данным за 2016 год составил 1,5 триллиона рублей, что на 0,2 триллиона больше суммарного объёма выручки, который показали 300 крупнейших производителей за 2015 год. Снижение темпов прироста по итогам 2016 года мы наблюдали по всем основным рэнкингам — 250 крупнейших компаний ЮФО (8,9%) и 100 крупнейших компаний СКФО (14,2%). На этом фоне индустрию сложно называть драйвером роста, хотя в 2015 году картина выглядела именно так. Теперь же это не столько драйвер, сколько база для имеющихся темпов развития крупного бизнеса региона в целом. Машиностроение и металлообработка — ярко выраженный лидер 2016 года. Это вторая отрасль индустриального Юга по размеру доли в общей выручке рэнкинга (22,3%) и лидер по динамике — плюс 32,3%. Но кажется, что сложившая ситуация — временная.
В десятке крупнейших сменился лидер
В десятке крупнейших производителей юга России налицо ряд подвижек. Волжский трубный завод, на протяжении последних лет бывший лидером рэнкинга, уступил первое место ПАО «Роствертол», темпы прироста выручки которого за 2016 год составили 38,8% — по сравнению с 2015 годом выручка увеличилась на 30,3 млрд рублей. В первой десятке вообще большая концентрация быстрорастущих, несмотря на объём, компаний — пять предприятий из десяти нарастили в 2016 году выручку более чем на 30%. В частности, Абинский электрометаллургический завод нарастил обороты на 32%, «Корпорация “Глория Джинс”» подросла на 40%, у ГК «Ростсельмаш» темпы прироста выручки составили 41,8%, ООО «Ставролен» увеличился в 2016 году в полтора раза.
Падение выручки среди компаний Топ-10 рэнкинга наблюдается у трёх предприятий — Волжского трубного завода (минус 13,3%), «Невинномысского Азота» (минус 10%), Таганрогского металлургического завода (минус 3,7%). Все эти компании упали в рэнкинге на несколько позиций. Но наибольшие потери показало ООО «Маслоэкстракционный завод “Юг Руси”», которое в прошлогоднем рэнкинге занимало 4 место по объёмам выручки. Однако, сократив выручку на 41%, компания вышла за пределы первой десятки.
Скромная прибыль на троих
Общий объём прибыли, заработанный участниками рэнкинга крупнейших производителей, — 145,4 млрд рублей, прирост — 15%. По сравнению с 2015 годом количество убыточных компаний, как и сам размер совокупного чистого убытка, заметно сократились. Убыточных компаний в этом рэнкинге не 44, а 26, а совокупный убыток не 27, а 15 млрд рублей. Отнимаем из прибыли убыток и получаем чистый доход представленной тремя сотнями предприятий южной индустрии в 2016 году — 130 млрд рублей. Для сравнения, 250 крупнейших компаний ЮФО, согласно рэнкингу Аналитического центра «Эксперт ЮГ», в том же 2016 году заработали 379 млрд рублей. Сравнение это нужно затем, чтобы показать, что главный центр прибыли в южной экономике — пока всё-таки не промышленность. В прошлом году такими секторами были транспорт и связь (КТК-Р, НМТП и др.), а также розничная торговля («Магнит»). «Эксперт ЮГ» писал о том, что 2016 год показал скачок прибыли примерно вдвое — и в результате по финансовому результату стал лучшим для южнороссийских компаний за весь период, прошедший с «тучных» лет. Немаловажно увидеть, что в сфере промышленности таких аномалий не наблюдалось — не было не только удвоения, но и выдающегося прироста.
Тройка отраслей, получивших в 2016 году максимальный финансовый результат, — машиностроение и металлообработка (46,4 млрд рублей), химическая промышленность (36,6 млрд) и АПК с пищёвкой (34 млрд). Эти три отрасли заработали 80% всей прибыли участников рэнкинга. При этом у АПК и пищёвки отрыв по количеству компаний более чем в три раза — 148. Но динамика отрасли наиболее близка к средним показателям рэнкинга — динамика выручки 9,6%, прибыли — 14,6%.
Отрасль машиностроения и металлообработки, благодаря лидерам, показала не только наибольшую совокупную чистую прибыль, но и наивысшую динамику прибыли — за год она увеличилась на 96%. За год количество убыточных компаний в этой сфере сократилось в четыре раза — с 12 до 3.
