— Николай, в чём инновационность вашей онлайн-школы?
— Мы готовим учеников 9-11 классов к экзаменам с помощью онлайн-уроков в игровой форме. Это групповые занятия, во время которых преподаватель объясняет материал определённой аудитории. У каждого ученика есть свой личный куратор, с которым происходит отработка материала и проверка домашнего задания. Также предусмотрены мотивационная и психологическая поддержка учеников и общий чат участников. В таком формате мы готовим ребят уже четыре года.
В прошлом году из-за пандемии онлайн-уроки набрали огромную популярность. И мы оказались в тренде, потому что у нас была не только наработанная система онлайн-занятий, но и штат молодых преподавателей, которые относительно недавно сами имели возможность испытать на себе все «прелести» сдачи ЕГЭ на высокие баллы. Преимущество наших преподавателей в том, что они молодые, и знают, как сделать так, чтобы учёба была не только эффективной, но и интересной, понятной, увлекательной, как просмотр сериалов. Ещё со школьной скамьи я заметил, что молодые преподаватели разительно отличаются от возрастных. Молодой учитель по собственному опыту знает, что такое — сдавать ЕГЭ, в отличие от тех, кто никогда не сдавал его.
— Каков средний возраст ваших педагогов?
— 22 года.
— То есть если к вам на собеседование придёт опытный взрослый преподаватель, вы его не возьмёте?
— Как показывает практика, таким учителям нужно время, чтобы адаптироваться под наш формат и встать на один уровень с молодыми педагогами. На это потребуется примерно год-полтора. Именно сейчас по ряду причин у нас нет возможности брать таких учителей на работу. Именно по причине неумения быстро реагировать на изменения рынка, переобучаться, многие школьные учителя не выдерживают конкуренции — ребятам просто неинтересно с ними. И классическому опытному школьному учителю будет очень сложно работать в системе Examis.
— Как вы оцениваете динамику роста компании в последние два года?
— До пандемии мы росли довольно быстро, в разгар пандемии, а это 2020 год, рост увеличился в несколько раз, к тому же ОГЭ (Основной государственный экзамен, который сдают после 9 класса) и ЕГЭ (Единый государственный экзамен, который сдают после 11 класса) — очень популярная сейчас тема. Конечно, у нас есть конкуренты, но в следующем году мы планируем значительно увеличить рост.
— Сколько у вас сотрудников, где они находятся?
— Наша команда работает по территории всей России: Москва, Петербург, Ростов-на-Дону, всего у нас около пятидесяти человек. В офисе работает только отдел продаж, все остальные — на удалёнке.
— Какой для вас главный показатель успешности?
— Успешность мы определяем по количеству учеников и тех, кто проходит наши программы. С каждым годом их количество растёт. Если посчитать наших подписчиков в соцсетях, то их около 100 тысяч человек.
— Какие точки роста для вас приоритетны в 2021 году?
— Мы собираемся улучшать продукт, делать его более интересным, увлекательным. Если обобщать, то мы хотим достичь такого уровня привлекательности образования, его захватывающего эффекта, чтобы оно стояло в одном ряду с сериалами, например, из Netflix. Мы живём в такое время, когда идёт огромная конкуренция за интерес человека.
— Какой для вас главный вызов?
— Наш продукт. Как сделать его не только в формате шоу, но и чтобы он был оригинальным. Это амбициозная задача, так как есть такие конкуренты, как тот же Skyeng. Но наш опыт говорит о том, что такой подход, действительно, практичнее, чем классический. Однако дело тут даже не в этом: главное, чтобы ученик понимал материал, над которым он работает, видел ассоциации, чтобы вспомнить решение той или иной учебной задачи.
— С чего начался Examis?
— Свои проекты я начал делать с 13 лет. Каждый из них для меня дорог, я всегда «горел» ими. До Examis я создал примерно 20 проектов, например, по онлайн-играм. Я был комьюнити-менеджером игры с аудиторией 10 миллионов игроков. Я искал себя везде, пробовал, что бы подошло мне. О своём проекте я начал задумываться ещё в 10 классе. Мне самому нужно было сдавать выпускные экзамены, а все известные мне курсы подготовки были неинтересными. С моей идеей я пришёл на лекции в Южный IT-парк (акселератор для молодых проектов в сфере информационных технологий. — «Эксперт ЮГ»), причём мы пришли вместе с моим отцом.
Мне самому нужно было сдавать выпускные экзамены, а все известные мне курсы подготовки были неинтересными. С моей идеей я пришёл на лекции в Южный IT-парк
Я подумал, почему бы мне не воспользоваться шансом и не попробовать? Я заканчивал 10 класс, шёл на золотую медаль, конечно же, зубрил, но толку от такого механического заучивания было мало. В IT-парке меня научили более сфокусированно мыслить, именно тогда моя подготовка к ЕГЭ обрела направленность.
— Что вас привлекало, а что отталкивало в предпринимательстве?
— Я изначально знал, что предпринимательство — это мой путь. Я всегда подходил творчески к своим проектам, а самое главное, мне было важно делать что-то полезное. Сейчас мне хотелось бы сделать такое, что качественно преобразит систему образования. Я считаю, что будущее не за рабочим классом, а за умными людьми, которые интересуются наукой. В целом, предпринимательство даёт свободу, это лучше, чем сидеть в офисе и работать «на дядю».
— Что было сложнее всего?
— Чем масштабнее проект, тем больше сложностей. Раньше я стеснялся публичных выступлений, но сейчас преодолел стеснительность. Из недавних сложностей — кассовые разрывы, когда мы делаем выручку меньше, чем запланировали, а сотрудникам нужно платить зарплату.
— Что бы вы сделали иначе, оглядываясь на опыт?
— Например, «хантили» бы лучших преподавателей. Конкуренты предлагали педагогам лучшие условия, преподаватели уходили. Сейчас бы я смог эффективнее исправить положение. Раньше я не умел работать с такими ситуациями. Сейчас научился, и на сегодняшний день всё более или менее стабильно. Мы обезопасили себя договором, и во время учебного года уходы преподавателей исключены.
— Есть ли у вас ролевые модели, те, на кого вы ориентируетесь в бизнесе и в жизни?
— Это Георгий Соловьёв, основатель Skyeng, Максим Спиридонов, серийный технологический предприниматель и сооснователь ряда проектов, среди которых «Нетология», «Фоксфорд». Из крупных — Павел Дуров. Вдохновляют успешные предприниматели, такие как Илон Маск, Марк Цукерберг, большие технологичные компании: Tesla, Google, Apple, Facebook, SpaceX.
— Как окружающие восприняли ваш бизнес?
— Я начал его ещё в школе, во время подготовки к ЕГЭ. Конечно, предлагали отложить на потом, но я настоял на своём. И родители, и учителя довольно быстро поняли, что я занимаюсь своим делом, иногда приходилось пропускать уроки, я подходил к учителям, объяснял, и они входили в моё положение. Показывал своим поведением, что это не баловство.
— Как, по-вашему, меняется среда для развития предпринимательства?
— Всё развивается очень быстро, активно продвигаются идеи предпринимательства, сейчас много молодёжи, которая зарабатывает. У наших родителей не было такой возможности. Развитию предпринимательства способствует упрощение ведения бизнеса. Онлайн-бизнес можно вести из любой точки мира, место нахождения не влияет. Надо заниматься делом и не искать отмазок, не искать причин, чтобы не открывать бизнес или бросить его. Главное, чтобы идея была востребованной.