«Не ждите чуда, надейтесь на себя и не сдавайтесь»

484
11 минут
«Не ждите чуда, надейтесь на себя и не сдавайтесь»

Избранные цитаты представителей молодого поколения предпринимателей 

Новое поколение предпринимателей требует новых подходов к пониманию сути их бизнеса. Это признают все участники дискуссии, организованной аналитическим центром «Эксперт Юг» в рамках исследования «Образ молодого предпринимателя: новое поколение». Исследовательский проект, организованный нами совместно с банком «Центр-инвест» и компанией Amway, затронул более 300 предпринимателей Ростовской области и Краснодарского края, которые ответили на вопросы наших анкет и рассказали о своей деятельности в интервью нашему изданию.

С итогами проекта можно ознакомиться здесь.

Чтобы оценить и поддержать бизнес нового поколения, необходимо понимать его ценности. Они приводят нас к осознанию более глубинных пластов общественной роли молодого поколения: а зачем вообще молодежь идет в предприниматели?

Ответ на этот вопрос, а также высказывания о разнице между генерациями бизнесменов, digital-увлечениями, о том, пора ли, наконец, «валить из страны» — в нашей подборке. Цитаты записаны в рамках онлайн-конференции АЦ «Эксперт Юг», которая состоялась 14 мая.

 

Партнёрами исследования стали банк «Центр-инвест» и компания Amway

Андрей Краев, индивидуальный предприниматель (Краснодар):

— Моя команда состоит из молодых предпринимателей, более 50% моих партнёров — до 35 лет. <…>. Хотел бы ещё привести такой пример про низкие риски. На самом деле не то чтобы страшно было рисковать деньгами, но просто у молодёжи нет того стартового капитала, который позволили бы быстро извлекать прибыль. Сейчас ищут именно то, как начать своё дело без больших капиталовложений. И бизнес-модель, в которой я работаю, она позволяет это реализовать. Для меня лично это тоже играло большую роль. Хотя могу сказать, что я ещё работаю по найму в нефтяной компании, т.е. я параллельно совмещаю, и эта гибкость тоже сейчас играет роль, на что мы тратим своё время, как мы его планируем <…>. У меня не было опыта в предпринимательстве, и благодаря тому, что есть возможность обучаться, ещё и бесплатные у нас ресурсы есть, это позволило стать предпринимателем. И есть такое вот спокойствие, что дальше можно развиваться, и есть перспектива.

Виктория Ручка, директор компании «Гамма» (Краснодар):

— Среда, в которой мы предпринимаем и создаём бизнес, она, возможно, изменится. Возможно, это будет другая страна <… >. В последнее время количество людей, которые кричат мне о том, что надо отсюда валить, растёт просто в геометрической прогрессии.  <…> Потому что на данный момент среда, в которой мы предпринимаем в России, максимально агрессивная. Знаете, что ощущают люди в такой среде? Мы не нужны. <…>.

Я хочу сказать, если вы хотите, чтобы здесь был интерес к предпринимательству, и он возрастал, это нужно воспитывать с детства. <…> Дети боятся делать ошибки, вырастают и точно также боятся делать ошибки. А кто такой предприниматель вообще? Путь предпринимателя – это череда ошибок и успехов. И если ты изначально боишься делать ошибку, ты вообще в этот путь не пойдёшь. Лучше я пойду работать на какого-то дядю, получать свои 30 тыс. рублей, зато меня ругать не будут, я не накосячу. Потому что у меня есть чёткий алгоритм: 1-2-3. У предпринимателя такого алгоритма нет – это постоянно креативная работа, ты постоянно сталкиваешься с разными ситуациями, из которых тебе нужно находить выход.

Сейчас, чтобы предприниматели не погибали на уровне только зачатка идеи, нужно создавать среды, где они могут расти.

Юрий Бажаров, основатель компании «Авантаж BP» (Ростов):

— Сколько сейчас предпринимателей, не знаю, 4-5% в стране? А то и меньше? Новое поколение, у него другие ценности. Если люди, которые вышли, образно говоря, из Советского Союза в Российскую Федерацию, они были вынуждены выживать. Основная задача была выжить в 90-е годы. И самой структуры бизнеса не было. И люди начали просто пробовать. Кто-то продавал, кто-то производил. Культура поменялась. Момент выживания отошёл на задний план. Не каждый сейчас человек, который хотел бы быть предпринимателем, хотел бы зарабатывать слишком много денег. В основном, как я вижу, это больше свобода: свобода перемещений, свобода действий, вести бизнес, жить, как хочешь, но при этом быть обеспеченным. Вот это основная проблема. И многие из нового поколения хотят иметь свой бизнес, но а) не знают как, б) нет начальных капиталов и нет того рядом, кто может помочь.

