Что производит юг России

1284
3 минуты
Проблема того, что наша страна производит в десять раз меньше товаров народного потребления на душу населения, чем любая из развитых стран, была со всей остротой поставлена нашими коллегами из федерального «Эксперта» (см. специальный доклад «Мы ничего не производим», «Эксперт» № 47 (829) за 2012 год). Наверное, излишне говорить о том, что принципиально ситуация за время, прошедшее с этого исследования, не изменилась. И мы решили провести системную работу с целью ответить на простой вопрос: а что производит юг России? Какие товары он сегодня даёт не абстрактной стране, а конкретным конечным покупателям внутри России?

Ответ может быть простым, судите сами. Мы насчитали в 13 субъектах ЮФО и СКФО 487 компаний-производителей, относящихся к среднему и крупному бизнесу. Из них 234 занято в АПК и пищевой промышленности. Доля этих предприятий в общей выручке южнороссийских производств — почти 40%. Ни одна отрасль и близко не стоит ни по количеству производителей, ни по доле в выручке. Юг России производит прежде всего продукты питания, причём этот профиль с годами становится всё более ярко выраженным. Вывод этот может показаться достаточно банальным — основные урожаи-то именно на Юге. Но мы сделали этот вывод небанальным за счёт методики — мы не включали в нашу базу производителей сельхозсырья, а холдинговые структуры включались только в том случае, если они являются в том числе производителями товаров для прилавка. И тем не менее налицо такой перевес.

По выручке ближайший преследователь — химпром. Всего 39 компаний, но среди них крупные экспортёры — заводы холдинга «ЕвроХим», ставропольские «Ставролен», «Арнест» и «Монокристалл», волгоградский куст предприятий. Химия — рынок для глобальных игроков, круг их очень невелик, причём, как правило, они развивались на базе советских промышленных предприятий.

По количеству компаний следующая после АПК и пищёвки отрасль — машиностроение и металлообработка. Нужно сказать, что в этой сфере также очень велика роль крупных предприятий с историей. Нельзя не учитывать и того, что целый ряд крупных предприятий в машиностроении и химической промышленности завязан на АПК — производители комбайнов, удобрений, оболочки для колбас, упаковки.

А вот в АПК и пищевой промышленности почти весь бизнес создан уже в постсоветские годы. Количество заводов, построенных с нуля и за частные деньги, здесь больше половины — в том числе среди крупных предприятий. И конечно, даже заводы, работающие с советских времён, за последние годы обновлены полностью — иначе они бы не выдержали конкуренции. Иными словами, если смотреть на южное производство в исторической перспективе, мы видим, что продукты питания — главная точка роста.

Но при этом мы замечаем, что Юг разыгрывает и конкурентные преимущества, связанные со своим местом на карте транспортных потоков. В масштабе страны мы представляем собой южные ворота в мир, что очень важно для работы индустриальных предприятий, имеющих значимую экспортную составляющую.

Ещё одно направление, о котором нужно сказать отдельно, — промышленность строительных материалов. В этой сфере сегодня на Юге 61 производитель, и её доля в общей выручке сравнительно невелика — 9,2%. Но количество предприятий и доля новых заводов говорят о том, что это ещё одна потенциально мощная точка роста.

Итак, три кита южного производства: работающая потенциально для всей страны пищёвка, далее — промышленность с значимой экспортной составляющей, и производство строительных материалов, в существенной степени завязанное на рынок самого юга России. Безусловно, есть весьма солидные исключения — например, оборонные предприятия, производство электровозов, нефтепереработка. Но на этих направлениях сложно ожидать массовости; можно только радоваться тому, что эти заводы находятся именно на Юге, а не в другом месте.

В сегодняшнем контексте импортозамещающих настроений наибольшие перспективы, безусловно, имеют АПК и пищевая промышленность. На самом деле у этого сектора ещё много работы: даже ряд сильных региональных компаний пока являются федеральными скорее по формальным признакам — присутствуя в нескольких регионах.
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1