Химпром, хотя и показал невысокую динамику чистой прибыли (4,4%), тем не менее стал единственной массовой отраслью, в которой нет убыточных компаний, — в прошлом году их было две из 33. Аутсайдер по финансовому результату — чёрная металлургия, где с убытками закончили год 6 из 11 предприятий отрасли.
Среди десяти крупнейших производителей, показавших максимальную чистую прибыль, три компании представляют химпром (АО «Невинномысский Азот», ООО «Ставролен» и АО «Волжский оргсинтез»), по две — машиностроение и металлообработку (ПАО «Роствертол» и ООО «Абинский электрометаллургический завод»), табачную промышленность (ООО «Филип Моррис Кубань» и АО «Донской табак»), АПК и пищёвку (ООО «Маслопродукт» и АО «Фирма “Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева”») (см. таблицу 1). Особняком стоит одно предприятие лёгкой промышленности — ЗАО «Корпорация “Глория Джинс”». Вместе эти предприятия заработали 78 млрд рублей чистой прибыли — более 50% от суммарного дохода участников рэнкинга.
А вот структура тех, кто в 2016 году максимально увеличил чистую прибыль, иная. Четыре компании из десяти представляют отрасль машиностроения и металлообработки. Помимо Абинского электрометаллургического завода и «Роствертола» сюда вошли также ТНТК им. Г.М. Бериева и Таганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик». Для более адекватного восприятия этого финансового результата следует отметить, что три из четырех названных заводов (Абинский электрометаллургический завод, ТНТК им. Г. М. Бериева, «Красный котельщик») в 2015 году показывали убытки в размере нескольких миллиардов рублей.
АПК теряет темп
Как мы уже отметили, около половины компаний из рэнкинга 300 крупнейших производителей работают в отрасли АПК и пищевой промышленности (148), и это притом, что мы старательно удаляли из рэнкинга не только компании, по которым не удаётся подтвердить производственной деятельности, хотя она указана в ОКВЭДах, но и многочисленные птицефабрики, конечная продукция которых — охлаждённое мясо. И тем не менее на отрасль пришлась половина рэнкинга и 35,3% совокупной выручки рэнкинга (533,7 млрд. рублей) (см. таблицу 2). Год назад именно эта отрасль играла роль колоссального драйвера, динамика которого составляла более 30%. Нужно констатировать, что темпы утеряны — с динамикой 9,6% сектор выглядит хуже общего показателя по рэнкингу.
Иными словами, нынешняя конструкция развития смотрится крайне неустойчивой. Видно, что успехи машиностроения и металлообработки задают лидеры, но в ней есть и убыточные компании, и покинувшие список лидеров. А вот потенциал АПК и пищёвки, несмотря на снижение темпов, кажется гораздо убедительнее. Здесь лидеры во многом отвечают за снижение темпов. Тольку у одной компании из десятки крупнейших в этом секторе динамика выручки перевалила за 20% (ООО «Компания «Благо»), три компании показали минус (ООО «МЭЗ Юг Руси», ООО «Птицекомбинат», ООО «Бондюэль-Кубань»), две — символический прирост на уровне 5–6% («Нестле Кубань», «Сады Придонья»). Крупнейшим производителем АПК и пищёвки является АО «Фирма “Агрокомплекс им Н. И. Ткачёва”», которая замедлила темпы развития, прибавив в 2016 году лишь 15%. На всю первую десятку крупнейших в секторе приходится 37% выручки всех предприятий этой отрасли — на самом деле концентрация здесь одна из самых низких. Зато в десятке лучших компаний рэнкинга по темпам прироста выручки пять представляют именно АПК и пищёвку, лидер среди них — Нальчикский молочный комбинат, который вырос за год почти в 10 раз.
При общей положительной динамике 39 компаний АПК и пищевой промышленности — то есть четверть предприятий отрасли в рэнкинге — в 2016 году показали падение объёмов выручки. Совокупная выручка данных компаний в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократилась на 31,5 млрд рублей. Так, более чем на 40% снизилась выручка крупнейшего производителя нерафинированных растительных масел ООО «Маслоэкстракционный завод Юг Руси». Ещё один производитель нерафинированных растительных масел, ООО «Фирма “Лига”», показал падение выручки в 2016 году на 67%. На 30% упали Адыгейский комбикормовый завод и ООО «Гирей-Сахар». Вообще 6 из 8 заводов, специализирующихся на производстве сахара, показали падение выручки в 2016 году.
