92 99 13

Кризис в Ингушетии — просчёт федерального центра

834
4 минуты

Соглашение об административной границе Чечни и Ингушетии вызвало массовые протесты населения в Магасе. Это свидетельство недооценки как региональной, так и федеральной властью происходящих в республике процессов

Кризис в Ингушетии — просчёт федерального центра

834
4 минуты

Соглашение об административной границе Чечни и Ингушетии вызвало массовые протесты населения в Магасе. Это свидетельство недооценки как региональной, так и федеральной властью происходящих в республике процессов

Кризис в Ингушетии — просчёт федерального центра

Поделиться

Согласно подписанному 26 сентября договору между Рамзаном Кадыровым и Юнус-Беком Евкуровым, республики Чечня и Ингушетия впервые после распада СССР определили между собой административную границу. Для этого пришлось обменяться равноценными нежилыми территориями Надтеречного района Чечни и Сунженского района Ингушетии. В соответствии с соглашением, Ингушетии передан участок горной лесистой местности, Чечне — равносильная равнинная территория. Договор призван поставить точку в спорах, которые длятся с 90-х годов прошлого века, но его условия не понравились тысячам жителей республики. Они восприняли это как потерю исторических земель и вышли на улицы в день, когда Народное собрание Ингушетии рассматривало вопрос ратификации соглашения.

Основное требование протестующих — провести по данному вопросу референдум. По разным оценкам, в этот день в республиканской столице собралось до 15 тысяч человек. Был сформирован оргкомитет митинга, в который вошёл Магомед Муцольгов, глава правозащитной организации МАШР. Организация действует с 2005 года и занимается оказанием бесплатной юридической помощи, внесена в реестр иностранных агентов. Именно Муцольгов стал говорить от имени оргкомитета.

На сторону протестующих неожиданно встал Конституционный суд Ингушетии, который 4 октября опубликовал отзыв на законопроект за подписью председателя суда Аюба Гагиева. Вердикт суда — проект закона не подлежит рассмотрению Народным собранием, поскольку территориальные соглашения могут утверждаться только по результатам всеобщего референдума в соответствии со 111 статьей конституции Ингушетии.

Юристы аппарата Евкурова в ответном отзыве пояснили, что указанная статья распространяется только на внутренние границы между населёнными пунктами республики. Кроме того, представители главы республики отметили, что на референдум обязательно выносятся вопросы изменения установленных территорий или границ, а ранее между Чечней и Ингушетией юридически закреплённых границ не существовало.

По сообщению ТАСС, ситуация в республике обсуждалась по телефону между президентом Владимиром Путиным и Юнус-Беком Евкуровым. Президент призвал разрешать ситуацию не силовыми методами, но «методами демократии». По словам протестующих, полпред президента в СКФО Александр Матовников 16 октября на встрече с ними заявил, что власти не будут отменять соглашение между республиками, а если есть вопросы к легитимности голосования в Народном собрании, то надо обращаться в суд. В полпредстве СКФО ситуацию не прокомментировали.

По мнению руководителя Центра электоральных практик Сергея Полякова, кризис в Ингушетии — следствие того, что власти не прислушались к мнению населения.

«После присоединения Крыма авторитет власти в обществе был очень силён, и она могла проводить в том числе далеко не популярные мероприятия, опираясь на доверие населения. Но этим летом ситуация поменялась коренным образом: доверие к власти — и федеральной, и региональной — серьёзно пошатнулось. Я думаю, что осознание этого к федеральному и региональному руководству ещё не пришло, — отмечает эксперт. — А когда решение цепляет какие-то серьёзные глубинные интересы, как в данном случае, национальный интерес ингушского народа, люди готовы протестовать, выражать своё мнение в достаточно острой форме».

Политолог Александр Джадов считает, что сам прецедент протестов в Магасе может положить начало целому ряду территориальных споров в других кавказских республиках. «У нас весь Северный Кавказ — это разделённые народы: Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Территориальные конфликты латентно протекали всё это время с конца советской эпохи. В силу разных причин это оставалось либо в ведении компетентных органов, либо узкого круга людей. Сейчас же эта тенденция запущена, и, к сожалению, я уверен, что мы увидим целую череду подобных земельных споров», — считает г-н Джадов. По его мнению, оптимальный сценарий выхода из сложившейся ситуации — заморозка этого конфликта. «Любые решения, принятые на местном уровне, не будут легитимными. Население региона, во всяком случае, радикально настроенное, что по одну, что по другую сторону несуществующей границы, не будет им доверять. Ситуацию исправит только ведение долгих профессиональных переговоров», — добавляет эксперт.

По мнению политтехнолога Константина Калачёва, кризис вИнгушетии возник из-за того, что власти недооценили возможные последствия соглашения о границе. «Я думаю, что ответственность за эти события должен взять на себя полпред. Москва в происходящих событиях играла меньшую роль. Кремль информировали о том, что происходит, но при этом риски и угрозы либо не были обозначены, либо были, но не в полной мере. Их недооценили. И если чьи-то акции в этой ситуации и должны идти вниз, то это как раз полпреда президента в СКФО Александра Матовникова. Он создал проблемную ситуацию на ровном месте», — отметил политолог. Он также добавил, что Юнус-Бек Евкуровв данной ситуации повёл себя как «системный» глава региона, который понимает, что такое существующая вертикаль власти.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1