Иван Базин, руководитель Университета профессионального образования (флористика, дизайн, культура, Краснодар):

— То, что сейчас много высшего обучения, не значит, что люди грамотные. В нашем поколении очень много людей работают продавцами и предпринимателями с высшим образованием. Государство предпринимает сейчас меры по поддержанию рабочих профессий. Т.е. сейчас хорошего электрика либо сварщика найти – это проблема. Т.е. государству сейчас невыгодно высшее образование. Думаю, будет сокращаться попадание в такие институты нового поколения, а будут предлагаться именно узкоспециальные рабочие профессии. В принципе, я с этим согласен. И мы потеряли ту нить, когда ещё давно в Советском Союзе были востребованы эти профессии. Но что касается предпринимательства в целом. Меня одно удивляет в нашем предпринимательстве — нет общения между предпринимателями. Нет культуры предпринимательской у нас. По одиночке мы ничего не сможем с вами сделать, только коллаборация, возможно, проекты какие-то новые. Вместе это всё сочетаемо.

Злата Степанова, руководитель стоматологической клиники «Loldent » (Ростов).

— Мне очень понравилось, что вы взяли мнение со стороны, старшего поколения о каких-то основополагающих качествах молодых предпринимателей. И мне очень понравилось, что одним из основополагающих качеств предыдущего поколения предпринимателей было трудолюбие, и обозначили вот эту проблему — нарциссический инфантилизм нашего поколения. Когда мы считаем, что всё должно быть у нас на блюдце, не должно быть никаких проблем у предпринимателей, всё: и государство и люди – все должны нам помогать, так не бывает.  <…>. Нужно не забывать, что работа – это всегда труд. Мы избалованы всякими веяниями из Инстаграма, что работа не должна приносить никакой усталости, «люби своё дело – и не будешь работать ни одного дня в жизни». Конечно, это неправда. Наши предки умирали от работы, это в любом случае, физический труд, психологический, эмоциональный…

Гоар Салафаниди, генеральный директор агентства digital-маркетинга «Трансинфо» (Краснодар):

— Ребятам молодым очень важны тренды. Им не столько важно зарабатывать деньги, сколько важна свобода, понимание, что он делает что-то полезное для общества, для мира в будущем, вот это устойчивое развитие, этот тренд для молодёжи очень важен. Не просто работать, а работать в среде, которая экологична. Т.е. молодёжь очень много внимания уделяет среде. Поэтому мы вкладываем тоже очень много денег, чтобы были всякие вот такие вещи, зелень и среда.  <…>. Чем старше мы становимся, тем сложнее нам разбираться с новым. И это проблема, потому что иногда даже разговор с молодым предпринимателем, с молодым клиентом, который может длиться, грубо говоря, 20 минут, ему за 20 минут все поставим задачи, поймём вектор стратегии, с более старшим заказчиком мы можем днями обсуждать, пока мы все покиваем и поймём, что мы договорились об одном и том же. И я с большим уважением отношусь к бизнесу, который старается меняться. И последние два месяца это показали. Потому что большое количество бизнесов перешли в онлайн, пересилили себя. Может быть, они никогда бы этого не сделали, какие-то рестораны так бы и остались без доставки и т.д. А сейчас пришлось меняться. И я думаю, что за многие изменения, за многие перемены они будут благодарны. За то, что был такой пинок, за то, что был такой толчок. И я думаю даже, что этот период карантина, изоляции, он как-то сблизил все поколения, потому что все объединились вокруг какой-то цели, выживания бизнеса.

Евгений Смычагин, учредитель компании «Рубин» (Краснодар):