Новый отраслевой драйвер
В этом году пальма лидерства у машиностроения и металлообработки — отрасли, которая в 2015 году имела не самые впечатляющие 12% прироста. Через год мы видим динамику 32,3%. Но при этом вторая по численности компаний отрасль машиностроения и металлообработки (40 предприятий) за год семь участников рэнкинга потеряла — они оказались за пределами первых трёх сотен по причине снижения объёмов выручки. Тогда как количество компаний в АПК и пищёвке выросло на две.
В отрасли машиностроения и металлообработки 40 предприятий. Пять из десяти крупнейших компаний отрасли занимаются машиностроением — производством летательных аппаратов (самолёты, вертолёты и т.п.), сельхозмашин, легковых автомобилей, железнодорожных локомотивов и подвижного состава (ПАО «Роствертол», ГК «Ростсельмаш», ООО ПК «Новочеркасский электровозостроительный завод», ООО «АК “Дервейс”»). Эти пять компаний имеют 60% от суммарной выручки всей отрасли.
Третье место в рэнкинге по выручке с 33 компаниями заняла химическая промышленность — здесь круг игроков неизменен. Компании отрасли в суммарном объёме дают 14,7 % (222,2 млрд рублей) от общей выручки 300 крупнейших производителей. Нужно напомнить, что именно химпром был рекордсменом динамики в 2015 году, когда открывшиеся благодаря слабому рублю экспортные возможности позволили нарастить совокупную выручку предприятий более чем на 50%. На этом фоне главное событие 2016 года — стабилизация на завоёванных высотах. Более того, «химики» ещё и приросли на 9%.
Среди весомых отраслей нельзя не отметить сокращение суммарной выручки в чёрной металлургии. По количеству предприятий отрасль на шестом месте в рэнкинге (11 компаний), по выручке — на четвёртом с долей в 9,7%. Но семь из 11 предприятий показали снижение выручки, особенно значительным падение было у Ростовского электрометаллургического завода (-40%), Волгоградского металлургического комбината «Красный октябрь» (-32%), Исаевского машиностроительного завода (-46%). В качестве основной причины падения этого рынка в целом по России аналитики Deloitte называют снижение потребления в сферах строительства и АПК в 2016 году.
Моторы второго ряда
Компании лёгкой промышленности показали самые высокие темпы прироста выручки — 44,7% по сравнению с 2015 годом. Правда, представлена отрасль лишь девятью компаниями, и доля её в общей выручке — 3,4%. Но год назад эта доля составляла 2,6%.
Лёгкая промышленность представлена двумя новичками — производителями обуви (ООО «Брис-Босфор» и ЗАО «Донобувь»), двумя производителями верхней одежды (ЗАО «Корпорация “Глория Джинс”» и АО «Элис Фэшн Рус»), четырьмя производителями тканей (в т.ч. хлопчатобумажных) и текстильных изделий (ООО «БТК Текстиль», ОАО «Донецкая мануфактура М», ООО «Камышинский текстиль» и АО «Газпромхимволокно») и производителем игр и игрушек (ООО «Стеллар»). ЗАО «Корпорация “Глория Джинс”» — крупнейшее предприятие отрасли, его выручка формирует практически 70% суммарной выручки компаний данной отрасли в рэнкинге. Шесть из девяти производителей лёгкой промышленности представляют Ростовскую область.
Высокие темпы прироста суммарной выручки среди компаний рэнкинга показали также компании стекольной промышленности — 36,7%. Из пяти компаний данной отрасли наименьшие темпы прироста отмечены на границе 12,7% (Камышинский стеклотарный завод), что соответствует темпу прироста совокупной выручки всех компаний рэнкинга крупнейших производителей в исследуемом году. Крупнейшее предприятие отрасли — ООО «Гардиан стекло Ростов» с динамикой плюс 32% в 2016 году. Далее идёт Каспийский завод листового стекла с приростом в 56%. Правда, это сравнительно новые предприятия, которые выходят на проектные мощности и пока только сокращают свои убытки.
Остальные отрасли рэнкинга показывают динамику середнячков.
Динамику вытащил Дон
Два традиционных региона-лидера — Краснодарский край и Ростовской область (см. таблицу 3). Кубань лидирует по количеству компаний, которое увеличилось с 95 до 102. Число предприятий Ростовской области, напротив, сократилось на три — до 67, но по совокупной выручке компаний Дон не только остаётся на первом месте, но и увеличивает отрыв. Общий оборот донских компаний вырос почти на 20% — до 512,7 млрд рублей. В 2016 году именно Ростовская область сыграла роль региона-драйвера. Краснодарский край же показал темпы, характерные для средних показателей рэнкинга, — плюс 12,6%.