— Наша отрасль достаточно консервативная, это производство, металлообработка. Т.е. нам нужны сварщики, токари, фрезеровщики, которых сейчас, к сожалению, практически нет, и если они есть, квалификация такого персонала оставляет желать лучшего. Стараемся сотрудничать, у нас есть Краснодарский машиностроительный колледж, Кубанский Государственный технологический университет, другие колледжи и университеты, которые подготавливают именно данных специалистов. Конечно, приходится ставить их в пару с более опытными сотрудниками, которые им покажут то, чего они не доучили в университетах или в колледжах. Это достаточно острая проблема. Что касается, мнения про целенаправленное обучение предпринимателей в школах. То я бы здесь не согласился, потому что предприниматель – это тот, у кого жилка, какая-то предпринимательская способность. Я считаю, этому невозможно научить. Учить под копирку предпринимателей тоже достаточно сложно, потому что очень много отраслей, нюансов, много всего-всего, чему просто невозможно научиться. Мы открывались в 2015 году, всё оборудование искали, находили эти станки, находили персонал и начинали работу, т.е. мы не получали ни господдержки, ни инвестиций, потому что я рассчитываю на себя. <…>. Не нужно нам инвестиций, не нужно нам кредитов и субсидий, загрузите предприятие заказами, мы будем работать, пополнять оборотные средства, и на эти оборотные средства существовать, платить зарплату.

Андрей Пинегин, основатель фабрики «Аль-фреско» (Краснодарский край):

— Мы поняли, что нельзя сидеть, неизвестно, когда закончится вся ситуация, вся команда наша – дизайнеры, менеджеры на удалёнке – сделали всё, чтобы переработать сайт, запустить новые каналы продаж, соцсети. Т.е. сделать так, чтобы мы были в сети. <…>. Как депутат Белореченского района я скажу так: помощи никакой не будет, всё это красивые слова. Поэтому не ждите чуда, надейтесь на себя.

Андрей Губа, глава региона «Юг» компании Amway:

— Мы инвестируем достаточное количество средств, для того чтобы быть актуальными для наших потенциальных предпринимателей. И самая главная задача наша – это минимизировать риски, с которыми сталкивается предприниматель на самом начальном этапе. Это ярко было выражено в исследовании. Начинать всегда непросто <…>.

На начальном этапе, когда ты не имеешь огромного товарооборота, мы можем выплачивать больше денег. Это наша программа «Бизнес плюс», благодаря которой вознаграждение наших новичков на старте увеличивается в первые год-полтора на 60% и  больше. Это дает свои результаты. Когда четыре года назад мы стартовали с этой идеей, у нас в России было 18% молодёжи в бизнесе – от 18 до 35 лет – сейчас эта цифра приближается к 30%.

Сейчас за счет опыта других, успешных или неуспешных кейсов мы можем взвешивать все риски. Более доступно стало обучение, и твои «скиллы» не являются нулевыми на старте. Раньше предприниматели засучив рукава сразу бежали в бой, а нынешнее поколение взвешивает очень много. 

Мария Христолюбова, заместитель начальника управления по работе с малым и средним бизнесом банка «Центр-инвест»:

— «Центр-Инвест» работает со стартапами достаточно давно, и на рынке мы являемся безусловным лидером не только в регионе, но и в стране. Не боимся, рискуем, работаем, более 700 успешных проектов. И успех этих проектов, наверное, не только в финансовой поддержке, но и в работе в сфере наставничества. Вот здесь как раз соединение двух поколений, молодого и старого. И здесь вот эта коллаборация, когда опыт более опытных предпринимателей помогает взращивать новое поколение, новую волну, которая проходит все возможные преграды, кризисы уже с вот этим запасом и багажом, который могут им передать более опытные предприниматели <…>.  Новое поколение предпринимателей умеет выживать, его бизнес более гибкий, приспосабливаемый, он занимает новые ниши, очень активно, потому что крупные игроки уходят, ниши освобождаются. Это непрерывный поток жизненный. А вот в посткризисный период это особенно ярко видно по количеству обращений вот таких вот новых проектов <…>.

Наверное, сейчас современный предприниматель — это представитель того поколения, которое готово к «вау-бизнесу», к бизнесу, который должен жить в постоянных инновациях, в постоянных трансформациях и, естественно, в условиях непрерывных кризисов, которые мы с вами чувствуем.

Яна Куринова, директор АНО «РРАПП»:

— Наверное, молодые предприниматели – это тот Клондайк для будущего развития государства, для будущего развития общества, потому что то, что происходит сегодня, смогут вынести не все, давайте честно, не все останутся на плаву. Но только те, кто обладают набором компетенций, знаний, те, кто понимает психологию бизнеса, смогут выжить. Важно знать, что для многих известнейших компаний <…> кризисные моменты были стимулом для нового развития. Я искренне надеюсь и верю, что все предприниматели, которые сегодня с нами на связи, смогут обратить происходящее в свою пользу. И мы как агентство поддержки предпринимательства всегда рады предложить вам свои продукты, начиная от консультаций, заканчивая финансовой поддержкой.


Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен. 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...