В данном случае сказалась отраслевая специализация регионов. В Краснодарском крае расположены 68 крупнейших производителей в сфере АПК и пищевой промышленности, практически все производители сахара. Эта отрасль и определила среднюю динамику роста. Здесь же мы находим большинство компаний промышленности строительных материалов, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. А в Ростовской области находятся крупнейшие производители машиностроения и металлургии (14 компаний), 6 из 9 производителей лёгкой промышленности — то есть главных отраслей-драйверов 2016 года.
Вторая группа регионов — Волгоградская область (43 компании) и Ставропольский край (33 компании). В четвёрке крупнейших регионов Юга Волгоградская область — аутсайдер по динамике (+1,35%). Наибольшую долю в структуре промышленности региона занимает чёрная металлургия — пять компаний, которые формируют 61% совокупной выручки всех компаний данной отрасли. Вторая отрасль здесь по доле — химическая промышленность (9 компаний). Первая из этих отраслей показала отрицательную динамику, вторая — среднюю положительную.
Ставропольский край также выглядит по динамике хуже среднего — 9,6%. Наибольшую долю в промышленности здесь занимает химпром — на него приходится 58% совокупной выручки компаний края. Вторая отрасль региона по доле — АПК и пищёвка. Обе отрасли в прошедшем году не могли обеспечить опережающие темпы роста. Отметим, однако, что количество компаний в рэнкинге, которыми представлен этот субъект, сократилось с 38 до 33.
Из остальных регионов отдельно стоило бы сказать о Кабардино-Балкарии, компании которой показали общую динамику выручки на уровне 73%. Из семи предприятий четыре — новички из сферы АПК и пищёвки, две из них попали в десятку самых динамичных компаний рэнкинга. На данный момент КБР в списке крупнейших компаний выглядит убедительнее, чем Дагестан — регион, от которого можно было бы ожидать гораздо большего, чем 1% в суммарной выручке участников рэнкинга.
Методика исследования «Сделано на Юге: крупнейшие производители юга России»
В основу формирования рэнкинга крупнейших производителей юга России легли данные, представленные информационно-справочными системами «СПАРК-Интерфакс» и Seldon. Basis, а также полученные на основе проведённого Аналитическим центром «Эксперт ЮГ» опроса компаний. Место компании-производителя определялось объёмом выручки от продаж без НДС, акцизов и экспортных пошлин за 2016 год.
Изначальная база, с которой мы работали в этом году, включала 382 компании с объёмом выручки за 2016 год более 950 млн рублей, из которых 362 компании показали объёмы выручки более 1 млрд рублей. Количество таких компаний ежегодно растёт. Так, всего 209 компаний, попавших в выборку для формирования рэнкинга, показали объёмы выручки более 1 млрд рублей за 2014 год, за 2015 год — 356. Однако если за 2015 год количество таких компаний по сравнению с 2014 годом увеличилось на 147, то в 2016 году по сравнению с 2015 годом — всего на 6.
Участие в рэнкинге ограничивалось основным видом деятельности компании, в роли которого выступало производство. Как и в предыдущем рэнкинге, включены только компании по производству продукции сравнительно высоких переделов. В рэнкинг не попали компании, для которых основным видом деятельности являются растениеводство и животноводство, добыча и обогащение полезных ископаемых, энергогенерация и производство нефтепродуктов.
На основе этой базы сформирован рэнкинг из 300 крупнейших компаний-производителей юга России.
В рэнкинг не были включены:
— компании, находящиеся на данный момент в стадии ликвидации, а также в случаях, если компания проходит процедуру банкротства, или в компании введено наблюдение, а также компании, характер деятельности которых не вполне прозрачен;
— компании, данных по объёму выручки которых нет за 2015 год.
При определении отраслевой принадлежности компаний мы ориентировались на рубрикатор, используемый в наших рэнкингах крупнейших компаний ЮФО и СКФО. Единственным исключением из правил стало объединение в рамках одной отрасли АПК и пищевой промышленности — для ряда крупных компаний провести разграничение между этими отраслями практически невозможно.
Регион нахождения компании определялся в соответствии с её юридическим адресом, а основной вид деятельности — в соответствии с указанным компанией при государственной регистрации видом деятельности согласно ОКВЭД.
Если компании являются двумя разными юридическими лицами, но производят одинаковую продукцию под одной и той же торговой маркой, и (или) имеют идентичные наименования юридического лица (без учёта организационно-правовой формы), в рэнкинг включались производители с наибольшими объёмами выручки.